Сначала немного об океане. Океан в том месте, где мы были, был, конечно, своеобразным. Всем хорош, предсказуемые приливы и отливы (не как на Бали или на Занзибаре), теплый, довольно ласковый. Одна незадача – почти всегда волны. Вроде ерунда, да оказалась не ерунда.
Дело в том, что в этом месте сказалось очень сильное течение. Оно вообще там сильное: муж был на дайвинге значительно дальше, сказал, что только ниже 25 метров не чувствуется. А так был вынужден крепко держаться за веревку. О дайвинге отдельно.
У меня почему-то очень высокая плавучесть и в хорошем, и в плохом смысле слова. Унести могло буквально за несколько секунд. Только что стояла в одном месте, задумалась, заболталась - и вот ты уже в другом месте, где глубже и тебя несет к соседним скалам. И это при том, что я считаю себя неплохим пловцом (пловчихой?). Пару раз было не очень приятно. Одним словом, расслабляться на этих водах было точно нельзя.
Справедливости ради нужно сказать, что следили очень зорко. Чуть что – спасатели неслись на помощь, даже если она и не требовалась. Маленьких детей на берегу вообще не видела: они все были в бассейне. А семей с детьми было много. Я бы на месте хозяев все-таки поставила бы пару волнорезов. Тогда из океана можно было бы не вылезать вообще.
Но вернемся к экскурсии. Итак, Храм Зуба Будды в Канди. Ехать стОит, и еще раз стОит. Выкладываю фотографии, какие есть и рассказываю о храме. И даже здесь без больной темы о терроризме не обойтись.
В январе 1998 года в главные ворота Храма Зуба Будды врезался грузовик со взрывчаткой. Несколько человек погибли, были раненые, самому храму причинен ущерб. Это был очередной теракт, осуществленный «Тиграми освобождения Тамил-Илама» – террористической организацией, развязавшей в стране большую гражданскую войну.
Шри-Ланка – остров, богатый на буддийские святыни. Несмотря на то, что страна «перескочила» сразу от состояния английской колонии к тому, что они называют социализмом, это никак не сказалось на верованиях ее жителей. А верят все, у каждого своя вера. Никому из властей не приходило в голову трогать храмы, расстреливать священнослужителей. Буддизм, индуизм, ислам и христианство мирно уживаются на острове, это политкорректно отражено даже в символике национального флага (есть «тамильская» и «мусульманская» полоски). Однако вся половина 20 века была сплошной гражданской войной, которая докатилась и до города Канди.
После происшедшего храм находится под усиленной охраной военных. На фотографии можно видеть королевский дворец, пропускной пункт, где могут обыскать личные вещи, главные ворота храма, через которые и ворвались 13 лет назад тамильские террористы. Военные есть и в храме, они могут досматривать даже цветы, принесенные верующими на праздник. На моих глазах ворошили.
Средневековая столица Цейлона – город Канди (Сенкадагалапура). Его основал в горном массиве центра острова король Викрамабаху III на берегу искусственного озера в пору португальского «пришествия». 225 лет город, местное название которого Маха-Нувара (Великий город), был столицей независимого сингальского государства. Название Канди дали португальцы, в переводе это и значит «гора».
Удалось кандийцам один раз отбиться и от англичан, однако следующего вторжения город не выдержал. Именно в Канди, в Святом городе внутри самой средневековой столицы, было подписано соглашение о том, что королевство становится колонией Великобритании (Кандийская конвенция – 1815 год).
Город Канди также включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но Канди еще – религиозная столица страны. В городе огромное количество памятников, все они заслуживают внимания. Но главная достопримечательность Канди – святыня буддийского мира – Храм Зуба Будды (Шри-Далада-Малигава – Sri Dalada Maligawa).
Храм Зуба Будды входит в дворцовый комплекс, включающий в себя королевский дворец, несколько прочих храмов, индуистских и христианский, и, собственно, главное – Храм, который хранит зуб Будды.
После кремации Будды фрагменты его останков были разделены на 8 частей и разнесены по странам, которые уже к тому времени приняли буддизм. Этоn зуб, как священную реликвию, привезла на остров сингальская принцесса, спрятав его в своих волосах, в 311 году. Вся история «обретения зуба» изложена в живописных полотнах на втором этаже храма. Однако сам зуб хранится в ларце, вложенном в другие ларцы. Увидеть его невозможно: этой чести удостаиваются очень немногие (советские космонавты входили в число этих немногих).
Святыне посвящены и все праздники и ритуалы, происходящие в цейлонском храме. Это еженедельные и ежемесячные праздники (в период полнолуния), а также главный праздник – Есала-Мангаллайа (Esala Mangallaya). В этот августовский день святыню торжественно выносят, поместив ее в шкатулку на спине храмового слона. Это исключительно торжественный день для всего острова, день фестивалей, празднеств, пения, танцев, акробатических трюков.
Но храмовую музыку удалось услышать и в январе. Это совершенно потрясающая музыка и зрелище одновременно. Три барабанщика и один исполнитель на традиционном местном духовом инструменте воспроизводили нечто совершенно неслыханное для западного уха. Грохот и резкий визг духового инструмента, при этом все удивительно гармонично и величественно. Удивительная древняя музыка, которая ждет еще своих исследователей. Когда поют молитвы – сама манера пения немного напоминает бурятское и монгольское горловое пение, но вот играют – ни на что не похоже, на мой взгляд.
Столь же древние костюмы на храмовых музыкантах: оголенные плечи, широкий красный пояс, белая юбка с белым же головных убором. Пришедшие на праздник в храм буддисты (многие с детьми) тоже все в белом.
В храме много традиционных атрибутов буддизма. Лунный камень у входа – особенность всех буддийских храмов. Это гранитная плита с высеченными на ней фигурами животных и растений, в этих фигурках заключена глубокая символика: ползучие растения – это поиск правды через страдания, животные – это скрытые инстинкты человека, и так далее. На этот камень необходимо встать, чтобы очиститься духом, после чего уже можно заходить в храм. Заходить полагается только босиком или в носках – даже если идет ливень, обувь в буддийских храмах под запретом. Остальная одежда значения не имеет, главное, чтобы были прикрыты колени и плечи.
Но если честно, продрогла я изрядно. Лучше все-таки в ливень просто босиком, а не в носках. А ливень лил все время...
Есть в храме и увековеченная копия отпечатка ступни Будды. А также музей знаменитого храмового слона, память о котором свято чтут, сделав чучело и поместив его в отдельное помещение с жизнеописанием священного животного.
Гранит, известняк, мрамор, ценные породы древесины, слоновая кость – это материалы, из которых строился храм Зуба Будды с его расписными потолками. Он очень красив – и днем, и вечером, он грандиозен и величественен, он играет и политическую роль: именно с балкона этого храма произносит свою приветственную речь к народу вновь избранный президент Шри-Ланки. По крайней мере, нам так сказали.
За храмом стоит памятная стела – на этом месте некогда была казнена семья знатного ланкийца, которого англичане заподозрили в антианглийских настроениях. История казни детей настолько жуткая, что приводить ее не хочется. Это за пределом всякого зла...
Да, забыла. В купленных билетах оказались встроенные маленькие диски. Их я еще не смотрела, компьютер все время занят. Но посмотрю обязательно.
А продолжение следует.