Где солнце дневное проходит, там ночью луна,
Где атом кружится, там солнца природа видна!
Камол
Бросаем монетки во все три реки и спешим в автобус. Хочется поскорее попасть в Басру. За Герной встаём на широкую двухполосную дорогу, она соединяет Басру с Багдадом. Словно крейсер в песчаном море, слева от дороги выплывает электростанция. От неё во все стороны похожие на быков с рогами поддерживают провода столбы ЛЭП. Американцы бомбили электростанцию, и Россия помогла Ираку её восстановить. Издалека видны горящие факелы,
Мы подъезжаем к Басре. Вначале тянется обязательный пригород из одноэтажных домиков с пальмами и мусорными кучами, среди которых ищут себе еду коровы. Проезжаем по мощному мосту через широченный Шат эл Араб, проезжаем под аркой. Ну вот мы и в Басра сити.
В Басре проживает 3 млн. человек, это промышленное сердце Ирака. Широкие проспекты, большие двухэтажные дома и относительно чистые улицы. В отличие от Багдада последствия войны здесь устранены. Чувствуется достаток, нет всяких КПП, дотов, дзотов и бетонных заборов. Центр старый и колоритный, много памятников с разбитыми возле них скверами. Где-то вдали словно часы, отсчитывающие мирную жизнь, крутится колесо обозрения. Ещё в Басре интересна набережная, на которой также много различных памятников национальным героям.
Обедаем и заселяемся в гостиницу. Отель на этот раз старый и разбитый, но со множеством всяких электрических выключателей. Пока разобрались, как остановить вентилятор, прошло минут пять.
Я представляю, как устал читатель, идущий вместе с автором от самого начала, а читатель наверно может себе представить, как устали к этому моменту мы. Состояние наше тогда было довольно тяжёлое. Мы с женой решили полежать 10 минут в номере и чуть не проспали вечернюю прогулку по городу. Разбудил муэдзин, долго, тягуче и спокойно пропев свою песню. В 17ч 30 мин уже темно, выползаем из отеля. Впереди автобуса движется джип с полицией. Ловлю себя на мысли, что уже не скажу, какая это у нас по счёту в Ираке охрана.
Хотя город и большой, но жутких пробок, как в столице, нет. Водители на дороге ведут себя спокойно. Смотреть в ночной Басре нечего, а чтобы оценить памятники, нужно хорошо знать и любить историю Ирака. Останавливаемся у крытого базара, попасть на который можно только пройдя через рамку металлоискателя. Жена тянет меня в золотые лавки. Двое из пяти автоматчиков отделяются от группы и идут за нами. Продавцы, увидев VIP персон с охраной, радостно улыбаются. Цены на золото подскакивают по сравнению с Наджафом в два раза, ну и, соответственно, мы ничего не покупаем.
Далее под конвоем гуляем всей группой по ночной Басре, где через каждые 100 метров стоит солдатик, хотя обстановка в городе вполне мирная. На одной из улиц горит огнями кафе-мороженое. Как и в Москве, человек переодетый в Микки Мауса, зазывает прохожих к себе в кафе. Но, увидев непонятную толпу иностранцев в сопровождении автоматчиков, Микки Маус прячется в норку.
Ужинаем на набережной на корабле, переделанном под ресторан. Персидский залив совсем близко, и на реке Шат эл Араб отлив. Вода отступила. Показалось замусоренное илистое дно, которое захватило в плен большие длинные лодки. Редкие огоньки мелькают с другого берега, соединяясь в речном отражении со звёздами. Морской воздух наполняет запах готовящейся еды.Город Басра
По древней Месопотамии Ч 36 Пару слов об иракской кухне