Запарковав машину на площадке неподалёку от ворот, Карим вкратце излагает нам предысторию Персидской державы. Я не стану пересказывать его слова, а просто отошлю всех интересюущихся предметом к работе Д.В. Деопика "История Древнего Востока". Книга написана бодрым, литературным языком, так что читать её одно удовольствие. Вот из неё легко почерпнуть сведения о происхождении древних государств на месте нынешних Ирана, Ирака, Египта и ближневосточных стран, а найти текст в Интернете труда не составит. Мы же торжественно входим на территорию великой имперской столицы, предъявив на входе купленные гидом билеты (их стоимость входит в цену экскурсии).
Увы, первое знакомство с историческим местом несколько смазано обилием автографов на древних камнях; один на русском, сделан в начале XX века человеком из Риги, другой принадлежит журналисту, более прославившемуся как путешественник Стэнли, да-да, тот самый Стэнли, нашедший в африканских джунглях экспедицию Ливингстона. Зато потом дела идут как-то веселее, в основном потому, что посетителей на местности можно пересчитать по пальцам, причём даже не пришлось бы разуваться. Фактически, развалины принадлежат нам четверым, и оттого удаётся проникнуться духом величия этого места.
Что обращает на себя внимание в первую очередь - стоящие у входа во дврец крылатые демоны с бородами; можно подумать бог знает что об эстетических чувствах персов, но, оказывается, в данном случае всё по делу: эти монстры призваны отпугивать злых духов, и при наличии их в страже можно быть уверенным, что ни одна зараза в царские покои не проникнет.
Ощутив себя под надёжной защитой, попытаемся погрузиться на две с половиной тысячи лет назад и представить себе, как выглядели окрестности во время пребывания здесь двора. Сначала, конечно, постараемся вообразить приближение царского кортежа, двигающегося вот по этой обсаженной высоченными деревьями дороге; не могу удержаться, и процитирую описание Квинта Курция почти целиком: "Впереди на серебряных алтарях несли огонь, который у персов считается вечным и священным. Маги-жрецы пели древние гимны. За ними следовали 365 одетых в пурпурные плащи юношей, по числу дней года, так как и у персов год делился на столько же дней. Затем белые кони везли колесницу, посвященную Юпитеру, за ней следовал конь огромного роста, называемый конем Солнца. Золотые ветви и белые одеяния украшали правящих конями. Недалеко от них находились 10 колесниц, обильно украшенных золотом и серебром. За ними - всадники 12 племен в различных одеждах и по-разному вооруженные. Далее шли те, кого персы называют "бессмертными", числом до 10 тысяч, ни у кого больше не было столь по-варварски пышной одежды: у них были золотые ожерелья, плащи, расшитые золотом, и туники с длинными рукавами, украшенные драгоценными камнями. На небольшом расстоянии шли так называемые "родичи царя" числом до 15 тысяч. Эта толпа с ее почти женской роскошью в нарядах выделялась больше пышностью, чем красотой вооружения. Следовавшие за ними придворные, которые обычно хранили царскую одежду, назывались копьеносцами. Они шли перед колесницей царя, в которой он возвышался над остальными. С обеих сторон колесница была украшена золотыми и серебряными фигурами богов, на дышле сверкали драгоценные камни, а над ними возвышались две золотые статуи, каждая в локоть высотой. Между ними находилось священное золотое изображение, похожее на орла с распростертыми крыльями. Одежда самого царя превосходила роскошью все остальное: пурпурная туника с вытканной посредине белой полосой; плащ, расшитый золотом, с золотыми же ястребами, сходящимися друг с другом клювами, по-женски опоясанный кушаком. Царь подвесил к нему акинак в ножнах, украшенных драгоценными камнями. Головной убор царя, называемый персами "кидарис, украшали фиолетовые с белым завязки. За колесницей шли 10 тысяч копьеносцев с богато украшенными серебром копьями и стрелами с золотыми наконечниками. Около 200 приближенных вельмож следовало справа и слева от царя. Их отряд замыкал 30 тысяч пехотинцев в сопровождении 400 царских коней. За ними на расстоянии одного стадия колесница везла мать царя, в другой колеснице была его жена. Толпа женщин на конях сопровождала цариц. За ними следовали 15 повозок, называемых гармаксами: в них находились царские дети, их воспитатели и множество евнухов. Далее ехали 360 царских наложниц, одетых тоже в царственные наряды, затем 600 мулов и 300 верблюдов везли царскую казну; их сопровождал отряд стрелков. Следом за ними - жены родных и друзей царя и толпы торговцев и обозной прислуги. Последними шли замыкавшие строй отряды легковооруженных воинов, каждый со своим командиром".