Буддистские храмы и монастыри в Бангкоке можно встретить буквально на каждом шагу. Они различаются размерами, убранством и значимостью. Самый известный среди них - Ват Пра Кео (Wat Phra Kaeo, Ват Пхракео). В нем хранится самая почитаемая в Таиланде реликвия - "Изумрудный Будда" (XIV в.). Статуя, вырезанная из одного цельного куска жадеита, была чудесным образом найдена в 1434 году в Чианг-рае. Когда удар молнии расколол чеди, миру открылась спрятанная внутри гипсовая скульптура Будды. В ней и нашли «изумрудного Будду». В 1464 году его перевезли вначале в Лампанг, а затем в Чанг-май. В 1552 году король Луанг Прабанга Джетта увез статую во Вьентьян. Там она находилась следующие 214 лет.
Генерал Чакри (позднее ставший королем Рамой I) привез изумрудного Будду, вместе с другими военными трофеями, в Тонбури. И только в 1784 году, когда столицу Сиама перенесли в Бангкок, статуя, наконец, заняла свое нынешнее положение и стала символом тайской нации. На территории монастыря есть и другая статуя, к которой приходят на поклонение. Недалеко от входных ворот можно увидеть сделанную из черного камня статую отшельника. Его считают покровителем медицины, поэтому родственники больных приносят к его стопам фрукты, цветы, свечи и благовония.
Возле южной стены храма Ват Пхракео еще в XVI веке был основан Храм лежащего Будды - Ват По (Wat Po или Wat Phra Chetuphon).
Он считается старейшим и одновременно крупнейшим буддистским монастырем города. Одних только ступ на его территории около ста. Статуя лежащего Будды длиной 46 м и высотой 15 м, создана в середине XIX века. Ее сделали из кирпича, оштукатурили и покрыли пластинками золота, а огромные ступни – перламутром.
Вдоль стены храма поставили рядком 108 бронзовых мисок. Считается, что если бросить в каждый из них хотя бы по копейке, то можно получить не только лучшее перерождение, но и удачу в нынешней жизни. В желающих отбоя нет, поэтому в воздухе постоянно «висит» звон монет.
Пожертвования принимают в любой валюте. Но не все идут в дело. Часть банкнот используется для украшения и складывается на столе под стеклом. Дима увидел там и 100-рублевую бумажку. Монахи ее совсем не ценили и были готовы отдать. Но не смогли достать. Она намертво прилипла.
В раннем буддизме было три сакральных символа: лотос, колесо и дерево бодхи (под ним Будда достиг Просветления). Хотя все они остаются важными и для современных буддистов, но реально продолжают поклоняться только деревьям – их можно найти в каждом без исключения монастыре.
Сам Будда запрещал поклоняться себе, и первые пятьсот лет его изображений не было. Но сейчас статуи Будды в Таиланде можно встретить на каждом углу, а уж в монастырях и храмах и шагу нельзя ступить, чтобы на них не наткнуться. Чаще всего Будда изображается сидящим в позе лотоса, но можно увидеть Его стоящим или лежащим (обычно на правом боку).
Между храмами существует негласное соревнование. Один храм претендует на то, чтобы иметь самого большого сидящего Будду, второй - стоящего, третий - лежащего. Те, кто не могут тягаться размерами, берут количеством - 1000 Будд, 10000, 100000 ... Есть также и отдельные подкатегории. Не каждому под силу тягаться в строительстве бронзовых или каменных скульптур. Но ведь мир такой разнообразный. Всегда можно создать Будду из какого-нибудь необычного материала и некоторое время он будет «крупнейшим».
В Ват По статуя Будды всего лишь позолоченная, а в Вате Траймит (Wat Traimit), она размером всего около трех метров, но сделана целиком из золота. Нашли ее случайно. В 1957 одну старую статую попытались передвинуть с одного места на другое и уронили. От удара штукатурка разлетелась вдребезги, открыв спрятанного внутри золотого Будду.
Река Чаопрая (Chao Phraya – «река королей») делит город примерно пополам. На другом берегу, в Тонбури (Thonburi),прямо напротив Ват По, стоит Храм Зари – Ват Арун (Wat Arun). Во времена правления короля Таксина (1767-82) он был главным королевским храмом страны. А его 80-метровый пранг (ступа в кхмерском стиле) из серого камня до сих пор является самым высоким в Таиланде.