Баден небольшой курортный городок, который находится всего в 26 км от Вены и связан с ней трамвайной линией. В немецком Баден-Бадене я была раньше, поэтому возникало желание добавить в название ещё один Баден, но нет – просто Баден.
Фото из интернета
Своим происхождением он обязан сернистым термальным источникам, которые уже римлянам были известны как курорт "Aquae". Город, раскинувшийся на высоте 220-250 м над уровнем моря, имеет чудесный климат — в этой местности множество солнечных дней, лето не особенно жаркое, приятное, зимы не холодные.
Баден обладает неповторимым стилем и уникальной атмосферой: холмистая зелень Венского леса, окружение из лугов и виноградников и знаменитые парковые ландшафты.
Прогуливаясь по нему, на каждом шагу можно встретить следы великолепия прошлого, ведь этот городок давно известен как фешенебельный купальный курорт для коронованных особ, его история тесно сплетается с историей Австрии и всей Европы, здесь сосредоточено такое количество различных достопримечательностей, какому позавидовала бы иная столица.
Кайзер Фридрих III, часто бывал в Бадене со своей женой, императрицей Элеонорой, которая чувствовала себя в нём гораздо лучше, чем за каменными стенами Венского замка. Уже в 1495 году Баден получает лицензию на виноделие, что приводит к возникновению всеми любимых "хойригер", винных ресторанчиков, — и только при Иосифе II эта лечебная институция была введена по всей Австрии! И с тех пор в Бадене говорят: "Вода снаружи, внутри вино — Мы рады этому давно!".
Баденцы героически сражались в войне против Венгрии (1477 г) и своим мужеством доказали свою преданность императору. За это Фридрих III в 1480 году пожаловал Бадену статус города и забавный герб, который и по сей день украшает здания. Посудите сами: в большой купальной лохани вдохновенно плещется парочка — обнаженные мужчина и женщина. Это должно было указывать на привлекательность общественных купален. Были противники такого герба, однако он был одобрен канцелярией кайзера.
Летом 1698 года Баден посетил Пётр I, правда поездка у него была деловая. Он встретился с императором Леопольдом I с целью заручиться поддержкой в борьбе с Османской империей. Но Пётр, как нам известно, был деятельным, целеустремлённым, любознательным. Он хотел увидеть всё, что могло быть полезным России. Знакомство его с целебными источниками Бадена сформировало у него интерес к бальнеологии, способствовало посещению им других европейских курортов и созданию первого российского курорта "Марциальные воды".
Город пережил чуму, войну с турками, а пожары 1714 и 1812 гг. внесли свою лепту в разрушения — уничтожили большинство строений города. А вот во время Первой и Второй Мировых войн Баден уцелел, поскольку считался "городом-лазаретом". Между 1803 и 1834 годами кайзер Франц Первый объявил Баден имперской летней резиденцией. Именно в это время он становится модным курортом. Приезд придворной знати, зажиточных граждан, известных художников и композиторов принес городу немалые деньги и способствовал появлению здесь множества красивых домов и дворцов в стиле бидермайер.
.
Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность. Его ещё называют "псевдоромантизмом". Интересна этимология слова: "наивный простак Майер (фамилия, одна из самых популярных в немецкоязычном мире, что-то типа Иванов)".
Моё знакомство с городом началось на площади Brusattiplatz, на которой стоит одноэтажное светлое здание в классическом стиле Леопольдсбад. Баден по-немецки означает "купальня", и я, как "знаток" немецкого языка перевела и подумала, что это она и есть, но это оказалось не так.
Леопольдсбад (также называемый Хайлигенкройцер Бад – аббатство Святого Креста) был построен отцами города в 1812 году. Архитектор неизвестен. До 1939 года оно служило баней для бедных, затем использовалось как завод по розливу минеральной воды. С 1995 года в здании размещается штаб-квартира Совета по туризму Бадена.
Назван так в честь маркграфа Леопольда святого.
Фото из интернета
Действующий же термальный комплекс Рёмербад, в котором аристократия наслаждалась лечением и отдыхом в горячей минеральной воде с 1846 года, находится чуть дальше. Купание в мои планы не входило, поэтому поделиться впечатлениями не могу, но о том, как оно проходило раньше, узнала.
