Первую ночь в Бангкоке мы провели в доме (вернее, в комнате) гостеприимного Антона Дряничкина. Утро началось совершенно неожиданно. Антон повел нас на крышу дома — делать зарядку (как это не прискорбно звучит, но это была единственная зарядка за все наше путешествие; все же в нашей компании больше не нашлось никого, кто смог бы всех организовать на такое полезное для здоровья дело).
После зарядки и легкого завтрака мы вместе с ним отправились на экскурсию по «нетуристическим» районам Чайна-тауна. Антон буквально влюблен в бангкокский китайский квартал. Он может проводить здесь по несколько часов подряд, просто бесцельно бродя по улочкам и переулкам, наблюдая за течением жизни. И это действительно одно из лучших мест, чтобы увидеть как люди жили раньше и как продолжают жить сейчас, не загрядывая к ним в дома. Здесь, как и во многих тропических странах, вся жизнь протекает на улице, а не внутри дома. Туда разве что ночью заходят, спать. Да и то не всегда. Часто и спят тоже прямо на улице под открытым небом.
Китайцы появились в Бангкоке еще до того, как этот город стал столицей Сиама (по большому счету тайцы — это тоже китайцы, но древние; тайские племена мигрировали из Южного Китая в VII веке). Поначалу и сам Королевский дворец был со всех сторон окружен китайскими лавками и лачугами. Но тайским королям скоро надоело чувствовать себя чуть ли не в Китае. И по специальному королевскому указу в 80-х годах XVIII века всех китайцев выселили с острова Раттанакосин за канал в район «Сампенг». Там в переулках, окружающих улицы Yaowarat и Ratchawong они и поселились. И живут там до сих пор.
Сейчас Чайна-тауном никого не удивишь. Они есть во всех мало-мальски крупных столицах мира. Но именно бангкокский Чайна-таун считается крупнейшим в мире.
Вообще китайцы, живущие за пределами своей исторической родины, предпочитают держаться вместе и не смешиваться с местным населением. В Австралии, США и Европе я встречал китайцев, проживщших в этих странах по 50 лет, но не говоривших по-английски. А зачем? Они из своего Чайна-тауна редко выходят. Общаются со своими друзьями и коллегами на китайском языке, бизнес ведут тоже исключительно с китайцами. Такое же положение было и в Таиланде. Но в начале XX века тайские власти стали проводить политику насильственной ассимиляции китайцев. Правда, Чайна-таун разгонять не стали (все же китайцы вносят очень большой вклад в экономику страны). Но всех китайцев в обязательном порядке заставили изучать тайский язык. Как результат — в современной деловой и политической элите Таиланда очень много этнических китайцев. Даже среди премьер-министров есть китайцы. В частности, знаменитый и скандально известный Таксин Чиннават — тоже этнический китаец.
Несмотря на насильственную ассимиляцию китайцы предпочитают по-прежнему жить все вместе — в Чайна-тауне. На первый взгляд, все китайцы заняты какой-то полезной деятельностью - торгуют всем необходимым для дома и хозяйства, овощами и фруктами, зеленым чаем и снадобьями китайской традиционной медицины, ремонтируют машины, шьют, строгают, забивают и приколачивают. Но не все так просто и мирно, как кажется на первый взгляд. Китайский район Бангкока всегда был известен своими опиумными притонами и борделями (на них висели зеленые фонари, поэтому и весь Чайна-таун ранеьше называли «Районом зеленых фонарей»), ломбардами (не брезговавшими скупкой краденного) и ювелирными магазинами. К западу от переулка Сампенг Лейн был даже рынок, который так просто и называли - «Воровской рынок». Там торговали преимущественно ворованными вещами. Рынок, кстати, продолжает работать. Здесь всегда процветали азартные игры. Сейчас, например, именно в Чайна-тауне процветают официально запрещенные собачьи бои. И по сей день именно здесь находятся главные центры по нелегальной торговле наркотиками.
Чайна-таун перерезают каналы. Все берега здесь сплошь застроены домами, домиками, сараями и хижинами. Сами каналы больше похожи на канализацию. И при этом — что удивительно — в них не только рыба водится, но и огромные вараны плавают. А иногда можно видеть и более удивительную картину — как местные жители купаются. И ничего не боятся.
В чайна-тауне все на виду. Куни стоят прямо на улицах. Тут и пищу готовят, и едят, и посуду моют. С первого раза даже трудно понять. Или это одно из маленьких уличных кафе, или это это просто чья-та домашняя кухня, на которой едет только свои. Хотя, чужих здесь и нет. Все, кроме китайцев, в Чайна-тауне лишь гости или туристы. Сами китайцы относятся к ним как к мухам — просто не замечают.
Бюджет
Виза. На 1 месяц въезд безвизовый.
Валюта. 1 доллар США = 28.6 (в аэропорту) или 29.47 (в Бангкоке)
Транспорт. Поезд «Сити трейн» из аэропорта до станции Пхая Тхай — 45 бат. Автобус в бангкоке — 7 бат. Т
Ночлег. В доме гостеприимного жителя Бангкока — бесплатно.
Еда. Нарезанные фрукты — 10-15 бат. Мангостин — 25 бат. Розовые яблоки — 40 бат. Пакект молока 0.2 л. - 9.5 бат. Вода 0.5 л. - 5-7 бат. 1.5 литра — 13-15 бат.
Достопримечательности. Прогулка по Чайна-тауну — бесплатно.