119 материалов по 25 объектам, 3 446 фотографий
- GPS
- Мьянма, Центральная часть равнины Багана
Храм Суламани — драгоценность короны. Часть 56
Этот совет является частью дневника «БИРМА - БЛЕСК И НИЩЕТА “СТРАНЫ ЗОЛОТЫХ ПАГОД”»
Слово Суламани означает “маленький рубин”, считается, что это и дало имя храму. Большой, элегантный храм имеет 2 этажа, каждый из которых имеет квадратную форму в плане. Позднее, в 17 веке стены и потолок были покрыты росписью, которая частично утрачена. Фрески выполнены очень искусно.
Храм относится к времени позднего Баганского периода, и он также (как и Гавдавпалин) был построен во время правления короля Нарапатиситу.
Что касается рубина, то при входе имеется информационная доска на Северном крыльце, которая гласит о том, что царь Нарапатиситу нашел небольшой Рубин на том месте, где позже был возведен храм Суламани, отсюда и название храма, что означает малый Рубин. Исторические хроники донесли до наших времен, что король Нарапатиситу был мудр, как Соломон, благочестив и любим народом.
Свободное от правления время он проводил в чтении мудрых книг, черпая оттуда священные знания. Он был богат не только материальными благами, Будда был благосклонен к нему, одарив его пятью сыновьями. В благодарность за такую милость Нарапатиситу построил множество религиозных сооружений по всей стране, и умер своей смертью, и как пишется в Библии, «приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью». Что касается рубина, то он нашел не камень, а увидел рубиновое свечение в месте будущего храма.
Архитектурный стиль имеет много общего с храмом Хтиломинло, который был построен несколько десятилетий спустя.
Стоит отметить, что храм Суламани стал образцом и эталоном для массового строительства храмов в 13-м веке, при этом надо помнить, что в этот период было построенор 85% из 2,5 тысяч известных сегодня в Багане сооружений – вот как плодовито было это время.
Большой первый этаж увенчан тремя ступенчатыми террасами, верхний этаж поменьше и также имеет еще четыре ступени террас. Углы как нижней, так и верхней террас украшены небольшими пагодками. Сихара, как и у Гавдавпалина, тоже не позолочена.
Сооружение симметричное, с четырьмя входами, один из которых (восточный) чуть выступает вперед. В нишах основания и террас размещены красивые терракотовые рельефы с изображением сюжетов Джатак (притчи и житие Будды). Здесь их 547, и для безграмотных бирманцев они были своеобразной азбукой буддизма в камне.
Фронтоны над входными дверями и окнами украшены тонкой резьбой. На первом этаже, в нишах коридоров, находятся изображения сидящего Будды на постаменте из лотоса с каждой из четырех сторон.
Полуприкрытые в нирване глаза Будд смотрят внутрь себя, удлиненные мочки ушей подтверждают высокий статус изображенного, легкая полуулыбка трогает его губы, красный цвет одеяния сохранил яркость красок. Внутри храм хорошо освещен, и здесь нет запрещающего съемки знака. Мы снимаем нарисованного на стене огромного лежащего Будду в красной одежде.
На территории храма идет торговля масками, фигурками из дерева и очень красивой резьбой по дереву в виде панно. Да, руки у аборигенов растут откуда надо…
Отдельно надо отметить оконные порталы храмов, удивительно красивые, иногда украшенные змеиными или драконьими головами.
Мы прочитали, что эти порталы изображают языки пламени, вырывающиеся из здания. Именно это и является характерной чертой, по которой можно безошибочно угадать стиль баганских храмов. К этим чертам стиля относятся и многоярусные крыши храмов. Каждый храм здесь отличен от другого, также встречаются и храмы
небуддийской религии.
Храмовый комплекс первоначально располагал и рядом других зданий, таких как молельный зал, библиотека, где хранились буддийские писания, а также были предусмотрены жилые помещения для монахов. Остатки монастыря Суламани Кяунг все еще видны в пределах обнесенной стеной территории. В стене имеются большие арочные ворота, увенчанные небольшой круглой ступой.
Внутренние коридоры украшены фресками разных эпох, они изображают сцены из жизни Будды, а также различных мифологических животных, таких как змеи и морские существа Макары. Фрески разной степени сохранности, и большинство из них относятся к 18-му веку, к эпохе Конбаунгов, но есть и более древние. От них реально глаз не оторвать, такие яркие и сочные краски всех этих змей, слонов, шествующих людей! За одно это сюда стоило заехать, и хорошо, что этот храм остался напоследок, основная масса туристов здесь побывала еще до обеда.
Со времени своего строительства и до сегодняшнего дня храм неоднократно перестраивался. Первые ремонтные работы были проведены в 14 веке после переезда столицы из Багана в Инву. После землетрясения 1975 года некоторые части храма были повреждены, он был восстановлен в том же году. И, наконец, в 1990-х годах храм был снова отремонтирован. Хотя большая часть оригинальных фресок 12-го века потеряна, 40 процентов все же остается на главном сводчатом потолке и по сей день.
Время снова катится к вечеру, и мы едем на пагоду Мингалазеди для встречи заката — Встреча заката с «Благословенной ступы» Mingala Zedi. Ч. 57
Продолжение следует...
- Адрес:
Центральная часть равнины Багана
Дешёвый ✈️ по направлению Баган
- 20 дек 2018, 22:08удалитьТитанический труд проделали строители при создании и оформлении храмов. А сейчас что-либо подобное в тех краях созидают?
- 20 дек 2018, 22:29удалитьИдут семимильными шагами путем глобализации, и наконец, осознают, что деньги можно черпать из туризма, показывая то, что уже почти развалилось. Поэтому срочно приводят в порядок кое-что
Строят дороги, развивают инфраструктуру.