...Из аэропорта Бергамо, куда мы прилетели из Берлина, нас выпустили через местный терминал. Видимо, страны Шенгена уже настолько сроднились между собой, что не стало никакой разницы: из Германии ты прилетел или просто из другого города Италии - все равно это все уже одинаково свое, родное, а потому и терминал в аэропорту местный.
Аэропорт в Бергамо маленький и находится в черте города. До важной городской точки - железнодорожного вокзала отсюда ходит автобус за 1.70 евро. Впрочем, этот автобус идет и дальше, вплоть до самого исторического центра. Не буду долго описывать здешний (а, собственно, и весь итальянский) автобусный транспорт, ибо городские автобусы тут мало чем по сути свой отличаются от немецких, лишь замечу, что они не такие аккуратные, хотя и гораздо чище родимых московских.
Лучше расскажу вам про сам Бергамо.
Делится он на две части: Верхний Город и Нижний Город, и все потому, что находится в предгорьях Альп. Верхний Город (как раз его можно видеть на самой первой фотографии) - так сказать, сердце Бергамо, который был построен еще древними кельтами в шестом веке до новой эры, расположен на вершине довольно-таки высокого холма. Кстати, это название ему дали все те же кельты. Вергхейм на их языке как раз и обозначал "город на горе", римляне же переделали это название на свой лад, и город стал называться Бергомум. Ну, а затем этот Бергомум окончательно преобразовался в Бергамо. Нижний Город, в свою очередь, - уже более современный и находится у подножия холма.
Вообще же, история Бергамо, прежде всего, связана как раз с его географическим положением. Даже при кельтах он славился тем, что стоял как раз на торговом пути из стран Европы в Италию, ибо с севера к нему подступали Альпы, на востоке располагалась Венеция, на западе - Милан, а на юге вся остальная Италия. Торговать было очень удобно.
До Верхнего Города мы доехали на автобусе. Уже от подножия холма на него открывается чудесный вид: трех-четырех- этажные домики в ряд, словно солдатики, несут оборону за мощной крепостной стеной! Первую оборонительную стену здесь построили еще римляне во времена Римской империи. А укрепляли ее уже венецианцы 12 веков спустя. После падения Римской империи, Бергамо пытался быть самостоятельным городом-коммуной. Но это у него не сильно получилось, как, впрочем, и у многих других, потому что со всех сторон на него начали нападать разные вредные враги. Так что, когда его под свое крылышко взяла Венецианская республика (он вошел в ее состав), все остались сыты, довольны и счастливы. Говорят, что до сих пор на стенах многих старых домов в Бергамо можно встретить барельефы крылатого льва, который передней лапой опирается на раскрытую книгу. Это символ евангелиста Марка (одного из святых апостолов) - покровителя Венеции. Интересно, что, когда Наполеон во время своего правления умудрился запретить этот символ, многие местные жители восстали и всеми правдами и неправдами начали беречь и замаскировывать его на всех домах, где он был.
Признаюсь честно, мы крылатого льва в Бергамо встретили лишь однажды - на стене ратуши Палаццо-делла-Раджоне. Я не уверена, что сохранился он там с тех самых пор, но смотрится он весьма благородно.
Что же можно увидеть в Бергамо? И что мы там увидели? Во-первых, как это не банально звучит, исторический центр Верхнего Города. Банально, потому что с одной стороны, все исторические центры всех старых европейских городов в чем-то очень похожи. Но, с другой, у каждого из них есть отличия. И в Бергамо эти отличия - дома. Если бы меня, к примеру, спросили, каким одним словом я могу охарактеризовать мое первое впечатление от Верхнего Города, то я бы, не задумываясь, назвала его Шоколадным. И вовсе не потому, что тут продается много шоколада. А потому, что почти все дома здесь бежевого, желтого, кофейного и шоколадного цветов.
Не могу сказать точно возраст самой древней постройки в Верхнем Городе. Но известно, что с давних времен тут строили дома исключительно из желтого песчаника - местного стройматериала, и именно такие дома здесь стоят до сих пор, образуя узенькие, выложенные булыжником улицы и небольшие уютные площади. Теперь, конечно, в большинстве старых домов находятся магазинчики, сувенирные лавки, кафе и рестораны, и все-таки мы встретили немало таких, где до сих пор живут люди. На входных дверях в эти дома напротив звонков висят таблички с фамилиями жильцов. Согласитесь, не плохо было бы пожить в таком доме, к примеру, века четырнадцатого, не правда ли?
Во-вторых, довольно-таки необычно выглядит площадь Веккья, что значит - "Старая". Говорят, что сама площадь сформировалась в 14 веке. А, вот, ратушу Палаццо-делла-Раджоне, которая на ней стоит, построили здесь в 12 веке. Необычность же заключается в том, что сначала эта ратуша была повернута фасадом совсем в другую сторону. И только три века спустя ей оформили фасад с выходом на Веккью.
А на площади еще имеется фонтан Контарини, круглый со львами, но нас он не особенно впечатлил. И здание старинной библиотеки Анджело Мея с более 600 тысячами книг.
Кстати, а повернута сначала ратуша была на площадь под названием Дуомо. Площадь сия очень маленькая, однако ж, вмещает аж три достойных внимания здания: базилику Санта-Мария-Маджоре, капеллу Коллеони и кафедральный собор Сант-Алессандро, который возвели на месте старого, построенного в шестом веке.
Расскажу сначала о базилике. Если коротко, то это - шедевр! Считается, что славится базилика своим романским порталом. Портал, и правда, хорош! Множество разнообразных витиеватых, спиралевидных и прямых мраморных колонн, каменных завитушек, похожих на кружева, выполненные с поразительной точностью фигуры библейских персонажей.
Но и внутри базилика нас тоже восхитила. Далеко не каждый собор имеет такое количество удивительно красивых фресок и настолько высоченные своды. Нам удалось подняться к крыше базилики. Не знаю, что располагалось здесь раньше, теперь же тут - несколько залов выставочной современной скульптуры (правда, эта выставка - временная). Скульптура нам не очень понравилась, но наличие таких немалых помещений в совершенно неожиданном месте удивило нас еще больше.
Капелла Коллеони. Бартоломео Коллеони - это такой товарищ, который жил в Бергамо в 15 веке, и которого пригласили в Венецию на службу в качестве кондотьера, то есть наемного полководца. Там он мощно прославился своими завоеваниями и стал очень известным. А посему в Баргамо после смерти ему возвели капеллу или, другими словами, усыпальницу.
Надгробие Каллеони украшает его позолоченная фигура на коне. А, кроме него, здесь, в капелле, похоронена и его дочка Медея. Она родилась, когда Бартоломео было уже 60 лет, и умерла совсем в юном возрасте.
Ну, и наконец, кафедральный собор Сант-Алессандро. Строили его долго - с 15 по 19 век, а посвящен он, не много, не мало, самому покровителю Бергамо святому Александру. Собор, как и все католические, довольно приятен, но в своем декоре, на мой взгляд, в сравнении с базиликой сильно проигрывает.
Зато в Сант-Алессандро мы встретили свадебную процессию. Правда, на саму церемонию нас не пустили, но мы, вообще-то, особенно и не стремились. А еще к Рождеству там сделан просто великолепный вертеп. Нигде больше я до сих пор такого не видела! В натуральную величину воспроизведены фигуры Марии и Иосифа, маленького Иисуса в яслях, окруженного коровкой и овцами.
А рядом - чуть ли не настоящий Вифлеем. Дома на горе, река, люди, выпасающие стада, - правда, все это уже не в натуральную величину. Но у берега реки сидит рыбак и удит рыбу. Он реально забрасывает в воду удочку, реально вытаскивает ее с рыбой. А на другом берегу ослик ест сено и качает головой. Да-да, фигурки двигаются, словно живые! Каждые 10-15 минут в этом Вифлееме на смену дню приходит ночь, на улице темнеет, в домах зажигаются огни. Периодически тут идет дождь, иногда падает снег. И, скажите, как после этого не поверить?
Еще одно классное место в Бергамо - это башня Кампаноне. Она считается его символом аж с начала 13 века. Правда, в конце 15 века эта башня погорела и ее пришлось перестроить. А дело было так. В ночь на 8 сентября 1486 года народ праздновал Рождество Пресвятой Богородицы. Зажигал костры и фейерверки, в общем, оттягивался, как мог. И как-то так получилось, что искры попали на ее деревянную крышу. Праздник запомнился надолго - башня вспыхнула так, что было видно со всех концов города. Когда пожар потушили и посмотрели, что осталось от башни, то сразу приняли решение не только ее обновить, но и надстроить в камне. Во второй раз ее надстроили в конце 16 века, а заодно установили на одной из стен часы. А в 1960 году проложили внутри лифт. Такой она и стоит с тех пор. Сейчас высота башни почти 53 метра!
Конечно, мы с Антошкой не могли не подняться на нее. Надо ли описывать тот вид на город, который нам открылся? Вид потрясающий! Безумно красивые купола базилики на уровне глаз...
Городские башни и соборы во всем своем великолепии...
Тонущий в закатной дымке Нижний Город где-то у подножия холма и заснеженные вершины Альп с "шоколадными" точками домиков с другой стороны!
Еще в Бергамо мы посетили нечто вроде школы-музея ботаники. В принципе, он нас не очень впечатлил. В нем в больших банках и контейнерах хранились коричневые сухие листья разных деревьев, срезы многолетних стволов с огромным количеством возрастных колец и разные запасы воды в бутылках.
Ну, и, наконец, расскажу вам о фуникулере, который поднимает и спускает всех желающих из Нижнего Города в Верхний и обратно. В принципе, фуникулеров в Бергамо два. Один - самый старый и знаменитый - ведет действительно из Нижнего в Верхний Город, но мы совершенно случайно нашли и другой, который из Верхнего Города поднимает народ на самую вершину холма. Оба фуникулера являют собой два скрепленных друг с другом вагончика, которые ходят по проложенным под очень крутым углом рельсам. Нам удалось прокатиться только на первом фуникулере - как раз на нем мы после всех наших прогулок спустились вниз. Его построили еще аж в 1886-1887 годах, и сначала он был вообще на конной тяге. Протяженность его пути 240 метров, высота подъема 85 метров.
Сейчас все начинается с того, что вы приходите на станцию, где покупаете билет, стоит сие счастье 1,05 евро за поездку. Ходит фуникулер с интервалами в 10-15 минут и за то время, пока вы его ждете, вполне можно осмотреть станцию. Хотя, кроме кафе и киоска с печатной продукцией, здесь осматривать особо нечего. У фуникулера две рельсовые колеи: по одной первый вагончик поднимается, в то время, как по другой ему навстречу спускается второй. Каждый рейс рассчитан на перевозку 50 пассажиров. Считают их весьма интересно. В нескольких метрах от входа в вагон стоит турникет-вертушка, а над ним табло с цифрой 50. Вы заранее компостируете свой билет, а когда приходит ответственный за посадку дядя, то просто проходите через турникет. В момент вашего прохода цифра на табло уменьшается на единицу. И так с каждым новым пассажиром идет обратный отчет. Когда на табло появляется цифра ноль, или если желающих больше не остается, фуникулер отправляется в путь. Ехать до нижней станции совсем не долго. Пять-семь минут - и вы в Нижнем Городе.
И еще хочу заметить, что, когда мы прибыли в Бергамо, ни у вокзала, ни на всей остальной территории Нижнего Города снега не было. А, вот, когда поднялись в Верхний, то увидели, что снежок, хотя и очень тонким слоем, но там лежит. Казалось бы, всего на 85 метров выше, а уже такая климатическая разница!
Вот на этой оптимистической ноте и закончилась наша культурная программа в Бергамо. Конечно, по-хорошему, можно было бы посмотреть еще и картинную галерею "Академия Каррара", в которой хранятся картины Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Лотто, Пизанелло, Белини и других. При чем почти без ломовых очередей, присущих многим музеям Италии. Но в нее мы банально не успели. Ведь нас еще ждал путь в Милан.