«Поклоняться вождю, как небу» -- этот лозунг, известный мне из северокорейской литературы (см.книгу «Ким Чен Ир. Биография»), -- в некоторой степени применим и в других странах социалистической ориентации. Как оказалось, «дядюшка Хо», как тут именуется Хо Ши Мин, после кончины в 1969 году стал богом, вернее одним из богов, населяюших вместительные буддийские небеса.
Теперь обо всём по порядку. Утром в понедельник я направился в Музей Хо Ши Мина, чтобы внимательно ознакомиться с жизнью и деятельностью человека, который основал современный Вьетнам, и в честь которого назван крупнейший город страны.
Попал я в музей в очень правильный момент. Как раз в эти июньские дни весь Вьетнамский народ отмечает столетие с того дня, как в 1911 году молодой Нгуен (будущий вождь, а «Хо Ши Мин», как водится у вождей – псеводним) отправился за границу в поисках рецепта счастья для своего народа. Объехав весь цивилизованный (на тогда мир), будущий дядюшка Хо нашёл счастье в Москве в 1923-24 г, где получил рецепты освобождения трудового народа. Прошло совсем немного (в историческом плане) лет, как трудовой Вьетнам освободился, советизировался (сперва – Северная часть). Дядюшка Хо умер в 1969 году на 80-м году жизни, но дело его живёт вечно, и тело – тоже вечно живёт, в мавзолее в г.Ханой.
Итак, пришёл я к музею, а на площадке перед ним – слёт пионеров, в красных галстуках, обоего пола, с палатками, с танцами и концертом, пляшут и поют поочерёдно, всего пионеров человек двести, наверное. В музее – народу много, всё празднично, и всякие фотографии, как обычно у великих вождей: молодость, революционные искания, приезд в Москву, подпольная деятельность по освобождению народа, потом уже явная деятельность в качестве Президента трудового народа, потом дядюшка Хо со всеми вождями социалистического лагеря, с молодёжью и учёными, кончина и похороны. Дело его побеждает – сфотографированы дороги, тоннели, электростанции, поля, и книги про Хо Ши Мина выставлены на вьетнамском языке – сотни заголовков. Впрочем, так почти все вожди устроены и их музеи.
Но самое любопытное, что конструктора музея не скрыли от зрителя, что дедушка Хо Ши Мин – бог. Оказывается, в стране существует немало храмов, посвящённых ему – храмы Хо Ши Мина, а также алтари Хо Ши Мина при храмах других богов. Ему, как восточному божеству, совершают воскурения, фруктоприношения и прочее. Фотографии и макеты храмов выставлены в музее. Алтарь дедушки Хо имелся и в самом музее, но там нельзя было фотографировать – позолоченый Хо заместо Будды, ему всякие цветы, курительные палочки, фрукты подносят. Чудеса, да и только!
Конечно, Восток -- дело тонкое, и на восточных небесах есть всегда местечко ещё для одного «бога». Совсем недавно, дня три назад, в индуистском храме Batu Caves я видел, среди портретов всяких индийских богов, изображение недавно скончавшегося Саи Бабы, индийского гуру. Другие исторические персонажи, ставшие богами или святыми, всем известны – молятся люди и Будде, и царю Николаю II, и даже Ленину (есть у нас в России и такая небольшая секта). Великие же вожди ещё при жизни были не против своего культа – и Ленин выступал перед народом под портретом Ленина ещё в 1918 году, и Сталин, и Ким Ир Сен, и Хо Ши Мин нередко обращались к народу на фоне собственных изображений. Дедушка Хо понимал, что это нужно для пропаганды дела коммунизма, а так был он внешне довольно скромный старичок.
( Дедушка Хо Ши Мин известен всем свободолюбивым народам мира. В Москве его лицо изображено на большом блюде на площади у метро «Академическая». Чем примечательно это место? Прямо за дедушкой Хо находится кинотеатр «Улан-Батор», в котором в начале 2000х годов мы проводили лекции АВП о путешествиях. На эти лекции приходило по триста человек, а на самую многолюдную – девятьсот. И всё это происходило, можно сказать, под сенью дедушки Хо. )
Музей Хо Ши Мина понравился мне больше, чем «Дворец Независимости / Воссоединения». Ознакомившись с судьбой отца (дядюшки) вьетнамского народа, я отправился глядеть на другие религиозные сооружения.
В городе Хошимине есть некоторое количество буддийских пагод и церквей. Буддийские пагоды весьма посещаемы народом. Коммунистический Вьетнам – не антирелигиозная страна. Есть некоторая направленность в том плане, что буддизм – исконная религия вьетнамцев. Бытовой народный буддизм проявляется в форме поклонения Будде и его друзьям, выставленным в храмах в виде позолоченных фигур. Как и дедушке Хо, -- Будде презентуют фрукты, сладости, конфеты, воскуряют перед ним свечи. Рад ли этому сам Будда, и помогают ли такие действия избавиться от всех страданий – не знаю. Много буддийских монахов в оранжевых одеяниях тусуются в храмах, но как они собирают средства на жизнь – не знаю. Ведь во Вьетнаме не принято попрошайничать, и можно ли тут на улицах собирать пожертвования или нет – не знаю. В соседнем социалистическом Лаосе – можно.
Как наследство колониального (французского) режима, имеется в городе значительное количество церквей, католического вида. А вот мечети в глаза не бросаются, хотя их, говорят, есть семь штук. Я посетил одну из них, «на пробу» -- мечеть находится на дороге, ведушей в аэропорт (ул.Nguen Van Troi, 52). В мечети вообще никого не было, хотя после моего активного стука и поиска появился завхоз и открыл её для меня.
А ещё тут есть местная религия Каодай (Као Дай), основанная именно во Вьетнаме в 1920-х годах. Это довольно многолюдная религия (несколько миллионов человек), но в храмах каодайцев я не был – побываю, напишу подробней.
Напишу ещё про книги. Во Вьетнаме выпускаются книги. По количеству наименований их меньше, чем в Индонезии, России или Китае, -- но всё же больше, чем в Малайзии. А цены на книги совсем небольшие. Может быть, государство их дотирует, а может быть просто другая система распространения. У нас в России ведь как? Сдашь книгу в оптовую фирму, например, на реализацию по 100 рублей, а в рознице она вылезает за 250. Тут может быть просто наценка меньше. Но, к сожалению, понять и прочесть эти книги совсем непросто – вьетнамский язык, хоть и похож на другие языки чисто внешне (основан на латинском алфавите), но реально по смыслу – ни на что не похож. Книги в основном в мягкой обложке, на разные темы, стоят в большинстве своём менее одного доллара. Есть, конечно, и цветные и толстые книги, они дороже. Народу в книжных магазинах не очень много. Топографические карты не присутствуют – есть только низкокачественные схемы страны и некоторые карты городов. Зато вьетнамцы активно пиратским образом перексеривают импортные дорогие путеводители «Lonely Planet», переплетают и обрезают их и продают в туристическом гетто. Там такие пиратские книги стоят вдвое дешевле, чем нормальные оригинальные западные версии.
Существуют и в книжных магазинах книги дедушки Хо и о нём, -- но эти книги не преобладают. Их вполне разумное количество. Есть также по одной книге (а может и больше) про Путина, Фиделя Кастро, Буша, Мао Цзедуна и других исторических и политических людей. Есть учебники, детские книги, небольшое количество местных словарей. Путеводителей для вьетнамцев по другим странам не выявлено. Купил несколько карт города Хошимина, Вьетнама и планеты – вьетнамского производства.
Расскажу ещё про то, как в городе мне встретился жулик. Я пришёл в некий парк, в котором обнаружились турники (как я уже указывал, вьетнамцы люди спортивные, многие бегают, прыгают, играют в мяч, есть изредка и турники, а в моей гостинице – маленькая штанга и маленькая гантель). Итак, после турников я пошёл на выход из парка, как меня догоняет мужичонка сорока лет от роду, но мелкий, как почти все вьетнамцы.
«О, мистер, хэллоу, вы откуда, из России – ай как хорошо, я вот изучаю английский язык, и вот даже русский изучаю – знаю «карашо», «какдила» и ещё другие слова! Я хочу попрактиковаться с вами в знании языков. Пойдём со мной в кафе, я знаю очень хорошую кофейню!».
Я подумал, что почти наверняка мужик жулик, но интересно же, как он захочет с меня выманить деньги. Пришли в кофейню. Мужичок постоянно трепался, говорил, что очень хочет уехать в Россию учиться (на старости лет), иммигрировать, заработать в зарубежье и т.д., заказал невкусное кофе без сахара со льдом, принесли к нему ещё и что-то свинское. Я сказал, что не хочу свина, он тогда слопал обе порции, заказал третью и тоже съел, и всё болтал чего-то, адрес и Емайл с меня выпросил (а я всем даю адрес, кто просит и предоставляет листок бумаги). Под конец оказалось, что у мужика нет денег, и мне нужно расплатиться за угощение, что я и сделал, и оставил его в кофейне доедающим третью порцию. Мужик хотел навязаться ко мне в гиды, но я подумал, что обойдусь без него. Так что не опасным оказался жулик – всего на 100 рублей (65.000 донг) убытка.
Ещё я в этот же сегодняшний день купил себе очередной маленький городской рюкзачок – чуть дешевле пяти долларов. Предыдущий, купленный в январе в Малайзии, стоил $15, но уже истрепался. Посмотрим, какое качество лучше – вьетнамское или малайское.