Бассано — очаровательный, милейший городок, прилипший свои разноцветными домиками и башенками к берегам красивой, но норовистой горной речки Бренты.
Имя свое город, видимо, получил от римского колониста по имени Bassianus, который во II в. н.э. владел здесь землей. А вот «фамилия» города происходит от названия соседней горы Monte Grappa.
В 998 г. в письменных источниках впервые упоминается городская церковь Санта-Мария ин Колле. Уже тогда она была центром городской жизни. В XIII в. церковь стала маловата для разросшегося города, поэтому на её основании, превращенного в склеп, построили новый трехнефный храм с колокольней. К 1460 г. храм сильно обветшал, а в 1519 г. из-за землетрясения рухнула его колокольня.
После этого церковь несколько раз перестраивался и снова стала однонефной. Сейчас это достаточно простое с виду здание, но с богатым барочным убранством внутри. Её украшают пышные мраморные алтари с резьбой и панно в технике скальола. Также здесь есть несколько интересных картин, написанных уроженцами города. В частности, в Алтаре Рождества находится картина, которую приписывают или Якопо Басано в соавторстве с сыном Леандро, или кисти второго сына Якопо, Джироламо. Алтарь Мадонны Розарио украшает полотно уже упомянутого Джироламо Бассано. На потолке находятся полотна «Успение Пресвятой Богородицы», «Сан Бассиано среди народа» и «Мученичество и слава Сан Клементе», написанные между 1683-1689 гг. Джованни Баттистой Вольпато. В церкви установлен орган 1796 г. известного мастера Франчеко Антонио Даччи.
Уже в X в., в целях защиты города от венгерских набегов, вокруг церкви Санта-Мария ин Колле стали отстраивать городские укрепления – стены и Верхний замок. Сейчас с противоположного берега Бренты хорошо видны остатки четырехугольной крепости со стенами высотой 7,5- 13,5 м, сложенными из кирпича и камней, собранных прямо в Бренте. Правда, этот замок относится уже к XII-XIII вв. и возведен при семействе Эццелини. Семейка эта прославила себя и подвигами на полях битвы, и нечеловеческой жестокостью, в которой некоторые представители Эццелини могут соперничать с Владом Цепешем и семейством Борджиа.
Взять, хотя бы, одного из самых ярких и кровавых представителей семьи, Эццелино III да Романо. Когда он захватил, расположенное недалеко от Бассано селение Фриола, он повелел выколоть глаза, отрезать носы и отрубить ноги поголовно всем жителям, а затем бросить их на произвол судьбы. И это был только один подобный эпизод из его биографии. Не мудрено, что в народе он слыл настоящим чудовищем, чьи реальные зверства дополнялись выдуманными историями. А в 1315 г. в стихотворной трагедии Альбертино Муссато Эцеллино III вообще упоминается как сын Сатаны, который умудрился обвести вокруг пальца даже его, играя с Князем тьмы в кости на собственную душу.
Однако, вернемся к стенам Бассано. В XIII в., при Падуе, их продолжены на восток. В 1315 г. для защиты новых деревень, был построен Нижний замок. А в 1389 г. оба замка объединила единая крепостная стена. Проход через неё обеспечивали ворота с подъемным мостом, которые позднее получили название Porta della Grazie, по названию построенной рядом с ними в 1492 г. церкви (находятся на перекрестке Viale dei Martir и Viale delle Fosse). В 1560 г. эти ворота обзавелись двумя дорическими колоннами, классическим фризом и фронтоном с гербами. И ворота, и церковь сохранились до наших дней и сейчас это одно из самых интересным мест Бассано. К тому же оттуда открывается очень красивый вид на горы.
Еще одни ворота были построены в 1541 г. при Доменико Диеда на Via Roma и получили его имя, Porta Dieda. Обращенная на восток стена этой башни украшена огромной фреской с изображением венецианского льва.
Главная достопримечательность, он же главный фетиш Бассано — Ponte degli Alpini или Ponte Vecchio (Альпийский или Старый мост). Ради красного словца, можно было бы написать, что весь город построили именно вокруг него. Но это было бы неправдой, или как минимум ничем не подтверждено, т.к. первое письменное упоминание о мосте относится к 1209 г.
Затем у моста была очень бурная, как и сама речка Брента, жизнь. Река, словно, норовистый скакун, несколько раз сбрасывал его со своей спины. Однако горожане с завидным постоянством отстраивали свой мост вновь и вновь. А в 1227 г. мост даже удостоился упоминания в булле Папы Григория IX. Был мост тогда деревянным без перил и без крыши, которой обзавелся только в следующем веке. Горожане весьма трепетно относятся к своему мосту и местный энтузиаст Бортоло Зильо даже скрупулезно реконструировал мост в различные периоды его жизни. Вот так, по мнению, Бортоло, мост выглядел в XII в. (фото отсюда: bassanodelgrappaedintorni.it Кстати, на этом сайте вообще очень много интересной информации о городе).
В 1259 г. в городе уже существовала специальная служба, которая следила за техническим состоянием Понте Веккьо и взимала плату за проход и проезд по нему. В XIV в. к деревянному мосту пристроили нарядные каменные арки. В 1524 г. мост полностью отстроили из камня и кирпича, что не уберегло его от очередной выходки Бренты, в результате которой все кирпичи и камень были погребены в пучине. Горожане вновь отстроили мост из дерева, но его снова смыло. Наконец, в 1569 г. терпение горожан иссякло, они обратились к Палладио и теперь во всех туристических путеводителях принято писать, что мост в Бассано построен именно им. Хотя архитектор лишь усовершенствовал уже имеющуюся конструкцию, которая, вдобавок, была существенно реконструирована во второй половине XVIII в. А при Полладио мост выглядел так:
Во время Первой мировой войны в районе города проходил итало-австрийский фронт. В окрестностях города погибло около 12 000 итальянцев и 10 000 австрийцев. На город было сброшено более пятисот бомб, от которых мосту тоже досталось.
Во Вторую мировую войну город был захвачен фашистами, а на горе Монте Граппа обосновались партизаны. Время от времени они грабили немецкие конвои с провиантом и совершали вылазки в город, в ходе одной из которых даже пытались взорвать Альпийский мост. Однако эта попытка не увенчалась успехом. В сентябре 1944 г. немецкие войска устроили карательный рейд, в ходе которого был повешен 31 человек, заподозренный в связях с партизанами. В память о тех славных и трагических днях в 1948 г. у Понте Альпини, был создан Музей итальянских альпийских войск, в котором можно увидеть оружие, военную форму и фотографии тех времен.
Да и сами дома, стоящие вдоль Бренты, весьма отчетливо хранят следы, оставшиеся от двух войн. В том же, 1948 состоялась очередная реконструкция понте Веккьо, а последний крупный ремонт мост пережил в 2014 г. и теперь выглядит как новенький.
До сих пор понте Веккьо – главное место города, вокруг которого кипит жизнь, а под которым бурлит неугомонная Брента. Здесь расположены совершенно очаровательные лавочки-ботеги, набитые совершенно ненужным, но таким милым хламом, что руки туриста сами тянутся за кошельком.
Здесь и самые красивые виды, безмятежностью которых можно любоваться бесконечно.
И здесь особенно чувствуется горный дух Бассано, очарования которому добавляют нависшие над рекой традиционные альпийские балконы.
Здесь же стоит немного памятник с незатейливым названием «Поцелуй», герои которого лично мне напоминают неуклюжих персонажей из советских кукольных мультфильмов.
Улочка, уходящая от моста вверх, выводит на площадь Свободы, которая в память о былой славе Венеции украшена колонной со львом св. Марка. Здесь же находится пышная барочная церковь Сан Джованни.
Еще в шаге отсюда находится пл. Гарибальди, на которую выходит огромный и строгий фасад церкви св. Франциска. В здании бывшего монастыря св. Франциска сейчас находится Городской музей. Здесь есть небольшая археологическая экспозиция, неплохая коллекция ваз из Аппулии, скульптуры Антонио Канова и собрание произведений искусства, подаренных городу местными коллекционерами Понти и Маньяско. Кроме этого в музее есть мемориальный зал оперного певца Гобби, который был родом из этих мест, где выставлены его сценические костюмы.
Контраст строгому и аскетичному фасаду церкви св. Франциска создает расположенный прямо перед ней фонтан Бонагуро. Несмотря на свой роскошный вид и нарядные украшения в виде розовых мраморных чаш-раковин и дельфинов, построен фонтан был в 1898 г. с весьма утилитарной целью, как конечная точка появившегося в городе годом ранее водопровода.
Тут же, на площади Гарибальди стоит Гражданская башня или Большая часовая башня высотой 43 м. Она впервые упоминается в 1349 г., когда на ней был установлен городской колокол и, очевидно, была построена незадолго до этого, возможно между 1320-1340 гг. Судя по аскетичной конструкции и отсутствию каких-либо украшений, башня строилась для военных целей, но уже 1349 г. её использовали, в основном, по гражданскому назначению. На башне были установлен пост наблюдателей. Специальные смотрители, turrresani или torrigiani, которые вместе с семьями жили в башне, должны были круглосуточно вести наблюдение и предупреждать о возникновении в городе пожаров, беспорядков и т.д.
Также Гражданскую башню называют Большая часовая башня, т.к. при помощи башенного колокола смотрители отмеряли временные промежутки и оповещали горожан о наступлении разных важных событий. Последние изменения в облике башни относятся к XIX в., когда на ней открыли смотровую площадку с рядом зубцов и стрельчатыми арками. Сейчас в башне находится музей, который рассказывает о её истории и истории Бассано. Здесь также можно увидеть часовой механизм XVIII в., старый колокол и подняться на верхнюю террасу.
На всех улочках Бассано полно лавок, торгующих керамикой, которой славятся эти места.
Есть в городе и соответствующий музей, расположенный, в Палаццо Стурм. Это задние XVIII в. хорошо видно со Старого моста. Под одной крышей с керамикой также располагается Музей печати, который рассказывает об истории книгопечатания, а также о семье печатников Ремандини, которые работали в Бассано с середины XVII в. до середины XIX в
А завершили свою прогулку по Бассано мы в Музее граппы семьи Поли, который находится на восточном берегу, прямо у Старого моста. Посещение музея бесплатное, а вот за дегустацию придется немного заплатить. Здесь же можно приобрести продукцию Поли. Кроме собственно граппы, у Поли продается шоколад с граппой и кое-какая сувенирная продукция.
А вот придумал делать граппу из кожицы, стеблей и семян винограда в 1779 житель Бассано Бартоло Нардини. Первоначально её производили, чтобы не пропадали отходы винного производства. Теперь это совершенно самостоятельный напиток, относимый к классу бренди и имеющий крепость от 40 до 60 градусов, делать который имеют право только на территории Италии и только из итальянского винограда.
Видов граппы несчетное множество и сейчас её производят по всей стране, но до сих пор именно здесь, в Бассано, граппа получается вкуснее всего. Кстати, заводик Нардини работает до сих пор и на нем производят четверть всей граппы в Италии.
Конечно, это далеко не все, что можно увидеть в Бассано. Одних только интересных церквей здесь наберется десятка полтора. Кроме этого в городе есть небольшой ботанический сад, созданный в XIX в. местным ботаником Альберто Паролини. Думаю, что справиться со всеми местными достопримечательностями легко можно за один день, конечно, если не злоупотреблять местной граппой.