143 материалa по 93 объектам, 1 442 фотографии
- Россия, Барнаул, пр. Ленина, 4
- (3852) 65-93-69
- barnaul-museum.ru/
Музей "Город". Святослав Рерих. Зов Азии
Будучи сыном таких родителей, как Николай и Елена Рерих, Святослав с детства развивал свои разносторонние способности в искусстве, доставшиеся ему по наследству от отца – великого живописца. Мать и отец всячески поощряли стремление сына к рисованию и талант юноши раскрылся в полной мере, в чем может убедиться каждый человек, обративший внимание на любую из его картин.
..
После революции семья Рерихов переехала в Европу, где продолжалось обучение одаренного юноши в лондонской Академии искусств. В Америке Рерих продолжил свое архитектурное образование в Колумбийском университете, а потом в Гарварде.
Как только обучение подошло к концу, художник переехал в Индию, где на тот момент уже жила его семья, поселившаяся в знаменитой долине Кулу.
Рерих был настолько влюблен в Индию, что считал её своей второй духовной родиной.
..
Здесь Святослав Рерих пишет несколько десятков картин уже с колоритом, присущим индийской культуре. Так, в 1933 году он закончил «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии».
.
Это полотно принято считать одним из самых значительных его произведений.
Признание по-прежнему сопровождает Рериха, и его полотна.
В его работах, прежде всего, поражает необыкновенная яркость, возвышенность красочных сочетаний, светящихся тонов. Кажется, будто все краски мира вобрала в себя палитра художника.
..
Несмотря на безусловное влияние личности Николая Рериха на его творчество, этот великий живописец является самобытным автором, чей стиль и техника, перекликаясь с отцовской, представляют собой совершенно иную манеру исполнения, иную бриллиантовую огранку.
При знакомстве с творчеством С.Н. Рериха чувствуется огромный творческий диапазон, помимо портретной, он обращается к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи, и во всём проявляет себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор.
"Автопортрет"
Каждая картина Святослава Рериха открывает что-то новое, показывает неизвестные ещё грани, постоянно находит интересные мотивы, вдохновляющие сюжеты.
"Добрый самаритянин"
В притче, рассказанной Христом, говорится:
Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. Один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо.Также и левит, посмотрел и прошёл мимо.
Самарянин же, проезжая, увидев его, сжалился и перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём, а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих был ближний попавшемуся разбойникам?
Оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал — иди, и ты поступай так же.
(Еванглие от Луки)
"Весть"
Попугайчики — широко распространённый в Индии символ вести. Динамичным росчерком показан полёт стайки попугайчиков. К свисту их полёта в настороженной позе прислушивается женщина.
Уравновешенная композиция картины полна внутренней динамики — чувства приближения вести.
Страна мечты не иссякает как родник, который бьёт в унисон с сердцем художника.
"Кочевник"
"Ожидание"
Качество ожидания сложно — это напряжение, устремление и действие, и прежде всего действие мысли. Инертное ожидание бесплодно, не вырастут крылья у бездумного ожидания. Надо знать, чего ждёте. По каналу устремлённого ожидания потечёт пространственная мысль, связанная с чудесным будущим человека. Ожидание облечётся плотью и выльется в чёткие отлитые формы.
Здесь же, в духовной атмосфере гармонии со всем миром, художник нашёл спутницу жизни, которой стала известная индийская киноактриса Девика Рани. Святослав познакомился с ней на съёмках фильма, для которого он создавал декорации.
Девика Рани стала источником вдохновения для художника, его верным другом и спутником во всех начинаниях.
.
Архивная фотография, запечатлевшая Николая Константиновича Рериха, его сына Святослава и Девику Рани — внучатую племянницу Рабиндраната Тагора, ставшую в 1945 году женой художника Святослава Рериха.
Несколько картин и набросков художник пишет с знаменитой индийской танцовщицы, близкой подруги своей супруги, которая некоторое время гостила в имении Рерихов под Бангалором.
"Рошан Ваджифдар"
Святослав Рерих изображает Рошан в танце, где она — идеал пластики, красоты и женственности.
В 1959 году Рошан приезжала на гастроли в Москву, где своим искусством покорила советскую публику.
Особенности творчества художника Святослава Рериха: полотна руки этого мастера отличает глубокий символизм, присущий им наравне с реалистичностью изображаемого. Своими работами автор демонстрирует верность гуманистическим идеалам, он посвящает их борьбе за мирное сосуществование народов разных вероисповеданий и национальностей.
"Вестник"
Динамика — яркая особенность композиций С.Н. Рериха. Это полотно до предела насыщено динамикой — в огненном вихре скачет вестник, в своём устремлении он знает, что время не ждёт. За каждой спиной несётся невидимый, но неутомимый и беспощадный всадник — Время.
Реализм русской школы живописи Святославу Рериху удается переплетать с традициями мотивов Индии, которыми буквально пропитано творчество художника.
"Пиета"
Картина написана Святославом Рерихом в год смерти брата. Библейская тема — оплакивание Христа послужила средством для раскрытия глубоких душевных переживаний самого художника. Картина адресована всем умеющим сострадать, несущим горе потери.
Это большая тема жертвы матери, своими руками, добровольно отдавшей самое для неё дорогое ради спасения жизни на земле. Не отчаяние, а знание неизбежности выражено в скорбных чертах матери. Благородная красота исполненного долга запечатлена в облике сына.
Многие матери, приводившие на подвиг своих сыновей, узнают себя в "Пиете". И она ещё раз напомнит им, что, когда залогом жизни становится смерть, матери не ропщут, если жребий падает на их долю. В этой доле не только печаль, но и полёт избрания.
Розовый луч во мраке — это луч Надежды, никогда не оставляющей человека.
Картины Святослава Николаевича Рериха отличаются исключительным изяществом подачи и лаконичностью. Они максимально точно передают духовный облик человека, его глубинную сущность и характер.
"Мы тоже ищем"
Картина посвящена вечному поиску Истины.
Рерих изобразил трёх странствующих садху, облачённых в оранжевые одежды буддийских монахов. Аскеты отреклись от мира ради поиска истины. Посредством природы чётко выражен внутренний мир человека. Тёмный массив скалы противопоставлен солнечным пульсирующим потокам — странники из тьмы невежества вырываются на свет и обретают истинные знания — это постоянная борьба с самим собой.
В 1939-1942 году, когда в разгаре была Вторая Мировая война, Святослав Рерих создаёт триптих. Триптих Святослава Рериха — произведение глубоко философское. Вопрос — где же начинается каждая война и откуда может прийти конец всем войнам?
Если в разгаре боя, перед лицом неумолимого врага, воин может думать лишь об уничтожении свирепого противника, занёсшего руку над ним и всем, что для него свято, то теперь, стоя перед триптихом, он не может не задуматься над тем, как избежать трагедии убийств, не может не почувствовать, что “линия фронта” проходит в его собственной душе и будущее человечества во многом зависит от исхода борьбы на этих скрытых ”индивидуальных фронтах” каждого человека.
Левая часть — "Освобождение"
На левом панно изображена борьба человека с самим собой, с тем множеством безобразных и эгоистических “я”, которые не дают ему подняться на более высокую ступень эволюции. Из хаоса необузданных вожделений, в упорной борьбе с ними вырывается новый, освобождённый человек. Его светящаяся фигура вырисовывается на фоне направленных ввысь лучей.
Центральная часть — "Распятое человечество"
Голгофа триптиха апокалиптически величественна и устрашающа — фигура распятого человека. Над ним развёрстые небеса, откуда низвергается на землю испепеляющий огонь. У ног распятого две небольшие склоненные фигуры людей, как бы оплакивающих вселенскую жертву. На заднем плане — пылающие города, суровое воинство, толпа отчаявшихся, обречённых, взывающих к кому-то людей. Все эти символические образы ассоциируются с военной трагедией и истолковываются без затруднений.
Правая часть — "Куда идёшь, человечество?"
О правой картине триптиха, Святослав Рерих говорил, что она написана перед самым началом войны в предчувствии грандиозной катастрофы. Люди зашли в тупик глубокого и узкого ущелья. По инерции в слепой покорности подходят они к краю пропасти. Некоторые уже заглянули в неё, и их лица выражают отчаяние и безнадежность...
Человечество само подвело себя под распятие ужасами войны.
Тема триптиха была подсказана событиями, которые вершились в мире и достигли кульминации в ужасной войне. Каждый тогда надеялся, что эта война положит конец всем войнам.
Однако разрушительные силы опять выявляют свои уродливые формы. Тучи человеческого эгоизма, ненависти и алчности снова покрыли мир зловещей тенью, и тема триптиха по-прежнему остаётся животрепещущей.
Второй триптих был написан С.Н. Рерихом в 1967-1968 годах.
Три картины последовательно развивают несколько иной аспект этой же самой глобальной проблемы человеческого существования, человеческой эволюции. Более конкретно этот аспект раскрывает одну из самых злободневных и до сей поры не решённых проблем нашей цивилизации.
С.Н. Рерих.
"Я двигаюсь среди этих теней" — левая часть.
Молодая девушка кого-то хочет остановить, прежде чем спуститься в этот новый мир, который наполнен всевозможнейшими символами нашей так называемой цивилизации, и три фигуры уже потеряли свой духовный облик, обездушились и являются как бы контрастом этой молодой девушке.
"Мы сами строим свои тюрьмы" — центральная часть.
Ломаный силуэт многоэтажных строений, на первом плане больше напряжённого красного цвета, им заполнены огнедышащие ворота и окна заводского корпуса, похожего на чудище с открытой пастью и сверкающими глазницами. Этому скрежещущему миру всепоглощающей механики, художник противопоставляет хрупкое, обнажённое тельце мальчика — живой комочек материи.
Он доверчиво следует за матерью, которая уводит его от зияющей пасти и тюремных решёток воздвигнутых самими людьми и закабаливших мир.
Это картина-предупреждение о том, что наши города и цивилизация не должны нам угрожать. Наши достижения должны помогать нашей жизни, а не быть орудием порабощения…
"Ты не должен видеть этого пламени" — правая часть.
Художник изображает катастрофу: рушатся объятые пламенем небоскрёбы, вздыбилась земная твердь, пылает огненными языками небо.
Что это? Война? Атомный взрыв? Вызванный кем-то катаклизм?
Художник не даёт прямого ответа — он предпослан двумя предшествующими полотнами.
Всё, что нарушает естественные законы жизни, что посягает на человечность и свободу — рано или поздно кончается cамоистреблением.
Свою мысль художник подчёркивает названием последней картины. На первом плане полотна помещены две женские фигуры. Одна из женщин, воздев руки к небу, взывает к справедливости, заклинает вырвавшегося на свободу зверя разрушения.
Фрагмент триптиха.
Вторая, женщина-мать, склоняясь над ребёнком, защищает его своими материнскими руками, оберегает от видения этого страшного, в своей слепой жестокости, акта самоубийства.
Заветная мечта каждой матери, чтобы её ребёнок избежал тех катастроф, которые человечество себе подготовляет от времени до времени. Здесь мать как бы говорит заветные мысли своему ребёнку.
С.Н. Рерих.
"ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ" или "Воззри, человечество!"
Это апокалиптическое видение, где человечество в смятении около пропасти взирает на видение огня, который падает на город всечеловеческий. Всечеловеческий потому, что в нём строения, принадлежащие всем расам человечества.
Это служит предупреждением — если человечество не одумается, не пойдёт правильным путём, то придёт момент, когда этот огонь падёт и спалит города людей. Об этом упоминается во многих учениях и философиях Востока.
Если человечество в прошлом пострадало от Потопа, то в будущем может пострадать от Огня.
- Адрес:
"Музей "Город" — 24, ул. Льва Толстого, Барнаул, Алтайский край, Россия
Выставочный зал музея "Город" — 111, пр-т. Ленина, Барнаул - Телефон:
8 (385) 222-66-83
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Барнаул
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Талантливые люди, как говорят, "поцелованные Богом", иные, из другого измерения.
Спасибо!
Отличное погружение в мир искусства!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
а сын более реален, но последние картины — аут!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
спасибо организаторам выставок, что дают возможность
увидеть хотя бы часть картин великих художников.
Спасибо за внимание!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: