Мьянма — страна буддийских монастырей. 90% населения относят себя к буддистам, а институт монашества возник именно в буддизме.
Обряд посвящения в монашество можно пройти с четырех лет. Именно в малолетнем возврасте многодетные семьи, семьи бедняков и крестьян отдают своих детей в монастыри, в которых ребенок обеспечен пищей и кровом.
В монастырь можно прийти на неделю, месяц, год, кому как нравится. Некоторые мужчины проводят здесь отпуск, директора и начальники отдыхают снимая стрессы.
В годы, когда в стране закрывались университеты, студенты и преподаватели уходили в монастыри. Среди монахов есть образованные люди, многие из которых владеют английским языком.
Те, кто приходит в монастырь надолго или навсегда, должны не иметь никакой собственности кроме одежды, предметов личной гигиены, зонта и чаши для подаяний.
Монах не должен прикасаться к деньгам и брать их.
Женщина не имеет права прикоснуться к монаху.
Зонт не является защитой от солнца или дождя, это символ защиты от лучей незнания истины.
Мы не раз наблюдали, как монахи проводят много времени в кафе, водят машины, мотоциклы
и жуют бетель. Может это неправильные монахи?Один из них попросил у меня деньги для бритья головы, вместо денег я дала ему колу, чему он тоже был рад.
Женщина монахиня уходит в монастырь зачастую навсегда.
В отличии от мужчин она может принимать в качестве подаяния деньги. Обязательное условие женского монашества — бритая голова.Каждый день с 5 до 6 час. утра монахи выходят на улицу собирать подаяния.
Практически за всеми существуют закрепленные точки : гостиницы, офисы, магазины, кафе и просто уличные забегаловки , некоторые монахи закреплены за семьями.Это только со стороны кажется, что сбор подаяния мероприятие стихийное, а на самом деле все организовано, стоит на потоке и причем все делается жителями на добровольной основе.
К определенному времени монахов уже ждут, все происходит молча и быстро.
Едят монахи два раза в день. Обед начинается в 9.30 час. и длится до 11 час. После обеда есть нельзя, разрешается пить только воду или соки. На сон уходит четыре часа.
Будучи в Багоу мы записались на экскурсии по восьми объектам, одним из которых был мужской монастырь. Верного название монастыря я не нашла, но суть не в этом.
Гуляя по монастырю, мы обратили внимание на сидящих людей в белом.
Было ясно, что сидят они не просто так, а в ожидании какого — то мероприятия.Мы притормозили, нужно было оценить обстановку, понять характер мероприятия и тут увидели как мальчики — монахи проносят мимо нас огромные подносы с едой в большой зал с низенькими круглыми столами.
Словно повинуясь негласной команде люди в белом окружили кастрюлю и стали загребать тарелками рис, наполняя их до краев.
Нас к кастрюле никто не приглашал, были мы не при деле, одним словом — люди посторонние. Стояли, наблюдали так и не поняв к чему готовиться.
Этим временем люди в белом с полными тарелками риса выстроились вдоль прохода,
монах подал сигнал колотушкой по билу. Вдоль колонны прошел монах в желтом одеянии читая вслух мантры.Следом появились колонна монахов.
Люди в белом ожили и, откуда только что взяли, кроме риса стали активно подавать монахам сладости, выпечку и ... деньги. То есть то, о чем монах не имел права даже мыслить.Тут уж и мы поняли, что нужно делать. Быстро набрали рис и застыли в ожидании своей очереди исполнения ритуала
и до того вошли во вкус, что тарелки рисом наполнили несколько раз.К сожалению, мы не сразу сообразили как правильно преподносить подаяние и первые монахи ушли без нашей порции риса. Оказывется нужно при приближении монаха сделать кивок головой, монах делает ответный кивок и снимает крышку с патры.
Патрой называется горшок для подаяния.
Горшки приятно заполнились, монахи расселись за столиками и, получив команду, одновременно приступили к трапезе.
Вся еда со стола была размещена в горшки и ели они каждый из своего горшка. Руками.
Нас с фотоаппаратами было несколько человек. Лезли всюду и ребята сильно стеснялись.
Но обед съели!