«Вот пройдусь я по деревне
И кругом кусты, кусты.
А все ж Бельдяжская деревня
Лучше города Москвы.»
Народный фольклор.
В прошлом году мужская половина населения России разделилась на две части: кто-то считает, что раз он женат, то в Бельдяжки ему нельзя, а кто-то просто еще не смотрел отличный фильм «О чем говорят мужчины» и думает, что ему все можно.
Я смотрел фильм, я женат, но ради счастья человечества рискнул разведать, а что там, в Бельдяжках?
Этот «клуб» стоит в двух километрах от самих Бельдяжек, в Сизовых дворах.
Театр начинается с вешалки, Бельдяжки, как и все населенные пункты начинается с въезда. От большой стелы осталось только основание, я ожидал увидеть хотя бы обычный дорожный знак, но и его нет. Есть на трассе указатель, что до села 1 километр и все.
Театр начинается с вешалки, Бельдяжки, как и все населенные пункты начинается с въезда. От большой стелы осталось только основание, я ожидал увидеть хотя бы обычный дорожный знак, но и его нет. Есть на трассе указатель, что до села 1 километр и все.
Жителей я не видел. Был один не совсем трезвый дядька, один тракторист и вот эти мохнатые существа. Спишем на новогодние праздники.
Жителей я не видел. Был один не совсем трезвый дядька, один тракторист и вот эти мохнатые существа. Спишем на новогодние праздники.
Бельдяжки не очень большой населенный пункт. Я бы даже сказал, маленький. Но когда-то здесь был крупный колхоз, он построил клуб, спортзал, общежитие и школу. Это и есть центр села.
Бельдяжки не очень большой населенный пункт. Я бы даже сказал, маленький. Но когда-то здесь был крупный колхоз, он построил клуб, спортзал, общежитие и школу. Это и есть центр села.
Если двигаться по главной, а точнее единственной, улице дальше, можно пройти все село и выйти в поле.
Если двигаться по главной, а точнее единственной, улице дальше, можно пройти все село и выйти в поле.
Собственно, все. Четыреста метров и поселок кончился. Справа мы видим Бельдяжки. Чуть дальше остатки реки Тишинки, когда-то Тишимли.
Собственно, все. Четыреста метров и поселок кончился. Справа мы видим Бельдяжки. Чуть дальше остатки реки Тишинки, когда-то Тишимли.
Cлева почти арктический пейзаж. Только трава растет.
Вернемся в центр. Это здание сельсовета. С сентября 2004 года согласно указу Строева Бельдяжки являются центром Бельдяжского сельского поселения. Кстати говоря, название Бельдяжкам скорее всего дала белая глина, «белка». Ей обмазывали дома и они стояли белые, а жители соседних поселений говорили, что дома белые «как лебедяжки». Вот и пошло название. Когда-то тут даже церковь была. Называлась Троицкой, а еще раньше, до 1861 года, она стояла в Карачеве. Потом там построили новую кирпичную церковь, а старую продали в Бельдяжки.
Вернемся в центр. Это здание сельсовета. С сентября 2004 года согласно указу Строева Бельдяжки являются центром Бельдяжского сельского поселения. Кстати говоря, название Бельдяжкам скорее всего дала белая глина, «белка». Ей обмазывали дома и они стояли белые, а жители соседних поселений говорили, что дома белые «как лебедяжки». Вот и пошло название. Когда-то тут даже церковь была. Называлась Троицкой, а еще раньше, до 1861 года, она стояла в Карачеве. Потом там построили новую кирпичную церковь, а старую продали в Бельдяжки.
Сейчас культурная жизнь села собрана вокруг одного здания. Даже трудно сказать, что это. Крыло с Лениным – спортивный комплекс, из-за елки выглядывает крыло школы. Ленин тут молодой и задорный.
Сейчас культурная жизнь села собрана вокруг одного здания. Даже трудно сказать, что это. Крыло с Лениным – спортивный комплекс, из-за елки выглядывает крыло школы. Ленин тут молодой и задорный.
Вот то же здание, но с другой стороны. Слева школа, справа клуб и вход в спорткомплекс. И опять мозаика. Я же говорил, колхоз был богатый.
Вот то же здание, но с другой стороны. Слева школа, справа клуб и вход в спорткомплекс. И опять мозаика. Я же говорил, колхоз был богатый.
Школа. Никого нет – зимние каникулы.
И за углом спорткомплекс с клубом. Табличка времен СССР со стершимся названием колхоза.
Судя по афишам – жизнь здесь кипит.
А судя по домам – не очень. Как и несколько столетий назад, основная жилая часть поселка расположена вдоль реки. Есть брошенные дома, но не много. В этих местах меньше чем за полмиллиона рублей можно купить большой дом с коммуникациями и пол-гектаром земли.
А судя по домам – не очень. Как и несколько столетий назад, основная жилая часть поселка расположена вдоль реки. Есть брошенные дома, но не много. В этих местах меньше чем за полмиллиона рублей можно купить большой дом с коммуникациями и пол-гектаром земли.
От колхоза остались строения на въезде и земля. Всем этим сейчас пользуется, и судя по технике с успехом, колхоз имени Лескова. Кстати, у Николая Семеновича эти места очень подробно описываются в рассказе «Пугало«. Где-то здесь, «где большой почтовый тракт разветвлялся на два: одна, новая дорога шла на Киев, а другая, старая, с дуплистыми ракитами «екатерининского насаждения», вела на Фатеж», жил старый мельник Селиван. Даже зимой работы не затихают. Я там был в новогодние праздники, но не смотря на выходные трактор возил с поля сено.
От колхоза остались строения на въезде и земля. Всем этим сейчас пользуется, и судя по технике с успехом, колхоз имени Лескова. Кстати, у Николая Семеновича эти места очень подробно описываются в рассказе «Пугало«. Где-то здесь, «где большой почтовый тракт разветвлялся на два: одна, новая дорога шла на Киев, а другая, старая, с дуплистыми ракитами «екатерининского насаждения», вела на Фатеж», жил старый мельник Селиван. Даже зимой работы не затихают. Я там был в новогодние праздники, но не смотря на выходные трактор возил с поля сено.
И про поле. Сейчас на нем растят хлеб, а во время Великой Отечественной на нем проходили жестокие бои.
И про поле. Сейчас на нем растят хлеб, а во время Великой Отечественной на нем проходили жестокие бои.
Таким образом ничего запретного для женатых мужчин в Бельдяжках не оказалось, тут нет не только Жанны Фриске, но даже гостиницы «Уют». Хотя и не всегда было так, все же если поднять исторические документы… Вот что люди говорят:
«Во времена Ивана Грозного все окрестное население, наконец, было исчислено Разрядным Приказом, оприходовано и приписано к царской службе, в которой, в ранге государственных крестьян, оно и оставалось до самой отмены крепостного права. Кутафинцы во времена Лжедмитрия испытали раскол по политическим причинам и разделились на две группировки, одна из которых выселилась на три версты к востоку и основала колонию под названием Бельдяжки. На этом месте сразу же возник еще один центр притяжения окрестной молодежи мужского пола. Многие сочли бельдяжкинскую разновидность девок даже более привлекательной и с удвоенной энергией приготовились устилать пограничные поля оторванными рукавами и выбитыми зубами. Однако ставка на раскол в стане противника не сыграла, — в первом же конфликте «из-за баб» кутафинские лоялисты и ребелы позабыли о своих политических противоречиях и наголову разбили объединенные силы противников. По иронии судьбы эта битва произошла 17 августа 1606 года, т.е. одновременно с известной победой атамана Болотникова над князем Трубецким и буквально в версте от оной. Оба сражения прошли незамеченными друг для друга, столь велико оказалось увлечение противоборствующих сторон.»