По соседству с Чайна-тауном, в районе пересечения улиц Phahurat и Chak Phet, издавна селились выходцы из Индии. Поэтому этот район и стали называть «Маленькой Индией» (или «Пхахурат»). Застроен этот район такими же безликими грязными бетонными коробками, как и Чайна-таун. Отличие только в том, что в уличных кухнях и ресторанчиках предлагают блюда уже не китайской, а индийской кухни — лепешки-чапати, кари, настоящий индийский чай. Индийцы тоже активно торгуют. Но у них есть и своя специализация — на тканях и изделиях легкой промышленности.
Вообще, в Таиланде к индийцам относятся значительно хуже, чем к китайцам. Широко распространено убеждение, что все индийцы — жулики. Есть даже поговорка: «Если встретишь ядовитую змею и индийцы, убей индийца. Ведь змея еще не сделала тебе ничего плохого».
Сикхи
Сикхизм зародился в северо-западной Индии, в районе Кашмира. И сейчас там проживает не менее 20 миллинов сикхов. Но сейчас сикхов можно встретить практически в любой стране мира. Есть сикхи и в Бангкоке. А сикхи везде, где бы они не находились, обязательно строят свои храмы — их называют «гурдвара» (в переводе - «ворота Гуру»). Ведь сикхи — это не национальное, а именно религиозное сообщество, объединенное одной религией.
Формально сикхом может стать любой — никому не запрещено. Но на практике все же сикхами становятся только выходцы из Индии (и их потомки). Однако, сикхи, живущие в окружении других народов и религий, стараются не просто сохранять нейтралитет, а установить добрососедские отношения. И они придумали оригинальный ход (ничего подобного нет ни в одной другой религии) — сикхи кормят всех, кто хотя бы случайно, заглянет в их храм. Причем, кормят бесплатно.
Сикхский храм — гурдвара
У сикхов в Бангкоке есть несколько гурдвар. Но самый главный сикхский храм Бангкока находится именно в районе «Маленькой Индии». Храм из белого мрамора трехэтажный и довольно большой по площади. Но оценить его реальные размеры и внешний вид довольно трудно из-за того, что его со всех сторон теснят окружающие неказистые, но такие же высокие бетонные коробки.
На первом этаже храма положено снимать обувь. Но просто так сваливать ее в кучу не принято. Для хранения обуви здесь есть две камеры хранения, удивительно напоминающие гардеробы в театре. Как говорится, театр начинается с вешалки. Значит сикхский храм начинается с камеры хранения обуви. Но сдать обувь — это еще полдела. Для того, чтобы быть готовым к посещению сикхского храма, мало разуться. Надо еще и чем-то прикрыть свою голову — из уважения к гуру Нанаку. Правильно, конечно, косынку приносить с собой. Но для тех, у кого своего головного убора нет, у входа на лестницу в огромных корзинах сложены стопки отстиранных и отглаженных оранжевых косынок с сикхским символом (как для мужчик, так и для женщин — без разделения по полу). На втором этаже храма находится столовая. Но вначале лучше подняться сразу на третий — в комнату для молитв. Вход туда свободный для всех. Нужно только соблюдать приличия. Во-первых, обязательно нужно быть одетым по форме (это значит, босиком и в головном уборе), а во-вторых — не путать мужскую и женскую половину. Здесь справа сидят мужчины, а слева — женщины. Прямо посредине проложена красная ковровая дорожка прямо к алтарю. По ней могут проходить как мужчины, так и женщины. На алтаре лежит громадная священная книга сикхов. Ей все и молятся. Священников у сикхов нет. Поэтому книгу читают по очереди все члены общины.
Ансамбль из нескольких мужчин с традиционными музыкальными инструментами исполняет сикхские религиозные гимны (конечно, сидят музыканты именно справа от алтаря — на мужской половине). Эти гимны, как и чтение книги, могут продолжаться часами — с раннего утра до позднего вечера (а книгу по праздникам вообще читают 24 часа в сутки, день за днем).
Затем мы спустились на второй этаж. Там находится столовая и огромный обеденный зал. Продукты в столовую поставляют на деньги самых богатых сикхов, а готовят в ней все без исключения члены общины.
В зале уже много народу. Справа от входа — раздача. На раздаче тоже можно встретить всех — от самых молодых членов сикхской общины до самых уважаемых стариков. Тарелок нет. Вместо них используются железные подносы, разделенные перегородками на секции. Индийцы предпочитают есть руками. Но вилки с ложками для желающих в столовой все же есть.
Меню во всем мире в сикхских храмах стандартное — пресная лепешка-чапати, овощное кари, рис, в качестве напитков — простая чистая питьевая вода и черный индийский чай (обязательно с сахаром, молоком и специями). Еду можно брать без ограничений. Только оставлять недоеденную пищу в тарелке считается очень неприличным — вас же никто сюда не загонял и насильно накормить не пытался.
Рынки — цветочный и овощной
По соседству с индийским кварталом на берегу реки Чаопхрая с раннего утра до поздней ночи кипит жизнь. Здесь на рынках продают все только самое свежее. Один из рынков специализируется исключительно на цветах. Их здесь продают и по одному, и букетами, и сразу оптом. И даже — что совсем уж непривычно и непонятно — на развес (только цветочные головки и лепестки в мешках). По соседству с цветочным рынком торгуют свежими овощами. Здесь и наши обычные — картошка, тыква, лук, морковь и экзотические тропические овощи, многие из которых даже неизвестно как называются.
Бюджет
Виза. На 1 месяц въезд безвизовый.
Валюта. 1 доллар США = 28.6 (в аэропорту) или 29.47 (в Бангкоке)
Транспорт. Поезд «Сити трейн» из аэропорта до станции Пхая Тхай — 45 бат. Поездка на «легком метро» 40 бат.
Ночлег. В гостях у Антона Дряничкина — бесплатно.
Еда. Обед в главном сикхском храме Бангкока — бесплатно.
Достопримечательности. Посещение сикхского храма — бесплатно. Экскурсия по каналам и трущобам Чайнатауна и Маленькой Индии — бесплатно.