Вся Барселона — это прежде всего дух и постройки Антонио Гауди. В Барселоне, конечно, есть много разных других достопримечательностей, заслуживающих внимания, но без многочисленных построек Гауди, расположенных в разных концах города, Барселона перестаёт быть Барселоной, теряет своё лицо.
Антонио Гауди был великим архитектором, для которого не было авторитетов, он творил так, как чувствовал, почти не работал с чертежами. Гауди пользовался набросками здания в стиле импрессионистов. Были общие очертания, форма, но не было точной детализации, ни конструктивных элементов. Главным его инструментом были воображение, интуиция и... вычисления в уме. " Можно сказать, он был Эйнштейном в архитектуре (или наоборот — Эйнштейн был Гауди в теоретической физике: все же Антонио Гауди был намного старше)"
фото из Википедии
Он был аскетом, не признавал роскоши и богатства для себя, но при этом строил роскошные здания. Саграда Фамилиа главное творение Гауди. Он добивается очень необычного эффекта — его храм выглядит так, словно сделан из песка. И кажущаяся хрупкость, подчеркивает бренность бытия и скоротечность человеческой жизни. А проявляющаяся впоследствии прочность символизирует силу веры.
По замыслу Гауди, у собора должно быть три фасада, посвящённых трём сюжетам из жизни Христа: Рождество Христово, Страсти Господни и Славу Божью (Воскресение Христово). Сейчас построены только первые два фасада (Рождество и Страсти Христовы), третий в стадии строительства. Каждый из фасадов должен иметь четыре возвышающиеся башни. Итого — 12 башень, символизирующих 12 апостолов. В центре — 4 шпиля, символизирующие 4-х евангелистов, — с соответствующими символами на вершинах: быка (Св. Лука), ангела (Св. Матфей), орла (Св. Иоанн) и льва (Св. Марк). Ещё выше — шпиль Святой Девы Марии. И самый высокий шпиль, в самом центре здания с крестом на вершине — шпиль Иисуса Христа.
Под руководством самого Гауди был построен только фасад "Рождество".
Фасад Рождества очень ажурный, в нем множество фигур в натуральную величину, колонны в виде пальм стоят на черепахах. Фасад собора отражает любовь архитектора к природе, где в скульптуре запечатлены сто видов растений и животных. У фасада можно провести много времени, рассматривая причудливое нагромождение сюжетов, фигур, красоту лепки и ажурность деталей.
Фасад состоит из трех порталов, посвященных добродетелям — Вере, Надежде и Милосердию. Левый портал Надежды, со сценами бегства в Египет и избиение младенцев в Вифлееме. Центральный, портал Милосердия, рассказывает о рождение Иисуса, поклонение волхвов. Правый портал Веры, главная сцена Введения в храм.
Над центральным порталом возвышается кипарисовое дерево, в христианстве символ вечности, над которым кружат голуби — человеческие души. У подножия аббревиатура JHS — "Jesus Homini Salvator", Иисус, Спаситель Людей.
Интересно было узнать какими методами пользовался Гауди и как подбирал модели для для своих творений, ответ нашла в интернете.
Проектируя убранство фасада, Гауди старался как можно точнее копировать природу, на протяжении многих лет обходя приход в поисках подходящих моделей. "Это безумие — пытаться изобразить несуществующий объект", — записал Гауди в своем дневнике. Не изменив этой философии, он искал людей, которые могли бы позировать для фигур Христа, Иосифа, Девы Марии, святых и ангелов. Сторож собора был Иудой. Толстый козопас служил моделью для Понтия Пилата. Шестипалый гигант, найденный в одном из баров, позировал для изображения центуриона в сцене избиения младенцев. Но поиски Гауди не ограничивались людьми. Нужно было найти подходящее рождественское дерево, тех самых цыплят, осла, который бы выглядел как вьючное животное после многодневного пути. Местный старьевщик одолжил Гауди свого осла. Когда возникали трудности с поиском моделей, Гауди находил требуемое благородство в лицах своих работников. Скульптор становился святым Петром, перевозчик камня — апостолом Фаддеем, а необыкновенно красивый штукатур — царем Давидом.