Купальные обычаи в серных банях Бадена были достаточно свободными, женщины и мужчины вместе принимали ванны обнажёнными. Так же время купания было неограниченным, слуги обслуживали гостей, подавая им на плавающих столиках закуски и напитки, можно было играть в азартные игры. На это время провождение приходили смотреть зеваки, после чего появлялись "купальные песни" фривольного содержания, которые затем и распевались.
Благочестивый император Фердинанд II в 17 веке попытался было особым указом ввести раздельное купание, но эта его затея закончилась полным провалом: баденцы восстали и отстояли древние традиции, которые просуществовали почти до 19 века.
Вернёмся на Брузаттиплатц, где Грюнер Маркт порадует обилием овощей и фруктов, цветов и продуктами питания. Здесь же можно и перекусить в кафе.
От площади идём по направлению к центру города. В Бадене практически любое здание связано с известными личностями. На его улицах часто можно увидеть таблички с именами великих музыкантов: Ф. Й. Гайдна, придворного композитора А. Сальери, Л. и других.
В этом здании останавливались и давали концерты Франц Шуберт и Иоганн Штраус. Возможно многие свои мотивы они нашли во время прогулок по Бадену и его окрестностям.
Многое в Бадене связано с Вольфгангом Амадеем Моцартом, он часто навещал свою жену Констанцию, лечившуюся здесь. В один из приездов с ним произошёл забавный случай. Как всё случилось на самом деле доподлинно неизвестно, то ли Моцарт хотел сделать жене сюрприз, своим неожиданны приездом, то ли приехал, а её не было, и он решил забраться в её комнату через окно. Однако был замечен бдительным кавалером, ухаживающим за Констанцией, и задержан им. Ухажёр был сильно удивлён, узнав, с какой дамой он флиртовал. По другой версии его увидели бдительные соседи и вызвали полицию.
По небольшому переулку выходим к дому №10 по Ратхаусгассе, в нём останавливался Бетховен, здесь он написал Девятую симфонию – "К радости", которая стала гимном Европейского союза, поэтому Баден можно без натяжки назвать "городом гимна Европы".
Сейчас в здании организован небольшой музей.
Композитор часто приезжал на лечение в Баден, в этом доме он жил каждое лето с 1821 -1823 год и занимал всего три, скорее даже 2,5 комнаты, настолько они были маленькие.
Работая над произведением, он был уже совсем глухим. Премьера "Девятой" симфонии состоялась в Вене. Он не мог слышать, как встретила публика его работу, но, когда его повернули к залу, он увидел шквал аплодисментов.
В историческом строении после реставрации открылась ещё и небольшая кондитерская, где можно приобрести шоколад "Девятая симфония" и конфеты "Бетховен".
Музей всего в нескольких шагах от главной площади, вокруг интересные здания, как, к примеру, на Rathausgassе 8, с фреской мадонны.
Почти везде уютные дворики, в некоторых небольшие кафе, где можно отдохнуть.
А вот и главная площадь Хауфплатц. В центре её, как и во многих старинных европейских городах, высится Чумная колонна Святой Троицы, установленная в 1713 году после прекращения эпидемии чумы. В 1679 году в Вене буйствовала эта зараза и Баден не остался в стороне насчитывалось 1200 умерших, что составляло почти треть всего населения города.
Оставшиеся в живых дали торжественное обещание возвести мемориальную колонну, только в Вене она была возведена в 1963 году, а в Бадене на двадцать лет позже. Но в 1713 году в Вене вновь разгорелась эпидемия, а Баден в этот раз чума пощадила, потерь практически не было, вот после этого сразу же и была построена колонна.
Создана она итальянским скульптором Джованни Штанетти в стиле барокко с изображением святых-избавителей от чумы — св. Розалию, св. Себастиана и Роха.
При закладке фундамента колонны были раскопаны каменные скамьи времен владычества Рима — лишнее доказательство существования на места Бадена римского города Aquae.
Во времена Средневековья на этом месте стоял позорный столб, к которому привязывали воров винограда. В качестве наказания на спину им привязывали корзины наполненные виноградом, и они должны были терпеть их тяжесть и сносить при этом ещё и оскорбления.
