Моё знакомство с Баварией началось с города Вюрцбург и только несколько лет спустя я побывала в Бамберге. Находится он в регионе Верхняя Франкония, расположенный на реке Регнитц, притоке Майна. Этому городу уже более 1000 лет, впервые он упоминается в 902 году.
Своё название Бамберг получил от древнего и могущественного рода Бабенбергов. Вот такие познания из Википедии.
С историей возникновения города связана красивая легенда. Филипп Бабенберг, находясь в этих краях после длительного похода, разбил здесь походный лагерь, а сам лёг отдохнуть под старым ветвистым дубом. И приснился ему сон, в дубраве он увидел деву, подобную ангелу, которая обратилась к нему со словами: "Эта земля дана тебе, чтобы ты построил на ней замок", показав рукой на семь холмов, заросших лесом. На одном из них деревья вдруг исчезли и на их месте возникла крепость в которой будто бы жил Филипп с прекрасной незнакомкой, а через какое-то время на одном из холмов возник храм.
Проснувшись, он понял, что это для него знак свыше и что-то должно произойти. Двигаясь в сторону холмов, ему повстречалась хижина, в которой он увидел незнакомку, которая явилась ему во сне. Так Филипп встретил свою любовь и остался в этих краях и они прожили долго и счастливо до конца своих дней в местности, с тех пор носящей его имя.
Так возникло небольшое поселение во Франконии, которое затем стало городом, а уже к 997 году стало резиденцией императора Священной Римской империи Генриха II Святого и его жены Кунигунды.
Исторически Бамберг делится на 3 основные части:// Город садов — (Gartenstadt), который располагается на берегу Регнитца,
//Островной город — (Inselstadt), расположенный между рукавами реки Регнитц. Здесь расположены речной порт, рыбацкая деревня, мельничный квартал, дома бюргеров, дворцы чиновников и знати.
Нагорный город — (Bergstadt), который принадлежал высшему духовенству, здесь расположены Бамбергский кафедральный собор, епископские Старая и Новая резиденции и другие шедевры архитектуры.
Вот с осмотра// Нагорной части// и начнём знакомство с городом.
Центральной частью её является Соборная площадь, здесь нет туристических офисов, ресторанов или кафе, поэтому создаётся впечатление, что ты попал в прошлое.
Вот на этой, покрытой брусчаткой, площади и расположен Бамбергский кафедральный собор святого Петра и святого Георгия, который является одним из самых впечатляющих средневековых строений в Германии. Кроме этого он один из семи имперских соборов Германии. "Главной отличительной чертой имперских соборов является наличие двух хоров в начале и конце нефа. Дополнительные хоры предназначались для императора и его семьи. Таким образом имперская власть ставилась на один уровень с властью Бога, а положение хоров олицетворяло также и некое разделение власти между Богом и кайзером." И снова Википедия.
Строительство собора было начато в 1004 году по указу короля Генриха II Святого, бывшего в то время императором Священной Римской империи. Его активная деятельность по реформированию и укреплению церкви объяснялась полученными в детстве глубокими религиозными знаниями. Молодой Генрих пять лет находился под опекой епископа, а затем посещал известную Соборную школу. Он имел блестящее, для того времени, образование. А в области теологии мог вести дискуссии на равном уровне с ведущими представителями церкви.
В 1007 году им было получено разрешение от синода на основание Бамбергского епископства. Впоследствии оно стало значительным политическим и культурным центром Франконии, а сам Бамберг в Средние века стали называть "немецким Римом".
Освящение собора состоялось 6 мая в день рождения Генриха II. В нем участвовало 45 архиепископов и епископов — абсолютный рекорд для таких средневековых церемоний в Западной Европе. Генрих II хотел подчеркнуть особое значение новой церкви.
Собор построен в романском стиле, господствовавшем в западноевропейском искусстве 10 — 12 веков. Для этого стиля характерна суровая, крепостного вида архитектура.
По углам здания возвышаются четыре высокие башни одинаковой высоты, построенные в разное время, но которые выглядят почти одинаково. На восточных башнях можно обнаружить элементы романского стиля. На западных — готического. Суровость крепостного облика несколько смягчается благодаря многочисленным окнам и нарядным порталам.
Собор cнискал славу уникального произведения камнерезного искусства. В этом убеждаешься сразу, как только начинаешь его осмотр.
Вот так выглядит его восточный фасад. Здесь два входа каждый из которых — отдельное произведение искусства.
Слева от хора Георга широкие ступени ведут вверх к вратам Адама (Adamspforte). В средние века через них выпускали кающихся грешников. Изображения Адама и Евы напоминают верующим о райской жизни, о первом человеческом грехе, прихожане, проходя сквозь эти врата, должны были помнить об этом.
