Монастырь Санта-Мария-да-Витория (Mosteiro de Santa Maria da Vitória) мы увидели, еще только подъезжая к Баталье. Он как-то сразу привлек всеобщее внимание. А чуть погодя долгий рассказ гида у входа только усилил желание попасть в его «чрево».
Затянувшееся минут на 40 повествование лишь «подливало масло в огонь», нетерпение нарастало, хотелось ходить и смотреть, внимать и впитывать, а не томиться перед дверью, слушая хоть и увлекательный, но нескончаемый рассказ экскурсовода. В конце концов, на просторах Рунета можно найти массу подробностей, а вот увидеть воочию по максимуму в отведенные полтора часа куда сложнее, со временем как всегда засада.
Но как бы то ни было, мы оказались в стенах церкви. Не вдаваясь в детали, сделаю лишь вкратце некоторые важные акценты, касающиеся истории и архитектуры известного монастыря.
Кто-то называет его одним из «7 чудес Португалии», избранного таковым 7 июля 2007 года, монастырем Богоматери Победы или монастырем битвы (в основном среди португальцев), более известное название для всех — Монастырь да Баталья. Он объявлен Достоянием Человечества, внесен в 1983 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и по праву считается одним из самых красивых произведений португальской и европейской архитектуры.
Вот такой он готический красавец — монастырь, увековечивший триумф.
14 августа 1385 года перед битвой при Алжубарроте король Португалии Жуан I клятвенно обещал, что в случае победы над врагом здесь будет воздвигнут монастырь в честь Девы Марии. Сражение увенчалось успехом, несмотря на превосходящие силы противника, кастильское войско обратилось в бегство, Португалия же обрела независимость, а Баталья прекраснейший монастырь, ставший еще одним памятником, ознаменовавшим Победу (как и с монастырем Алкобасы). История повторялась, и короли держали слово (во всяком случае, некоторые из них), обеты в знак Победы материализовывались, «превращаясь» в величественные монастыри, что могло бы стать традицией.
Жуан I даровал 14 га земли Ордену доминиканцев. И место для строительства символа независимости было выбрано не случайное — в 3 км от поля сражения, на пересечении дорог и недалеко от Лиссабона. Тем более, как гласит легенда, выпустил король из лука стрелу после битвы и место это в долине реки Лена, подходящее для монастыря, указал «трубящий ангел Победы». Тихое, почти безлюдное и практически всегда залитое солнцем.
На протяжении 2 веков и во времена правления 7 королей (для которых обитель стала впоследствии усыпальницей) строилось это величественное сооружение (1386-1517).
Слово «баталия» — битва, бой, сражение. Так что история возникновения и название, можно сказать, напрямую связаны с победой.
Значимые вехи в истории монастыря – землетрясение 1755 года, наполеоновские демарши 1808-1810 годов. После почти 4 веков, в течение которых монастырем владели доминиканцы, приумножая богатство обители, в 1834 году в Португалии вышел закон, запрещающий существование на территории страны всех религиозных общин. И монастырь в Баталье постигла та же участь, что и цистерцианский монастырь Алкобасы (как и других), он был распущен, а церковные земли отошли государству.
Чтобы не утратить ветшающее строение в XIX веке начали восстановительные работы, продолжили в веке минувшем. Результатом масштабной реконструкции стал монастырь, каким мы видим его сегодня, великолепный памятник в честь Победы и Независимости Португалии.
Пока самая терпеливая часть группы слушала экскурсовода, остальная разбрелась фотографировать.
Роскошный портал со статуями 12 апостолов изобилует декоративными элементами,
а каменное кружево внешнего вида
контрастирует с неброским убранством собора. Размеры его не сказать огромны, но впечатляют (83м х 32м).
Скромный алтарь,
по сторонам от него — 4 часовни: Плачущей Богородицы, Святого Михаила, Пресвятой Девы Марии — Царицы Розария и святой великомученицы Варвары.
На окнах витражи с орнаментами и изображениями сцен из Ветхого завета.
Справа восьмиугольная часовня с ротондой – Капелла Основателя монастыря. Это тот самый Пантеон, воздвигнутый по велению короля. Он-то и должен был стать для всех правителей Ависской династии усыпальницей.
Не заходя внутрь, удалось одним глазком увидеть причудливую лепнину на стенах и мраморный саркофаг на 6 каменных львах. Там покоятся Жуан I в доспехах и с мечом и его супруга Филиппа Ланкастерская в парадном наряде. На карнизе (из сказанного гидом) высечен девиз короля POR BEM («На благо») и королевы — JE ME PLAIT («К моей радости»). По сторонам постамента латинские надписи с перечислением всех их заслуг и почестей. А в стенах капеллы захоронения их детей.
И напоследок – Незавершенные капеллы (Capelas imperfeitas), увидеть их мы смогли лишь с внешней стороны собора.
По проекту купол должен был венчать часовни, но события развивались по другому сценарию.
Старший сын Жуана I король Дуарте I (Красноречивый), чей девиз «Верен до самой смерти» неоднократно повторяется в растительном орнаменте, задумал на землях за фасадом собора возвести еще один Пантеон для видных государственных мужей. И все более-менее шло как планировалось, пока взошедший на престол в 1495 году король Мануэл I, прозванный Счастливым (кстати, лепнина, резные решетки, морская атрибутика – элементы стиля мануэлино, созданного и названного в его честь), в 1533 году не перебросил средства на другой объект, грозящий стать будущим архитектурным шедевром, где мастеров уже ждала работа над монастырем Жеронимуш в Лиссабоне.
Обходную галерею с ажурной аркадой (двухъярусная конструкция достроена в конце XV века при Афонсу V) и садом во внутреннем дворе (королевский клуатр), склады, амбары, погреба, мастерские и спальни монахов, библиотеку, лазарет и комнаты для гостей наверху, как и Зал капитула, где обитатели доминиканской общины решали текущие вопросы, бывшую монашескую столовую с кафедрой для чтения священного писания во время трапезы (ставшие впоследствии Музеем даров Неизвестному солдату) — большую часть монастыря нам (увы!) увидеть не довелось. Впрочем, как и «трубящих ангелов». Все самое примечательное через отдельный вход и по билетам (при наличии свободных хотя бы часов 3).
Конечно, посмотрев Музей Монастыря Баталья, открытый с 1980 года и вошедший в список наследия «Института Монументальной Культуры Португалии», и посетив все доступные для туристов места в монастыре, мы бы больше прониклись к нравам средневековья и португальской культуре, но в авторских программах предполагается уж очень поверхностное знакомство с шедеврами архитектуры.
И все же, несмотря на издержки групповых туров, хочется закончить рассказ на мажорной ноте: можно считать, что доминиканский монастырь Батальи мы видели, хоть и в сокращенном варианте, а это уже немало.