В любом городе обязательно есть место, которое определяет его суть, его историческую, культурную основу. Нередко такое место называют сердцем города. Наиболее древняя часть современной Барселоны — Готический квартал (Barri Gòtic) — вполне может претендовать на такое наименование.
Готический квартал представляет собой архитектурный ансамбль, сформировавшийся в основном в эпоху Средневековья. Однако здесь найдется немало памятников архитектуры, которые не соответствуют названию квартала, поскольку выполнены не только в готическом, но и в романском, в барочном и в других стилях, органично переплетающихся с готикой.
Свое название квартал получил относительно недавно, в начале 20 века, поскольку именно здесь достопримечательности готической архитектуры сохранились наилучшим образом. Вообще, весь этот квартал без всякой натяжки можно назвать одной из важнейших достопримечательностей Барселоны.
В широком смысле, Готическим кварталом называют территорию, заключенную между площадью Каталонии, проспектом Виа Лаетана, проспектом Колумба и бульваром Рамбла.
Начать соприкосновение с «сердцем города» лучше всего с Новой площади (Plaça Nova). Собственно говоря, здесь когда-то находились северные ворота древнеримского города-колонии Барсино (Barcino), в стенах которого и сформировалась готическая Барселона. Две цилиндрические башни этих ворот сохранились и по сей день.
Эта площадь приобрела свой современный вид совсем недавно — в 90-е годы 20 столетия. Пласа Нова была объединена с Pla de la Seu (Соборной Площадью), и сейчас они образуют единое пространство. Тогда же у одной из башен появилась и реконструкция развалин древнеримского акведука, а также скульптурная группа работы Жуана Броссы, выполненная из семи букв, которые составляют римское название города – Barcino.
Также на Пласа Нова находится сразу еще несколько достопримечательностей. В первую очередь, это Дворец Епископов Барселоны. Стоящий на древнеримском фундаменте дворец резко контрастирует со зданием Коллегии Архитекторов, которое было построено уже в 20 веке и фриз фасада которого был выполнен Пабло Пикассо в характерном для него стиле.
Пласа Нова плавно перетекает в Соборную площадь (Pla de la Seu ). Здесь, с противоположной стороны от Кафедрального собора, находится наиболее крупный фрагмент римской крепостной стены. Лучше всего он виден с площади Рамона Беренгера (Plaça Ramon Berenguer).
Этот фрагмент древнеримского наследия давно "сроднился" с другими строениями и, в частности, с элегантной и строгой часовней Святой Агаты, колокольня которой возвышается над площадью. Вплоть до середины 20 века к римской стене в буквальном смысле были прилеплены жилые дома. Лишь к 1950 году римские стены окончательно распрощались с этим соседством.
Сейчас здесь находится небольшой сквер, который носит название площадь Рамона Беренгера Великого. Площадь названа в честь графа Рамона Беренгера III, правившего с 1096 по 1131 год. Рамон Беренгер III принадлежал к той же династии, что и граф Рамон, который в 1058 г. на месте разрушенной базилики в Барселоне заложил романский кафедральный собор.
На площади возвышается величественная конная статуя, посвящённая графу. Её возведением занимался известный архитектор Жузеп Льимон.
Часовня Святой Агаты (здание готической архитектуры, построенное в 14 веке) являлась частью королевского дворца. Ее восьмиугольная колокольня завершается восемью треугольными фронтонами и напоминает королевскую корону. Часовня Святой Агаты является в настоящее время частью музея истории Барселоны.
Вернёмся к Соборной площади, с которой открывается прекрасный вид на неоготический главный фасад Кафедрального собора Барселоны (La Catedral de la Santa Creu i Santa Eulàlia). Собор Святого Креста и Святой Евлалии представляет собой лучший образец готического собора 13-15 веков.
Помимо фасада собора здесь стоит обратить внимание на Часовню Святой Люсии, сохранившую в себе черты романского архитектурного стиля, и Клуатр Святой Евлалии – внутренний двор собора. Обе эти достопримечательности находятся справа по отношению к главному входу в собор.
Собор очень популярен среди туристов, которых привлекает печальная истории Святой Евлалии, погибшей в 13 лет от рук жестоких язычников. Она считается доброй покровительницей Барселоны. В клуатре собора живут белоснежные гуси. В память о том, что Святая Евлалия погибла в 13 лет, количество гусей здесь неизменно: 13.
Напротив часовни Святой Люсии находится еще одно примечательное строение – здание Исторического Архива Барселоны, которое известно также как Дом архидьякона (Casa de L'Ardiaca). Резиденция архидьякона появилась на этом месте еще в 12 веке, однако в начале 16 столетия здание было практически полностью перестроено, а позже пережило еще не одно обновление.
Архитектурная смесь всех стилей и эпох особенно ощутима, если войти во внутренний дворик дома: крытая галерея, открытый внутренний дворик украшены в стиле эпохи Ренессанса, фонтан — в готическом стиле.
В 1895 году, когда здесь находилась Коллегия адвокатов, по её заказу был выполнен довольно оригинальный почтовый ящик в стиле модерн, на котором изображено три ласточки – символ свободы и гарантии закона, и черепаха, символизирующая бюрократизм и медлительность правовых процедур.
Работа архитектора Луиса Доминека-и-Мунтанера иногда трактуется и иначе. Кто-то видит в изображениях на почтовом ящике послание: "Пусть добрые вести летят так же быстро, как ласточки, а плохие – ползут, как черепахи". Последняя версия мне нравится больше.
Эти разночтения лишь подчеркивают противоречивость Дома архидьякона, в целом, поскольку смешение исторических эпох и архитектурных стилей здесь налицо. Однако как раз это и создает уникальность здания. То же самое, впрочем, можно сказать о Готическом квартале вообще.
Пожалуй, здесь стоит сделать передышку. Сердце — штука нежная!