Врата Адама выполненные еще в романском стиле украшает готическая скульптура. Слева фигура святого Стефана с камнями в руках, указывающих на его мученическую смерть. Он был закидан камнями.
Рядом с ним королева Кунигунда, держащая в руках макет собора, посвящённый святому Стефану и король Генрих, которые являются покровителями города. Святая пара.
А справа противопоставлены им святой Петр и первые грешники — Адам и Ева. Последние изображены нагими. Ничего подобного западноевропейское средневековое искусство до сих пор не знало. Это первое изображение обнаженного человеческого тела в скульптуре Западной Европы. Во времена Средневековья красота обнажённого тела не была доступна всеобщему обозрению. А выполнил их неизвестный скульптор из Реймса. И пусть тела скульптур ещё не совершенны, но лица отличаются жизненностью и выразительностью. Грустные...Ушли из рая!
Справа расположены Ворота Милости (Gnadenpforte), которые являются сегодня главным входом в церковь. Над вратами находится арка в романском стиле. В ней, над входом, восседает на троне Матерь Божья, окруженная святой императорской парой Генриха и Кунигунды, учредителями кафедрального собора, а также покровителями церкви Петром и Георгом. Священник и епископ держатся скромно на краю, в то время как перед Мадонной учредитель Собора молитвенно преклоняет колено.
У входа можно увидеть фигуры двух зверей, мне показалось, что это львы, которых установили для охраны входа, только сильно потрёпанные временем. Оказалось, что существует легенда по этому поводу.
Суть её такова. При строительстве собора, в противоположных его концах, работали два мастера. И вот один из них, более молодой, так сильно захотел отличиться, закончив свою работу раньше, что пообещал свою душу дьяволу, если тот поможет ему. Сделка состоялась. На следующее утро молодой мастер нашёл уникальный план строительства клироса и работа у него стала спориться, на его творения приходили смотреть люди. А вот под клиросом, который строил старый мастер, два ужасных чудовища — получерепахи и полульвы разрыли ночью землю и клирос полностью обвалился.
В день окончания строительства пришёл роскошно одетый незнакомец, который попросил юношу показать всю его работу. Тот ослеплённый гордостью повёл его по лесам выше и выше. И вот на последней ступеньке незнакомец, злорадно улыбнувшись, сказал, что хотел бы получить обещанное вознаграждение. Мастер воскликнул, что это возможно будет только после его смерти. Тогда дьявол просто столкнул его с лесов, в результате тот разбился.
Строители,ставшие свидетелями страшной смерти, увидели только огненный шар, но незнакомца и след простыл.
Когда епископу передали о случившемся, он пришёл и изгнал зло из стен собора, освятив его. Затем приказал изваять из камня двух чудовищ, разрушивших клирос старого мастера. Отныне они должны стоять перед входом в собор, дабы предупреждать злые силы, что вход в для них навеки запрещен.
На северном фасаде находятся одни из самых красивых ворот — Княжеский портал (Fürstenportal) похоже, один из самых глубоких в мире: одиннадцать резных колонн! Он служит в качестве главного входа только по праздникам.
В многофигурном тимпане изображен Страшный Суд. По левую руку Христа находятся грешники, которых черт ведёт в ад — здесь мы видим и короля, и простого нищего с сумой. По правую руку Христа — радующиеся праведники. Выражение их лиц, у обеих групп, гротескное, поэтому и отношение к ним одинаковое.
По бокам портала видим фигуры апостолов, которые стоят на плечах пророков, так Новый Завет стоит на прочном фундаменте Ветхого Завета, так все новое вырастает из старого.
С обеих сторон портала стоят ещё две женские фигуры. Это Эклессия и Синагога, которые являются аллегорическим олицетворением католической и иудейской церкви.
Коронованная Эклессия прежде держала в своих, со временем обломанных, руках чашу с вечерней трапезой и крест, никоим видом не показывая своей победы.
Синагога, как олицетворение иудейской веры, представлена с завязанными глазами, слепой для христианского учения. В своей правой руке она держит разбитый жезл господства, в левой руке отсутствуют доски с законами.
Сейчас у портала стоят копии, а подлинники расположены внутри собора.
К большому сожалению перед поездкой я прочитала только о Бамбергском всаднике, поэтому мой рассказ о внутреннем интерьере собора не будет таким стройным и последовательным, как хотелось бы.
Внутри Собор впечатляет своим величием и размерами. Его главная особенность — два главных алтаря, расположенных в противоположных концах огромного зала, один посвящён святому Петру, другой — святому Георгу.