Основание баденской колонны в значительной степени похоже на венскую, а вот всё, что выше его отличается. Считают, что она более изящна. В центре её размещён золотой земной шар, из его верхней части восходит колонна, на которой представлена Святая Троица.
Фонтан перед колонной появится только в 1833 году. Он будет возведён в знак благодарения за неудавшееся покушение на эрцгерцога Фердинанда, будущего императора Фердинанда I.
На меня большее впечатление произвела чумная колонна в Вене. Почему? Ответ здесь — "Ах, мой милый Августин..." Чумная колонна в Вене и полный текст песни тоже.
Прямо за Чумной колонной расположился так называемый Императорский дом, или просто Кайзерхаус. Это здание под №17 на Хаутплатц Франц I велел купить в 1813 году в качестве личной летней резиденции. Сначала здание принадлежало августинскому монастырю, а вначале 19 века перешло во владения князя Николая II Эстерхази, который перестроил его по своему вкусу, чем и определил его внешний вид, как классического дворца, исполненного благородной простоты.
Между 1803 — 1834 годами кайзер Франц приезжал в Баден каждое лето, "за город", в сопровождении толпы знати и богатых граждан, деятелей искусства и людей с мировым именем.
В Бадене он был "добрым кайзером Францем", играл в струнных квартетах баденских граждан (несмотря на свое высокое положение, он играл вторую скрипку, поскольку для первой скрипки у него не было достаточных музыкальных навыков) и носил, пожалуй, самый затертый цилиндр монархии, так как его поля всегда лоснились от множества ответных приветствий.
Наполеон I, император Франции, конечно же, навещал своего тестя на природе. В долине Св. Елены он проболтался своему адъютанту о том, что как должно быть чудесно завершить свой жизненный путь в таком месте, но мечта его не осуществилась, вместо Бадена он был отправлен в ссылку на осторов Святой Елены. А вот жена его Мари Луиза осталась жить в городе вместе со своим сыном недалеко от монастыря августинцев.
Даже после смерти кайзера Франца в 1835 оду. многие придворные и титулованные особы остались верны курорту и лечебным источникам Бадена.
Императорский дом в Бадене близ Вены (справа), акварель Эдуарда Гурка (1833 г.) В 1917году император Карл I, последний монарх Австро-Венгерской монархии, перенёс сюда Верховное командование армией. Курортный Баден превратился в военный центр монархии.
Это здание является важным в истории, именно в нём были приняты решения, приведшие в конечном итоге к поражению п падению Австро-Венгерской монархии.
В 2008 году дом купил город Баден. С 2012 года он был отремонтирован внутри и снаружи. В октябре 2013 года дом открыли как музей.
Чаще всего на главной площади располагается и ратуша, Баден не стал исключением. В пожаре 1812 года её здание сильно пострадало и требовало реконструкции, которая в последующем затянулась, т.к. представление о том, как она должна выглядеть не совпадало у императора Франца I и городских управляющих. В конечном итоге он распорядился, чтобы проект сделал его
придворный архитектор И. Аманну и к 1815 году было возведено здание с классическим фасадом. К концу 19 века ратуша была перестроена и расширена.
Фасад в классическом стиле остался неизменным и имеет в центре между колоннами три рельефа: олицетворение мудрости и справедливости, а в центре городская богиня Бадения.
На карнизе изображён уже известный герб города.
До 1985 года в ратуше располагались также окружной суд и тюрьма. Поговаривают, что король вальса Иоганн Штраус в фигуре тюремного сторожа из знаменитой оперетты "Летучая мышь" увековечил черты работавшего здесь когда-то надзирателя. Некоторые считают, что персонаж имеет поразительное сходство с А. Шрайбером, который во времена Штрауса был директором театра.
Гуляя по главной площади можно увидеть много фасадов красивых домов. К примеру
трёхэтажное здание в стиле необарокко построенное в 1880 году по проекту баденского городского архитектора Франца Брейера с порталом, окружённым атлантическими колоннами.
