Прогулку по Готическому кварталу мы завершили намедни у дома Архидьякона. С Вашего позволения, продолжим наш путь, свернув с улицы Carrer del Bisbe (Епископская улица) налево, в сторону площади Короля.
Площадь Короля и Королевская площадь — не одно и тоже место. Расположены они внутри Готического квартала, но ничего общего, кроме схожести в названии, между ними нет.
Площадь Короля (Plaça del Rei), пожалуй, самое "готическое" место всего Готического квартала Барселоны.
Площадь представляет собой практически полностью замкнутое пространство. И только на месте дворика для театральных представлений есть небольшой проход. Своей формой площадь обязана королю Мартину Арагонскому (Martí l’Humà), последнему королю каталонской династии, который спроектировал в начале 15 века крепостное сооружение напротив своего дворца, чтобы туда не долетал шум рынков. Площадь также задумывалась как место проведения турниров.
Большой Королевский Дворец находится в глубине площади. Слева от него расположен Дворец Наместника, а справа – Церковь Святой Агаты. Чуть поодаль находится Дворец Клариана Падельяс (Casa Clariana Padellàs), в котором сейчас размещен Дворец Истории Города (Museu d'Historia de la Ciutat).
Большой Королевский Дворец — одно из украшений Королевской площади. С 13 по 15 вв. дворец был резиденцией графов Барселоны, а сама история дворца восходит еще к 11 веку, когда он был построен королем Педро Напыщенным ("Еl Ceremonioso"). Любопытно, что именно в тронном зале этого дворца Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский услышали от Христофора Колумба об его открытии. Великий мореплаватель, только что вернувшийся из Америки, отрапортовал монархам-спонсорам, что нашел новый путь в Индию.
Дворец Наместника, служивший резиденцией вице-короля, и смотровая башня короля Мартина (mirador del rey Martí) с пятью ярусами полуциркульных арок были построены в 16 веке.
С тех пор Площадь Короля претерпела множество изменений. Так, например, на площади когда-то были деревья и неоготический фонтан, построенный в 1853 г. по проекту архитектора Ф.Д. Молины. Но в середине 30-х гг. 20 века, когда на площади проводились археологические раскопки, площадь была перестроена и стала такой, какой мы её наблюдаем сегодня.
Церковь Святой Агаты — это красивейшая готическая церковь 14 века. Её колокольня возвышается над площадью Короля. Она возведена на фундаменте римской крепостной стены. Это особенно хорошо видно с противоположной стороны – с площади Рамона Беренгера (Plaça Ramon Berenguer), которую мы рассматривали в предыдущем рассказе.
Готический Дворец Клариана Падельяс был построен первоначально около 15 века. Свой современный облик он получил после реставрации в 1931 г.. Тогда во время земляных работ под площадью были обнаружены руины римского города Барсино, что привело власти к решению превратить это здание в Музей Истории Города. Однако первоначально это здание находилось совсем в другом месте, на улице Меркадерс (carrer Mercaders), и было перенесено на Пласа дель Рей буквально по кирпичику в 30-х годах 20 века.
Теперь давайте вернёмся узкими улочками квартала к уже знакомой улице Бизбе (Carrer del Bisbe), чтобы направиться к площади Святого Жауме.
По пути к площади трудно не обратить внимание на оригинальный мостик, соединяющий два дома, расположенных по разные стороны улицы Бизбе. Этот мост появился здесь в 1926 – 1928 годах благодаря архитектору Жоану Рубьо (Joan Rubió i Bellver). Соединяет он Дворец Правительства Каталонии (Palau de la Generalitat) и Дом каноников (Casa dels Canonges), то есть дом служителей собора, в котором ныне располагается резиденция каталонского президента.
Дом каноников датируется 13-15 веками. Палау де ла Женералитат — более «современная» постройка, относящаяся к 15-17 векам. Это здание объединяет в себе готику и ренессанс: готическая часть, выходящая на улицу Бизбе, была завершена в начале 15 века, в то время как ренессансный фасад, выходящий на площадь Святого Жауме (Plaça de Sant Jaume), был приобретен дворцом лишь в конце 16- начале 17 вв.
На месте площади в древности пересекались главные дороги старинного римского поселения Барсино. В средние века здесь стояла церковь Святого Иакова, которая подарила площади современное название. Пласа Сан Жауме и по сей день остается центром самых разных и самых важных событий в жизни Барселоны, начиная мероприятиями в честь наиболее значимых праздников и заканчивая ликованием по случаю крупных побед футбольной "Барселоны". По воскресеньям здесь, говорят, можно наблюдать удивительное зрелище: барселонцы танцуют свой национальный каталонский танец – сардана.
Сардана — это самый популярный национальный танец в Каталонии.Сардану танцуют становясь в круг и взявшись за руки. Участники передвигаются по кругу в определённом ритме, чередуя длинные и короткие шаги. Во время коротких шагов — руки опускаются вниз, а во время длинных — руки поднимаются вверх.
Сардану озвучивает национальный оркестр – Ла Кобла (La Cobla), состоящий из типичных каталонских инструментов: тенора (la tenora), тибле (el tible), флабиол (el flabiol), тамбори (el tambori) и других, таких как труба и контрабас.
Если говорить о достопримечательностях площади, то помимо фасада Женералитата площадь может похвастаться и неоклассическим фасадом расположенного напротив здания Городского Совета (Casa de la Ciutat) или, иначе, Муниципалитета Барселоны (Ajuntament de Barcelona). Будучи построенным в первой половине 19 века, это здание имеет, казалось бы, весьма опосредованное отношение к средневековью. Однако к 19 веку относится только выходящий на площадь Сан Жауме фасад. Само же здание Ажунтамента гораздо старше. Так Зал Ста (Saló de Cent), в котором заседал совет, состоявший из ста представителей различных сословий, относится к 14 веку.
Заслуживают упоминания и две статуи, "встроенные" в здание Городского Совета. Это изображения короля Жауме 1 и Жоана Фивеллера. Первый в 1249 году разрешил барселонцам выбирать городской совет, а второй прославился введением налогов для знати.
В честь празднования Рождества на площади Святого Якова установлены вот такие необычные шары, заглянув в которые можно увидеть один из евангельских сюжетов, посвящённых главному празднику христиан. Эти шары вызвали у меня детское воспоминание о подобных, правда, более миниатюрных шарах, в которые помещали маленькие детские фотографии.
Ну и, наконец, пройдя по оживлённой улице Ферран, мы окажемся на Королевской площади (Plaça Reial). Она несколько выбивается из средневекового контекста Готического квартала Барселоны, хотя фактически и располагается в нем территориально.
Площадь появилась в 1848 году. В её центре находится фонтан "Три грации". Еще одна запоминающаяся деталь – фонари, выполненные молодым Антони Гауди и установленные здесь в 1878 году. Пальмы, украшающие Королевскую площадь, были посажены совсем недавно – в 80-е годы 20 века. Тогда и было проведено существенное обновление площади.
Сейчас она является одним из самых популярных центров отдыха не только в Готическом квартале, но и в Барселоне вообще. На Королевской площади находятся известные бары, рестораны и ночные клубы, а также регулярно проводятся всевозможные выставки и концерты. Трудно поверить, что на протяжении ряда лет до обновления здесь собиралась совсем иная публика, скорее криминального толка. Да и сама площадь выглядела далеко не так презентабельно.