При входе у первой колонны слева размещена надгробная плита папы Клеменса II, который был вторым епископом Бамберга.
У второй колонны можно увидеть фигуры Марии и чуть дальше Святого Диониса, французского епископа, обезглавленного на Монмартре. Их фото у меня, к сожалению, нет.
А вот в центральной части здания, проходя через огромный вход в Георгиевский хор собора, сразу же бросается в глаза высокая консоль, на плоскости стены которой стоят замершие конь с всадником, как будто только что перенесенные из древней эпохи рыцарства в современный мир.
Сразу же обращаешь внимание на особенности скульптуры, её необыкновенную красоту, ювелирную обработку камня, поразительно точные и стройные пропорции всадника и коня, совершенно не характерные для раннего средневековья. Удивляет подробная конкретизация деталей скульптуры, такое конкретное изображение одежды и снаряжения еще не встречалось до этого ни в одном произведении.
Это и есть знаменитый Бамбергский всадник. Именно его мне хотелось увидеть.
Он спокойно сидит верхом на коне, держа в руках поводья и смотрит вдаль. Несмотря на его явную принадлежность к военному сословию, всадник излучает мир, его аура успокаивает и дает ощущение защиты.
Красивый мужчина в расцвете сил с благородным лицом, царственной осанкой. Историкам так и не удалось выяснить кто же он такой.
Были предположения, что это Генрих II Святой, король-епископ Филипп Швабский, император Конрад III, венгерский правитель Иштван I Святой, первый христианский император Константин I Великий и даже один из трех Библейских царей-волхвов, которые привезли дары Иисусу и поклонились ему.
Но по своему образному смыслу бамбергский "Всадник" глубже и шире, чем изображение волхва или императора. Он ближе к герою рыцарю, который ищет правду, влекомый стремлением к идеальному преобразованию человека, так и всего общества в целом.
Мне показалось, что скульптура не вписывается в окружающее, она как из иного мира. Сколько же было написано про него, сколько проведено исследований, но он так и остался таинственным незнакомцем. "Кто скачет, кто мчится над хладною мглой?" (Гёте)
Здесь же, между лестницами к восточной алтарной части, возвышается усыпальница для императора Генриха II и его супруги Кунигунды. Они являются единственной императорской супружеской парой причисленной к лику святых и канонизированной католической церковью.
Их богато украшенная гробница, выполнена мастером Тильманом Рименшнайдером (Riemenschneider) из зольнхофского мрамора. У ног императорской четы мастер поместил двух спящих львов, держащих в лапах державные знаки, а по обеим сторонам гробницы – рельефы со сценами из жизни супругов.
Со стороны императора изображено, как у него во время болезни появляется Св.Бенедикт и удаляет чудотворным образом мочевой камень.
Рядом барельеф с изображением сна Генриха о взвешивании его души после смерти. Черти тянут чашу с грехами вниз, но чаша с добрыми поступками всё же перевешивает.
На стороне Кунигунды представлено "чудо пфеннига". Разоблачение вора, которому монета пронзает руку.
И здесь же можно видеть популярный в немецкой живописи сюжет "Испытание лемехом". Кунигунда, ложно обвиненная в неверности, прошла босиком по раскаленному лемеху и осталась невредима.
Восточные хоры посвящены Св. Георгу. Отсюда началось строительство собора в романском стиле, на своде, над алтарём, фреска, но выполненная в каком-то примитивистском стиле,
а противоположные, западные хоры Св. Петра уже содержат некоторые элементы ранней готики.
Часть перед алтарём остается за соборным капитулом, для их служителей в 14-ом веке были изготовлены кресла в алтарной части.
Георгиевский хор Бамбергского собора украшают скульптуры спорящих апостолов и пророков – исключительный по силе и выразительности памятник средневекового европейского искусства.
Апостолы и пророки изображены попарно, в момент страстной дискуссии. В них выразительность и отпечаток жизненной правды.
В поперечном нефе находится Бамбергский алтарь 1523 года, шедевр резьбы по дереву Вайта Штосса. Автор решил, что алтарь ни в коем случае не должен быть раскрашен, и что он может быть открыт только по праздничным дням и освещен максимально двумя свечами. Мотивы как в средней части, так и обеих створок относится к рождению Христа и событиям связанным с этим, поэтому произведение называется также "Рождественский алтарь".
В центре Святая пара окружена пастухами и ангелами, рельефы слева показывают бегство в Египет и поклонение волхвов, рельефы справа — роды Марии и изображение Иисуса в храме.
В соборе находится также "Алтарь Рименсшнайдера" (Riemenschneideraltar). В центре алтаря можно увидеть фигуры святых Себастиана, Генриха II и Стефана.
