19 материалов по 16 объектам, 426 фотографий
- GPS
- Россия, Балаково, ул. Набережная, 1
- (845-3) 44-15-03
Балаково. Троицкий храм — одна из лучших работ Ф. Шехтеля
И есть другая — Святая Русь, матушка-Русь, с неясными формами, неопределёнными течениями, конец которых не предвидим, начало безвестно.
В.В. Розанов о теме раскола.
Издание в 1905 году императорского манифеста "Об укреплении начал веротерпимости" открыло новую страницу в истории церковного зодчества. По всей стране развернулось строительство старообрядческих храмов, архитектура которых не имела за собой определённой исторической традиции. В качестве образного ориентира для них предполагались памятники русского зодчества до XVII века включительно, до никоновской церковной реформы.
Старообрядческий стиль рождался прямо на ходу в студиях архитекторов начала ХХ века, он стал версией национально-романтического модерна или неорусского стиля.
В историческом центре Балакова возвышается церковь Живоначальной Троицы — единственная старообрядческая постройка архитектора Фёдора Осиповича (Франца Альберта) Шехтеля.
Несмотря на это, в силу таланта и богатейшего творческого опыта ему удалось создать вещь незаурядную и заметную на фоне работ коллег-современников.
Село Балаково под Самарой в начале ХХ века имело славу хлебной столицы Поволжья. Связано это было с развитием крупнейшей торговой пристани в Самарской губернии — Балаково, с прокладкой железной дороги в место схождения водного, железнодорожного и сухопутно-гужевого путей. Это благотворительно отразилось на материальном статусе местного купечества принадлежащих к старообрядчеству.
Именно из той среды происходил Анисим Михайлович Мальцев, заказчик строительства Троицкой церкви в Балаково. Мальцевы имели репутацию "хлебных королей", их семейное дело было поставлено крепко: Анисим проживал в Балакове, осуществляя поставки хлеба в Москву, где жил его брат Паисий, занимавшийся сбытом товара.
Братья Мальцевы были связаны со старообрядцами центра — Рогожской слободы в Москве и принадлежали к тому же толку старообрядчества, что и знаменитые москвичи — фарфорозаводчик М.С. Кузнецов, меценаты К.Т. Солдатёнков и С.Т. Морозов.
Близость Мальцевых к кругам московского просвещённого купечества определила серьёзность их подхода к художественной стороне затеянного строительства старообрядческой церкви.
В 1908 году Московским архитектурным обществом, во главе которого стоял Шехтель, был объявлен конкурс на проект церкви для села Балаково. В условиях оговаривались: вместимость здания — 700 человек и древнерусский стиль. По итогам конкурса из 34 проектов, первой премии удостоились три, но Мальцевых не удовлетворил ни один из вариантов, и они обратились к Шехтелю с тем, чтобы он составил собственный проект.
По сравнению с предложениями конкурсантов шехтелевский проект обладал необычайной простотой и ясностью композиции и был рассчитан на 1200 молящихся.
..
Объём храма ограничен чистыми плоскостями, вообще лишёнными пластического декора и именно эта незамысловатость геометрически чёткого блока сообщает образу постройки монументальность и значительность.
В каждой из своих работ Шехтель оставался в первую очередь художником. Следуя этому универсальному кредо, он с одинаковой убедительностью и любовью умел воплотить в своих проектах образные черты лютеранской часовни и православного храма.
Шехтель сочетает различные образцы — от новгородско-псковских с щипцовыми завершениями до московских шатровых церквей. Не обошлось здесь и без влияния деревянных церквей Русского Севера. Слишком сильно переосмыслены все прототипы в душе зодчего, чтобы слиться воедино в окончательном проекте.
Композиция храма из трёх объёмов символизирует Святую Троицу.
Шатровые завершения основного молельного зала, крещальни и колокольни с разных ракурсов свидетельствует о возможности целостности и единства в трёх лицах.
Украшением фасадов являлись красочные мозаичные панно, изготовленные художниками в известной петербургской мастерской В.А. Фролова по рисункам самого Фёдора Осиповича.
На северном фасаде помещено изображение Спаса Нерукотворного,
на южном — образ Богоматери "Знамение".
В килевидном щипце западного крыльца изображена Ветхозаветная Троица в иконографии знаменитой иконы Андрея Рублёва.
Строительство уникального храма в стиле модерн по проекту знаменитого архитектора Федора Шехтеля завершилось в 1913 году, и вылилось в широкое народное гуляние не только всей балаковской общины, но приглашённых из Москвы и других областей приверженцев старой веры.
.
Судьба храма после 1917 года складывалась драматично. В 1929 году он был изъят у старообрядческой общины и приговорён к уничтожению вместе с другими церквями губернии как не имеющий архитектурной ценности.
В первую очередь храм был ограблен, сняты ценнейшие древние иконы, погиб иконостас и книги.
Было уничтожено кладбище, памятники расколоты или стёрты надписи.
..
В начале 30-х годов здание было решено не сносить, а перестроить под драматический театр: разрушили алтарь, уничтожили мозаику над входом, снесли шатры. Мозаику с ликом Спаса замазали краской, но местная жительница рассказала нам, что будучи ребёнком видела, как ежегодно весной краска отшелушивалась и икона обновлялась. Тогда опять ставили леса и опять мазали белой краской. Мозаика сохранилась авторской до наших дней.
В 1960-е годы храм постигла вторая перестройка, в результате которой он был приспособлен под заводской клуб. Росписи Троицкого храма, выполненные по эскизам Шехтеля, были утрачены.
В 1989 году здание передали РПЦ, через год был восстановлен шатёр с главкой, снесены стены перегородок и второй этаж бывшего клуба, заново отделаны интерьеры, изготовлена новая утварь. На восстановление Троицкого храма понадобилось 30 лет.
..
- Адрес:
Балаково, ул. Набережная, 1
- Дополнительная информация:
Время работы: ежедневно с 7:00 до 20:30.
- Телефон:
(845-3) 44-15-03
Дешёвый ✈️ по направлению Балаково
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Шехтель сочетает различные образцы — от новгородско-псковских с щипцовыми завершениями до московских шатровых церквей. Не обошлось здесь и без влияния деревянных церквей Русского Севера. Слишком сильно переосмыслены все прототипы в душе зодчего, чтобы слиться воедино в окончательном проекте.
Может в этом и сила наших храмов, что вбирали в себя всю силу древних церквей?
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Ф.О. Шехтель — великий архитектор! А Ярославский вокзал? А особняки знати?
Отдельная тема!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
А мозаика? Золотые руки были у мастера!
Хорошо, что высоко, поэтому сохранились.
Спасибо, что показали!
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Только для них — это не мозаика, а икона! Лик!
Из сердца старую веру не вырвешь революцией!
Комментарий понравился: