Он стоит здесь без малого тысячу лет, со времен первых крестовых походов. Кафедральный собор Сен Трофим, сердце Арля и жемчужина романского стиля.
Южная Франция и особенно Прованс накрепко связаны с античностью. Когда-то греческая колония, а затем часть Римской империи, Прованс сохранил воспоминания о классической древности. Собор в романском стиле демонстрирует убедительную такую память: на перенаселенном, как многотомный роман персонажами, портале вдруг прорежется как циркулем вырезанная римская триумфальная арка, портик окажется подперт колоннами с коринфскими капителями, аканфы пробиваются к солнцу.
Во время Рисовой ферии в Арле многолюдно, и на ступеньках собора оседает очень разношерстная компания: туристы, попрошайки, музыканты... Как раз под сценой Ада есть удобная широкая ступенька)
площадь перед собором
Апокалиптические темы — Страшный Суд и загробное воздаяние — самая распространенная тема романских порталов.
Лев пожирает грешника
А что не съем, то понадкусываю
Портал считался границей двух миров – мирского и священного, связывал их между собою. По эту сторону, как предупреждение — демоны, адские муки... Прихожане раньше были неграмотны, и здесь, в Провансе-Лангедоке, в краю ересей и оппозиции церкви эти назидательные «живые картины» для них служили устрашающей проповедью в камне.
Декор фасада Сен Трофима очень повествовательный, история строится вокруг фигуры Христа — он несоразмерно больше других по масштабу.
Христос во славе и евангелисты. Лев — символ Св. Марка, ангел — Св. Матфея, орел — Св. Иоанна, бык — Св. Луки. В сопровождении ангельского хора и оркестра
Романское искусство кажется поначалу грубым и диковатым, но зато оно непосредственно и экспрессивно, как никакое другое.
особенно любимый мною сюжет — Даниил во рву со львами. Как деликатно лев кладет лапу на колено медитирующему Даниилу...
Самсон и Далила
лев с зубами-пилой
Рай
Рождество
Св. Андрей
Вверху — скованные цепью грешники горят в аду
А вот теперь покаюсь в своем прискорбном невежестве — большинства остальных сюжетов мне не распознать. Надо лучше знать сакральное, чтобы уметь читать этот текст.
Клуатры (примыкающие к храму, прямоугольные дворы-сады, обрамленные лоджиями) были обязательной частью монастырского комплекса. Символ замкнутой в стенах монастыря жизни, клуатр был местом отдыха и созерцания. Даже освещенный солнцем, он давал тень жарким южным летом. Внутренний двор Сен-Трофима — один из красивейших в своем роде.
Рельефы капителей на парных колоннах клуатра: