Обезьяны, слоны и дайвинг.
Мне было очень любопытно посмотреть на животных и на то, как к ним относятся. В Шри-Ланке сохранился богатый животный мир. Говорят о 92 видах млекопитающих (включая медведей, даже леопардов), зарегистрировано огромное количество видов птиц и бабочек, а также змей. Но видели в основном собак, коров, коз, слонов, обезьян и летучих лисиц. Обо всех по порядку.
Летучие лисицы повсеместно гроздьями свисают с веток деревьев. Летучие лисицы – род рукокрылых семейства крыланов, мордочкой сильно смахивают на собак или лисиц. Поэтому их так и называют – летучие лисицы (иногда могут сказать и «летучие собаки»). Их действительно осень много, нужно только приглядеться к тому, что свисает с деревьев.
Удивительно отношение ланкийцев к животным. В стране много бездомных собак, но их подкармливают, а не везут на живодерню. Есть лечебницы для собак. При монастырях часто можно встретить собачку со щенятами. Все эти собаки фантастически тощие, но поразительно добрые. Когда я шла по своим делам в ближайшем от гостиницы городке, ко мне подошел пес. Был у меня с собой пресловутый бутерброд с сыром. Я предложила. Он вопрошающе посмотрел. Я сказала: Угощайся. Он подошел и откусил самый краешек. Я добавила – да ешь ты все наконец! И он, как барышня из института благородных девиц опять слегка взял аккуратно за краешек и уже тогда, шатаясь от счастья и голода, отошел в сторону.
Про бешенство у собак не слышали. А вот если вдруг укусит обезьяна – нужны уколы. Не знаю, как часто они кого кусает, но лезть к диким животным не рекомендуется нигде. Вот поснимать – одно удовольствие. Обезьян часто можно увидеть в городах– а это совсем уж бесполезная в хозяйстве живность, скорее, вредная. Однако и их никто не трогает.
Обезьяны бродят сами по себе, шастают, где хотят, одним словом, живут «как свободные люди в свободной стране». Изредка клянчат поесть, занимаются своими житейскими делами: дерутся, играют, заботливые самцы ищут у обомелвших от счастья красномордых самок блох. Это очень важная процедура, и самец подходит к ней со всей полнотой ответственности.
На острове есть госпитали для животных и питомники для животных. В черепашьем питомнике на юге есть черепахи, которые пострадали во время цунами. Та волна ведь не только погубила множество человеческих жизней и снесла огромное количество построек, но и разрушила во многом прибрежный мир. Коралловые рифы обезрыбели, поскольку от самих рифов остался только остов. Океанская экосистема в регионе сильно пострадала. В питомнике можно увидеть черепашек, оставшихся без лап, за ними прилежно ухаживают. В этот питомник – отдельная экскурсия.
Дайвинг.
Здесь все со слов мужа, поскольку уже два года как я передала глубинам свой последний привет. В том районе, где мы были, удовольствие от дайвинга было подпорчено последствиями цунами, которое именно там и прошло. Большая часть барьерного рифа в этой части Цейлона оказалась разрушена. Популяции животных – частично погибли, частично рассредоточились. Подводный мир обеднел. И тем не менее – там есть, куда погружаться, остались рифовые стенки, есть довольно интересные подводные скалы, пещеры. Есть и затонувшие корабли – но там муж не погружался.
Дайв-клубы существуют, много русскоговорящих инструкторов, недорого. Два погружения со всем оборудованием, катером и инструктором – 80 евро. Были только на одной точке, примерно в 10-11 километрах от побережья.
Довольно любопытная группа подводных скал, находящаяся на глубине 27-29 метров. Видимость в тот момент была неважная (метров 10 под водой), несмотря на отдаленность от побережья. Может быть, это связано с тем, что неподалеку находится устье реки, которое выбрасывает в океан массу всевозможной органики. С этим же, возможно, связаны и очень сильные подводные течения, о которых я уже писала. Течение чувствуется примерно до глубины 25 метров. Пришлось погружаться по якорному канату. Руки муж немного содрал – неудачно зацепился за прилипшую к тросу ракушку.
Вокруг скал довольно богатый подводный мир (кораллов нет, правда), но много всевозможной рыбы – стаи тропических разноцветных рыбок. Попадаются скаты и мурены. Говорят, заглядывают туда и акулы, но никто не видел. Не видели в тот раз и крупных черепах (которые, по словам инструктора, должны были быть).
Не очень понравилось, что второе погружение было в том же районе. Те же скалы, только вид сбоку. )) обычно отвозят на другую точку, здесь было не так. Не понравилось и то, что катера не оборудованы ни тентом, ни лесенкой, с помощью которой удобнее было бы вылезать из воды. Чисто спортивный перекат через высокий бортик. Оборудование тоже довольно «пожившее», один редуктор оказался с протечкой. Из еды предложили воду и бананы. Впрочем, еда при дайвинге – дело ненужное.
Из плюсов. Муж был единственным из дайверов, все внимание было на него. И даже не пришлось собирать акваланг, все уже было сделано. Все внимательные, доброжелательные, терпеливые, с полной готовностью в любой момент оказать любую помощь. При хорошей погоде и слабом волнении дайвинг в Шри-Ланке тем не менее приятен и интересен. Это не Египет, не Бали, не Куба, но все равно хорошо.
Слон в хозяйстве не помеха
Удивительно слонолюбие ланкийцев. Впрочем, корни уважительного отношения к слонам восходят к далекому прошлому. Когда-то слоны могли принадлежать только королям. Убийство слона каралось очень жестоко в те далекие времена. Ко всему прочему, в буддийской мифологии слон играет тоже большую роль: именно он протоптал землю для постройки гигантской ступы (дагобы) в Анурадхапуре – самой древней из известных столиц сингальского государства. А самый почитаемый слон в стране – это слон из Храма Зуба Будды (Maligawa tasker) – ему посвящен целый музей.
В стране сохранилось несколько тысяч диких слонов (цифры разнятся). Это и природное достояние страны, и иногда – огорчение для фермеров. Есть и слоновий питомник.
В этом питомнике содержатся слоны, почему-то оставшиеся одинокими или сиротами, а также больные животные или пострадавшие от браконьеров или в авариях. Так одного кроху-слона подобрали на месте, где погибли его родители в железнодорожной аварии. Кроху растят, выкармливают, лечат средствами аюрведической медицины. Кроха-слон потихоньку растет.
Казус ситуации со слонами в том, что слона можно вылечить и поднять на ноги. Но что дальше? Раньше вылечившегося слона отправляли обратно в джунгли. Однако стадо его назад не принимало. Говорят, чуют человека. Как можно суметь почувствовать запах человека среди мощного запаха слона – непонятно, но факт остается фактом. Слон, познавший заботу человека, становится изгоем. Дальше варианты: он может погибнуть без своего стада, а может вернуться к людям. Правда, это возвращение не всегда ласковое. Слон может придти в деревню и начать там буйствовать, эти истории известны. Слонов на тяжелых работах уже давно не используют – даже в джунгли пришла техника. И слоны остаются с людьми.
Таким образом, питомник превращается в дом. И сейчас питомник Пиннавела (Pinnawela), похоже, единственный в мире, где можно увидеть большое количество слонов и пообщаться с ними на расстоянии вытянутой руки. Вне цирка и вне праздничных религиозных процессий. Их водят к ближайшей реке купаться, у них трехразовое питание – настоящий санаторий.
А еще большее изумление и уважение заслуживает то, как ланкийцы относятся к старым и больным слонам. Он стоит – старый, слепой и полу-глухой, а его заботливо моют из шланга и подкладывают самую вкусную пальму! Воришек, позарившихся на лакомство, отгоняют сердитыми криками и хлыстом. Самая вкусная пальма – только самому старому и больному слону.
Еще один интересный слоновий типаж – Слон, Который Хотел Дружить. Он так тянулся ко всем, он хотел любить, он хотел дружить. Наконец, другой слон составил ему компанию, и они долго-долго стояли в сплетенье хоботов…
Слоновий питомник находится на содержании государства. Такое отношение к животным ведет свое начало из религиозных представлений жителей острова: мало ли кем в прошлой жизни был данный представитель животного мира? Возможны варианты. Однако иногда кажется, что дело не только в этом. Здесь еще некая другая традиция, выполнение которой не составляет людям труда, а наоборот – радует их самих.
А познается человек и по отношению к малым мира сего. Пусть слон и не мал, но и он бывает беззащитен. Пусть слон и из стада диких слонов, но он начинает тянуться к людям. Пусть слон и требует вложений государственных средств, но они уже давно окупаются деньгами туристов, приезжающих посмотреть на питомник. Так что слон в хозяйстве пригодится завсегда. Но запах в слоновьем питомнике – не для слабонервных, предупреждаю сразу. И увидеть слонов можно просто на улицах.
Жители Шри-Ланки животную пищу едят, но мало (а индуисты не едят говядину). В целом, питание островитян состоит из растительной пищи, благо, растительный мир представлен в стране во всем своем тропическом многообразии. Так что продолжение следует.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Не забыла. Написала. А фото у меня что-то очень трудно последнее время загружаются. ((