Следующий этап работ был еще более необычен. Цыплята и индейки усыплялись хлороформом, обмазывались жиром, и с них быстро делалась гипсовая отливка, прежде чем они успевали проснуться. Осел был связан и подвешен на своей сбруе, чтобы с него легче было снять мерки.
Мертвая сова, найденная на стройке утром, была быстро использована Гауди в качестве превосходного символа ночи. Он искал и другие способы запечатлеть жизненную правду.
Работал мастер над храмом до конца своих дней, считал делом своей жизни, неоднократно говорил: "Мой заказчик не торопится". Храм строили на пожертвования, когда деньги заканчивались, архитектор выходил на улицу собирать средства на дальнейшее строительство. 7 июня 1926 года в Барселоне был открыт первый трамвайный маршрут. Гауди, как уже говорилось, вел аскетичный образ жизни, одевался просто, мыслями был поглощен о Саграда Фамилия, не заметил первый трамвай и был сбит. В больнице, в которой скончался, его опознала медсестра, благодаря ей не попал в общую могилу, был захоронен в крипте Саграда Фамилия.
В последние годы жизни Гауди осознавал, что при нем собор не закончат, так как объем работы колоссальный, а строительство замораживали не раз. Он много работал над чертежами для потомков, своих последователей. А дальше была гражданская война, режим генерала Франко, многие материалы, наработанные Гауди, погибли в "пожаре" революции.
После смерти Гауди строительство продолжили его ученики, потом ученики учеников. И, несмотря на то что работы ведутся по чертежам и макетам архитектора, Храм меняется.
В 1986 году строительство фасадов предложили продолжить Хосе Мари Субираксу. Он потратил больше года на изучение оставшихся целыми работ Гауди, в итоге предложил свой проект. Декор в стиле Гауди делать не стал, гения не повторить, поэтому оформление фасада Страсти Христовы в стиле кубизма. И по стилю этого фасада видно, что от плавных линий Гауди не осталось и следа. Точные, как бы обрубленные линии, острые углы.
На фасаде Страстей Христова хронологическое расположение сцен от Тайной вечери до погребения Иисуса нужно читать по S образной траектории, которая формирует три уровня.
Тайная вечеря на нижнем уровне, Иисус предсказывает ученикам о предательстве Иуды. Чуть выше, уже средний уровень, фигура воина поразившего копьем Иисуса.
Поцелуй Иуды, у ног которого вьется змея – символ дьявола. Таблица с цифрами, по горизонтали, вертикали и диагонали сумма чисел дает 33 – возраст Христа, помимо этих вариантов, существует еще 300 разных комбинаций из этих чисел, которые в сумме дают 33. Собор наполнен разными символами.
Самый верхний уровень — распятие. Крест из железных балок, торец выкрашен в красный цвет.
Фасады такие разные — как и пути людей к Богу. И если их сравнивать это резко бросается в глаза. Конечно — это же делали разные люди… Но здание-то одно. Я не хочу сказать, что второй хуже первого, хотя… Творение Гауди мне нравится больше. Все те же мягкие перетекающие линии, как стекающий каплями песочный замок, красивые скульптурные группы, множество растительных и животных элементов, символы… Вифлеемская звезда, ладонь со всевидящим оком, корзины с фруктами как символ плодородия, белые голуби.
Фасад Страстей Христовых более резок и динамичен. Может быть, кроме всего прочего, резкость линий обусловлена представленностью сюжетов: тут и предательство Иуды, снятие Иисуса с креста, солдаты, разыгрывающие одежды Христа в кости.
Уже готовы некоторые элементы фасада Воскресение Христово. Здесь виден кусочек третьего, ещё не построенного, фасада — Воскресение. В постройке собора вообще огромное количество всякой символики. В частности, гроздья винограда, которые видны на маленьких башнях слева, символизируют Святое Причастие.
Для дальнейшего строительства будет расселен квартал со стороны этого фасада. Как скоро? Вопрос времени и денег. Называют примерные даты, 100 лет со дня смерти Антонио Гауди, но на дворе мировой кризис. Остается надеяться на то, что мы застанем его когда-нибудь достроенным.
Но так или иначе, в целом, собор великолепен. Стоит того чтобы его детально рассмотреть.