Здесь же находится и Дом Мерседес, который построил Эмиль Эллинек после рождения его дочери Мерседес в 1889 году.
Он добился больших успехов в бизнесе, но когда Мерседес было четыре года, ее мать умерла. Семья стала часто проводить зимы на Ривьере, где были установлены контакты с местной знатью и международным деловым миром. Именно здесь началось увлечение Еллинека автомобилями.
Первым транспортным средством Эмиля Еллинека был трехколесный велосипед De Dion-Bouton, за которым позже последовали Lеon-Bollеe-Voiturette и карета Benz. Когда он узнал о компании Cannstatt в 1896 году, в возрасте 43 лет, он отправился в Каннштатт, чтобы узнать больше о Готлибе Даймлере и Вильгельме Майбахе, и заказал автомобиль Daimler. Это стало началом очень плодотворного сотрудничества для обеих сторон.
На площади располагаются многочисленные магазинчики, уличные кафе.
А вокруг много небольших, уютных улочек и переулков, некоторые из них ведут к курпарку.
На одной из них Theresiengasse находится Капелла святого Антония, которая является частью средневекового замка Герцогхоф. Она была построена ещё в начале 18 века, но в начале 20 века она, как и весь архитектурный комплекс, была полностью разрушена и возведена заново в стиле модерн. Это место отличается богатой историей – старинный замок Герцогхоф считался резиденцией самих Бабенбергов, первой княжеской династии во всей Австрии.
Многие императоры любили Баден, вот и у Франца Иосифа было к нему своё, очень личное отношение. Это было излюбленное место отдыха его семьи, а затем оно было связано с его последней любовью Катариной Шратт, которая родилась здесь в доме на улице Theresiengasse 1.
Пишут, что на нём даже есть соответствующая табличка, но я не нашла. В настоящий момент на первом этаже расположен ресторан "Эль Греко".
Семья Франца Иосифа как будто притягивала несчастья. Поначалу всё было как в красивой сказке. Женился по большой любви на Елизавете Баварской, которую все называли Сисси, родились дети. Но всё оказалось не так, как в исторической мелодраме "Сисси" с Роми Шнайдер в главной роли. У Элизабет практически сразу возникли непростые отношения со свекровью, а жизнь во дворце для неё была, как в золотой клетке, поэтому она всё чаще старалась вырваться из этой обстановки отправляясь в путешествия без мужа. Чем дальше от Вены она уезжала, и чем дольше длилось путешествие, тем лучше она себя чувствовала. Конечно, это не радовало её мужа.
В возрасте двух лет умирает их старшая дочь, но горе не сплотило семью, Элизабет ещё больше отдаляется. Но Франц Иосиф всё равно продолжает её любить, портрет молодой Сисси до последнего его дня висит в его кабинете.
Скорее всего, Сисси испытывала какое-то чувство вины перед супругом, что не может быть ему настоящей спутницей жизни, поэтому в 1885 году намеренно познакомила его с артисткой придворного театра Катариной Шратт, после этого и началась их многолетняя связь.
Надо отдать должное ей, она всегда "знала свое место" и деликатно держалась в тени. На момент встречи ей было 29 лет, ему 55.
Катарина помогла Францу Иосифу пережить смерть сына. 30 января 1889 года наследник австрийского трона Рудольф в охотничьем замке Майерлинг под Веной совершил самоубийство, застрелив перед этим по ее согласию 18-летнюю Марию фон Вечера. "Тайна Майерлинга" до сих пор будоражит умы и литераторов и историков, некоторые считают, что это было убийство.
10 сентября 1898 года на набережной в Женеве итальянский анархист Луиджи Лукени напал на императрицу Елизавету Баварскую. Лукени ударил ее в грудь заточкой,– императрица после ранения некоторое время чувствовала себя нормально, но затем потеряла сознание и умерла.
После всех этих событий Франц Иосиф чувствовал себя привязанным только к одному человеку — Катарине. Она скрашивала его одиночество до конца его дней. Катарина Шратт не была вульгарной фавориткой, скорее сердечным другом и по-настоящему близким человеком, стареющего, уставшего от жизни и потерь человека. После смерти Франца Иосифа, Катарина была допущена к гробу императора для прощания.
Таким он и мне запомнился, когда я увидела памятник ему в Вене.
Где бы ни находились Габсбурги, везде давались театральные представления. В Бадене сначала это была передвижная сцена, затем для этого был приспособлен актовый зал общины, и это еще. до того, как в Вене появился стационарный театр. В 1789 году давали "Свадьбу Фигаро" Моцарта, но работал он только во время летнего сезона. Только один раз за всю свою долгую историю в городском театре проходили представления зимой, причём для этого туда даже пришлось провести газовое отопление. Случилось это в 1867 году.
В конце 19 века городские власти решили построить новый театр. Работы затянулись на десять лет, и торжественное открытие нового театра, сохранившегося и сейчас, состоялось 2 октября 1909 года. Здание выполнено в стиле югендстиль по проекту театральных архитекторов Хельмера и Фелльнера и получило название "Городской театр юбилея Кайзера".
Центральное место среди исполняемых здесь произведений занимают оперетты, которые в Бадене преподносятся публике в классической форме, без режиссерских экспериментов.
Площадь вокруг театра с 1973 года является пешеходной зоной.
На театральной площади перед Баденским городским театром находится фонтан с бронзовой фигурой Эрато, играющей на лире. Эрато — одна из девяти муз греческой мифологии, а именно музы любовной поэзии, поэзии, песни и танца. На постаменте статуи имеется литейный штамп "к.к. (императорского королевского) художественного литейного завода Вены". На постаменте две остроухие головы сатиров, извергающих воду в овальную чашу фонтана. Скульптор Йозеф Валентин Кассин.
Недалеко от театра находится приходская церковь Святого Стефана. Церковь С Стефана в Бадене с иконой "Сталинградская мадонна"
Напротив неё Дом пастора.
Рядом находится большое здание школы, она была построена в своём нынешним виде в 1878 году, поздее было добавлено ещё правое крыло. Во время Первой мировой войны здание сначала служило военным госпиталем, а с 1917 года — армейским командованием Австро-Венгерской империи.
С 1918 по 1940 год он снова использовался как начальная школа, во время Второй мировой войны — военный госпиталь, с 1940 года и с 1945 по 1955 год — административное здание русских оккупационных войск, штаб-квартира которых располагалась в Бадене.
Сейчас здесь снова располагается школа.
Движемся по Кайзер-Франц-Ринг к Курпарку. Под № 7 находится здание "Дома искусств"
Раньше это была вилла Худелист. Она использовалось императором Карлом I для аудиенций в 1917/18 году и одно время здесь находился игоргный дом — прообраз нынешнего казино.
Сейчас здесь проводятся выставки, представлены ценные картины и скульптуры выдающихся личностей австрийской истории.
Идя по улице чувствуется, что парк уже рядом.
А вот и он уже виднеется. Отдых в Курпарке в Бадене. Отличное место для отдыха, вот только времени на отдых не было, солнынышко светило, но небо с одной стороны заволакивало тёмными тучами. Погулять по Венскому лесу не удалось. Говорят, что если бы у Венского леса была своя столица, ей непременно стал бы Баден.
Поэтому отправляюсь дальше знакомиться с городом. Повстречалось здание, подумала, что это больница, оказалось — Бюргершпиталь, представлял собой жилой дом, который был перестроен в 16 веке и до середины 19 века в нём располагался Дом милосердия, для обездоленных людей.
Источник Франценсквелле был открыт в 1827 году. Над ним воздвигли купальни и назвала их в честь правящего императора Франца I. Предназначены они были для бедных, в часности для обитателей Дома милосердия. Здание недавно было отремонтировано, сейчас в нём находятся бани.
Гулять одно удовольствие. Улицы застроены многочисленными дворцами и красивыми жилыми домами в стиле бидемайер.
Умереть от голода или жажды невозможно, в Бадене много небольших кафе, где кроме всего можно попробовать и местные виноградные вина. Считается, что виноградолечение (траубенкур) улучшает процессы регенерации и очищения организма от шлаков. Может быть, поэтому монахи из монастыря Святого Креста даже освящают местное вино.
.
А это ключик к сердцу города )) Баден вам обязательно понравится!