Бывая в замках я всегда задаю себе вопрос:"А хотела бы я в них жить?" И чаще всего ответ один — нет. Ими можно восхищаться, но представить свою жизнь в их стенах у меня не получается. Видимо сказывается, что не королевских кровей. Но вот побывав в замке Азе-лё-Ридо, пришла в голову мысль, что вот здесь бы я пожила!
Описанный Бальзаком как "бриллиант, грани которого обрамляет Эндр", Азе-лё-Ридо – один из известных замков Франции. Его ещё называют жемчужиной архитектуры эпохи Возрождения. Он как-то вписался в окружающую его природу, что не испортил, а дополнил её.
И поэтому трудно представить, что заложил первый камень при строительстве замка человек, прославившейся своей жестокостью и имевший прозвище "дьявольское отродье" или "дитя дьявола". Было это в XII веке, а рыцаря звали Ридель д'Азей или Ридо. Затем во время столетней войны замок переходил из рук в руки. Сперва Генрих Второй Плантагенет отобрал замок у Ридо, потом король Филипп-Август вернул его уже сыну Ридо – Гуго, который был верным вассалом короля.
В начале XV в. замок принадлежал герцогу Бургундскому. На последнем этапе Столетней войны, в 1418 году дофин и будущий король Карл V, которому в то время всего пятнадцать лет, проезжая мимо Азе ле Ридо слышит, как солдаты замка обзывают его незаконнорожденным (ублюдком). В отместку дофин приказал разрушить и сжечь замок и деревню, а 354 человека из гарнизона было убито. После этого есть стали называть Азе-ле-Брюле ("сожженный"). До XVI в. он лежал в руинах.
Тот замок, который предстает перед нашими глазами сегодня, был заложен лишь спустя 100 лет.
При правлении короля Франциска I, был у него на службе казначей и финансист Жиль Бертело, который за исправную службу получил титул сеньора и замок в придачу. Его брак с Филиппой Лебаи, богатой наследницей окрестных земель, дал ему возможность распоряжаться всем поместьем и начать работы по строительству замка. И вот благодаря Филиппе мы и видим сейчас это чудо.
По легенде она увидела замок во сне и воплотила его в жизнь.
Руководил работами Этьен Руссо. Этот человек проложил фундамент, установил сваи, на которых замок держится, и по сей день. А красоту и изящество замку придавали скульптор Пьер Мопуэн и плотник Жак Торо.
Замок имеет необычную для того времени Г- образную форму. В нём сочетаются элементы готики и Ренессанса, элементы последнего были заимствованы в Италии, во время военных походов.
Но, как говорится, счастье долгим не бывает. Королю Франциску срочно потребовались деньги и он их нашел самым простым способом. Он обвинил в государственной измене своих богатых верноподданных и конфисковал все их имущество. Так замок перешёл к королю.
Затем он передаёт его своему соратнику Антуану Раффену, который и пытался закончить строительные работы. Но у замка осталось недостроенным одно крыло, чем и объясняется его Г-образная форма.
Впоследствии, когда Франциск I окончательно перенес свою резиденцию в Париж, значение Азель-лё-Ридо упало. В XVII веке короли Франции лишь изредка посещали его. Затем снова следует череда владельцев замка и лишь в 1905 году он переходит к государству, после чего сразу получает статус Исторического памятника. И в нём открывают музей Ренессанса.
Вот такая история у замка. Замок не может быть без истории.
К нему ведет длинная каштановая аллея, котороя приводит в полукруглый двор в тени лип.
Кому-то замок Азе-лё-Ридо может показаться маленьким, в сравнении со своими соседями-замками с берегов долины Луары, но в Азе-лё-Ридо приоритет был отдан не размерам, а качеству, а также использованию всего нового в архитектуре того времени.
В замке много окон, окна при этом широкие.
По углам он украшен остроконечными, выступающими башнями, которые связаны между собой декоративным орнаментом.
Двойной ряд окон в центре красиво смотрится на фасаде,
а над входом можно увидеть рельефы саламандры – эмблемы Франциска Первого и
горностая – эмблемы Клод де Франс, супруги короля Франциска.
От входа сразу начинаются три прямых марша лестницы, которые между этажами образуют площадки с парными итальянскими окнами-лоджиями. По тем временам это было новшеством и Азель-лё-Ридо был первым замком, имевшим такую лестницу, до этого французы умели строить только винтовые лестницы, которые находились внутри башни, пристроенной к основному строению. Бертело считал, что создание величественности замка начинается уже с парадной лестницы.
Каменные своды лестницы украшены арками с богатой резьбой, медальонами в античном стиле.
На первом этаже замка вы найдете Королевские покои, Красную спальню, кухню. На втором этаже расположились Бальный зал, Столовая, покои Клод де Франс и Франциска Первого и голубая спальня.
Как я уже писала сейчас в замке находится музей Ренессанса с потрясающей экспозицией. Прежде всего — это уникальная коллекция гобеленов, начиная с XVI века, в которой представлены работы бельгийских и фламандских мастеров в основном библейской тематики, изредка – сцены охоты.
Очень интересна коллекция мебели и предметов быта той эпохи. Она поражает искусностью выполнения очень сложных элементов, например резьбой по дереву с изображением различных медальонов или фантастических животных.
Коллекция живописи в основном состоит из портретов королей и королев, а также членов их семей. Здесь вы увидите множество лиц, оставивших след в истории Франции: Франциск I, Екатерина Медичи, Карл IX, фаворитки Генриха II Дианы де Пуатье и многих других.
Здесь можно увидеть чудесные камины XVI века.
Большой салон
Бильярдная комната XIX века имеет старинный камин и гобелены с изображением охоты.
Винтовая лестница в одной из башен, мне она напомнила ленту Мёбиуса.
Уголки устроенные в башнях замка, мебели мало, но что-то притягивающее в них есть.
Ну, и, конечно, спальни в которых спали королевские особы и их подданные.
А это кухня замка.
Посмотрев на интерьеры замка я думаю Вы поймёте, почему в этом замке хотелось бы остаться. В нём нет бьющей в глаза роскоши, блеска золота. В уютном зале хочется устроиться вечером у камина и читать захватывающий роман.
А утром проснуться и понежиться в постели наблюдая за солнечным лучиком, проникающим сквозь ставни в спальне.
Потом спуститься в столовую, где уже накрыт стол для завтрака,
а затем выйти через дверь
и погулять в парке
или покататься на лодке.
Такой вот замок, в котором хочется задержаться!