Кроме этих алтарей можно увидеть ещё несколько.
Фото из интернета
Слева от алтаря Штосса находится просторная часовня Святого Гвоздя, предназначенная для малого богослужения и тихой молитвы. В ней находится реликвия,которую можно причислить к общехристианским святыням. Это так называемый гвоздь из Креста Господня. Святой гвоздь длиною около 11 см, без острия и с разбитой шляпкой является центральной частью реликвария, изготовленного в форме дароносицы бамбергским ювелиром Томасом Ротенбахом.
Я, не зная об этом, прошла мимо не увидев святыню...
В западной алтарной части стоят два надгробия: архиепископу Филиппу графу фон Хеннебергу
и папы Клеменса II (1047 год) – единственная папская могила севернее Альп. От него сохранились лишь фундамент из песчаного камня и боковых стен из каринтского мрамора с рельефами изображающими четыре добродетели — храбрость, благоразумие, умеренность и справедливость. В изголовье — Св.Иоанн-Креститель и в ногах Папа, к которому во сне является ангел смерти. Клеменс II настолько любил Бамберг, что хотел быть похоронен именно здесь.
И, конечно, в соборе имеется орган. Он расположен на северной стороне главного нефа. Под ним расположена кафедра, с которой произносится проповедь. Если службу постоянно ведёт епископ, то храм называется кафедральным собором.
От южного бокового нефа собора можно пройти в крытую галерею, которая является частью епархиального музея, размещенного в соседнем доме соборного капитула.
Многочисленные ценные предметы из старой сокровищницы собора были заложены или проданы в плохие времена ряда столетий и заменены новыми. Посетить музей рекомендуют, но я там не была.
Вот что я увидела в Бамбергском соборе, но главное для меня было увидеть "Всадника". Это у меня получилось.
А вот этого мне увидеть не пришлось, но понравилось. Узнала об этом уже позже.
На своде среднего нефа, ближе к западным хорам, хорошо заметны две разрисованные хулиганские физиономии. Говорят, кто-то из епископов, наняв художников для ремонта росписей, поскупился и не полностью выплатил им оговоренное жалованье. Обозленные художники намалевали две рожи с высунутыми языками и тут же сломали строительные леса. При этом художники уважительно отнеслись к верующим, не задели их чувств: они спрятали свои каракули за выступающие нервюры, их не видно верующим. Зато епископ, находясь в алтарной части, прекрасно видел эти дразнящие высунутые языки.
Возле собора расположены две епископские резиденции: старая – так называемый Старый двор (Alte Hofhaltung или Old Court) и новая (Neue Residenz). Все вмести они образуют ансамбль Соборной площади.
Старая епископская резиденция представляет собой комплекс строений эпохи Ренессанса, которые были возведены в конце шестнадцатого столетия. До этого здесь находился дворец Генриха II Святого, который он впоследствии передал епископам и который впоследствии перестраивался. В те времена дворец был соединен переходом с Кафедральным собором. Сейчас здесь находится Исторический музей.
Интересны ворота ведущие в старый двор, так называемый "Красивый портал", (Schöne Pforte) который обильно украшен декором из атлантов, барельефами на аттике и орнаментом.
Над входом изображена фигура богородицы, за ней уменьшенная копия собора и вокруг неё королевская чета.
А вот крупные фигуры расположенные по бокам, лежащие в довольно фривольных позах символизируют две реки, на которых стоит Бамберг — Майна и Регниц.
Во дворе мощёная брусчаткой площадь, раскидистые деревья и фахверковые дома.
Восточную сторону площади занимает// Новая резиденция// — гигантских размеров здание. Это самый большой во Франконии барочный дворец, который строился в два этапа. Сначала в 1602 году были построены два крыла в стиле эпохи Возрождения, позднее знаменитый архитектор Л. Динзенхофер спроектировал еще два крыла, выходящие на Соборную площадь.
Во дворце резиденции побывали многие известные исторические персонажи. Так, здесь останавливался Наполеон, а один из маршалов его армии – Луи-Александр Бертье погиб во дворце, выпав из окна верхнего этажа при невыясненных обстоятельствах. Здесь находился в ссылке отрекшийся от престола греческий король Оттон I. Был гостем резиденции и прусский король Фридрих Великий.
Сегодня здесь размещается Государственная библиотека и Государственная художественная галерея, хранящая собрание старых немецких мастеров и барочной живописи, а также коллекцию мебели и гобеленов.
В Новой резиденции есть ещё одно замечательное место, но о нём хотелось бы рассказать отдельно. Что я надеюсь и сделать.