20 материалов по 5 объектам, 485 фотографий
- GPS
- Россия, Красногорский р-н, п/о Архангельское
- +7 (495) 363-13-75
- www.arkhangelskoe.ru/
Всё об Архангельском. Парки, памятники, тайны и легенды
Усадьба "Архангельское" с очаровательными лужайками и ухоженными аллеями объединяет несколько великолепных парков: Итальянский – с многочисленными террасами и скульптурными композициями. Французский – с роскошными галереями и ухоженными газонами, с геометрически правильными аллеями. Английский – пейзажный впечатляет неповторимыми природными красками.
Архитектурный ансамбль комплекса, все строения его возведены в разное время, однако, как уже упоминалось, гармонично сочетаются и дополняют друг друга.
Главным, конечно же, является Большой дворец. О нём написано в Усадьба Архангельское - подмосковный Версаль. Большой дворец
Другое величественное сооружение, называемое"Колоннада", является неотъемлемой частью архитектурного ансамбля усадьбы. Сегодня здесь дают концерты и устраивают выставки, но изначально колоннада проектировалась как усыпальница. Её строительство заказала Зинаида Юсупова, чей старший сын Николай был убит на дуэли.
Николай Юсупов, красавец, поэт, режиссер любительской труппы, выпускник юридического факультета Петербургского университета влюбился в графиню Марину Гейден, которая была обручена с гвардейским офицером Арвидом фон Мантейфелем. Скорый брак Марины и Арвида не охладил пыла Николая. Последовав за молодоженами в Париж, Николай не перестал встречаться с чужой женой, за что был вызван оскорбленным мужем на дуэль.
Стрелялись на Крестовском острове в Петербурге. Николай выстрелил в воздух, Мантейфель в Николая, но не попал. Второй выстрел Юсупов вновь направил в воздух, — противник хладнокровно его застрелил. Николаю было двадцать пять с половиной лет. Он не доживает до 26-ти. Проклятия пророка Мухаммеда сюывается.
Пока шло строительство, князя похоронили в усадьбе, рядом с церковью Михаила Архангела.
После возведения усыпальницы его тело туда перенесено не было.
Монументальное, увенчанное куполом здание с гранитными крыльями колоннад создано в 1910-14 годах. по проекту архитектора Р.И.Клейна. Пятидесятишестиколонная "Колоннада", так похожана Казанский собор в Санкт-Петербурге.
Внутри помещение представляет собой украшенный колоннами зал, перекрытый высоким куполом, в него я не заходила, поэтому фото из интернета.
Усыпальницу не успели освятить. Первая мировая война и последующие революции положили конец всем планам, и эта грандиозная усыпальница никогда не использовалась по назначению. Все отпрыски древнего богатейшего рода покоятся на Парижском Сен-Женевьев-де-Буа…
В память о Николае Юсупове на Пушкинской аллее парка рядом с бюстом великого поэта в 1908 году была установлена бронзовая статуя-аллегория “Скорбящий гений”, изображающая юношу с угасающим факелом в руках, работы немецкого скульптора К.Г. Барта. Это самый поздний памятник Архангельского.
Говорили, что Зинаида Николаевна приобрела эту скульптуру до гибели Николая в начале 1908 года на одной из зарубежных выставок. Автор создавал её как надгробие и княгине не рекомендовали её покупать. Но она не послушала никого и установила статую в усадебном парке.
Многие считают "Скорбящего гения" кенотафом Николаю Юсупову, — по сути, так оно и есть.
Классическая арка Святых ворот встречает прихожан и посетителей, идущих в храм Архангела Михаила. На их парадном фасаде колонны коринфского ордера спарены с накладными пилястрами и поддерживают проходной портал. Венчает их купол с православным крестом в центре.
С воротами связана легенда об исполнении желаний. Когда младший сын Юсуповых Николай женился на Татьяне Александровне, он рассказал ей о проклятье рода. Татьяна, проходя в арке под воротами, мысленно высказала желание сохранить мужу жизнь. Женщина искренне верила, что желание осуществится. В итоге Николай дожил до 80 лет, скончавшись в Париже.
С тех пор считается, что ворота обладают таинственной силой и способны исполнять желание тех, кто искренне просит об этом. Существуют правила, при соблюдении которых желание осуществится: необходимо четко мысленно сформулировать желаемое; представить желаемое в виде определённого образа; повторить желакмое три раза.
Традиция существует до сих пор, будете в Архангельском, пройдите под Святыми воротами и загадайте желание.
На половине пути от них, к церкви, находится глинобитная стена с арочным проходом, на верхней надстройке которой установлен традиционный православный крест. На одной их стороне мозаичное изображение Богородицы, на другой Архангела Михаила. Такие стены и целые жилища делали из глины, иногда с добавкой соломы, которую трамбовали между двумя щитами. С течением времени подобные сооружения твердели, важно было наличие каменного фундамента и кровли, предотвращающих намокание.
Построена стена перед северным фасадом церкви по проекту архитектора Евграфа Тюрина.
Церковь Михаила Архангела построена на месте деревянной ветхой церквушки по заказу боярина Одоевского в 1667 году на возвышенном месте у Москвы-реки. Это самое старое строение в Архангельском.
Одноглавый храм с приделом декорирован рядами кокошников, взбегающих к главкам, увенчанным золотыми крестами. Пирамиды из кокошников выглядят очень красиво, подобные детали церквей в архитектуре называют огненными куполами.
Храм действующий, но внутри я не была.
С южной стороны от храма оборудовано надгробие Татьяны Юсуповой, похороненной в 1888 году. Захоронение княжны украшено скульптурой Ангел смерти, выполненной выдающимся ваятелем Марком Антокольским, чьи работы есть в ведущих музеях России. Памятник исполнен движения, изящные складки платья слегка развеваются от легкого дуновения ветра, высоко поднятые крылья ангела трепещут, и кажется, что он через мгновения взмоет к облакам.
Продолжительное время статуя хранилась в Чайном домике для обеспечения сохранности. И тогда около могилы видели призрак девушки, которая разводила руками в поисках скульптуры.
После проведения специальных мероприятий по его защите, монумент возвращён на первоначальное место.
У Николая Борисовича было две дочери Зинаида, в семье её звали Зайде и Татьяна (Танёк) – замечательные красавицы и умницы. Они получили прекрасное образование, родители очень этого хотели, — ведь на Николае Борисовиче род Юсуповых пресекался по мужской линии, — дочери должны были его продолжить и не посрамить.
Сёстры знали несколько языков, разбирались в философии, литературе, искусстве, но при этом были прекрасно воспитаны и скромны.
По официальной версии она умерла от тифа. Правда, ходили слухи, что Татьяна покончила с собой из-за несчастной любви к другу своего детства Павлу Александровичу Романову, младшему сыну императора Александра II.
В апреле 1888 года было объявлено о помолвке Павла с греческой принцессой Александрой Георгиевной, а в июне этого же года в возрасте двадцати двух лет Татьяна умирает, сгорает буквально за три дня. Тайна смерти ушла вместе с ней в могилу.
В 1918 году могила Татьяны была вскрыта отрядом красноармейцев и разграблена, а останки несчастной княжны сброшены в реку, также как и её племянника Николая, похороненного рядом.
Вернувшись от храма и выйдя под Святыми воротами, слева видим Кладовую над оврагом, построенную при Н. А. Голицыне и перестроенную архитектором О. И. Бове уже при Н. Б. Юсупове. Нижний этаж – каменный, для "сдерживания" осыпания земли в овраге, два верхних – деревянные и с арочным проёмом над дорогой, построенное в 18 веке.Сегодня здесь находится лекционный зал, проходят научные конференции, концерты и выставки
Справа видим здание Конторского флигеля, также построенное при Голицыне и перестроенное Е. Д. Тюриным в 1822 году. Между постройками прослеживается "круг", очерченный липами. В 19 веке, во время церковных праздников, в его центре в специальном бассейне освящали воду.
Усадьбу Архангельское посетили пять российских императоров. Приезд каждого из них отмечали колонной, вершину которой украшал орёл, как символ самодержавия и императорской власти. Надписи на колоннах сделаны на французском языке. Первая колонна находится недалеко от Руинной арки. Эта колонна была построена в честь Николая I, побывавшего здесь в 1826 году в гостях у князя Юсупова. Симметрично ей, в восточной части парка стоит ещё одна колонна, поставленная в честь Александра I, а на небольшом расстоянии от первой колонны стоит третья, последняя колонна, которая отметила визит в Архангельское Александра III.
Колонны, поставленные в честь Александра II и Николая II, до наших дней не сохранились.
Пушкинская аллея
В память о дружбе князя и поэта в Архангельском есть Пушкинская аллея. Она была разбита в 1900-е годы и украшена бюстами античных богов и философов, а в 1903 году на неё установили памятник А.С. Пушкину.
Как оказалось знакомы они были давно. У Юсуповых был дом в Харитоньевском переулке, где родители маленького Саши снимали флигель. Напротив, находился прекрасный сад, огороженный каменной стеной. Он был оформлен в лучших европейских традициях: аллеи украшали античные статуи из Венеции и Неаполя, там находились редкие по тем временам фонтаны, были разбиты ухоженные пруды. Посещать его могли только избранные, но для квартирантов было сделано исключение. Арина Родионовна часто водила в него своего подопечного.
Говорят, что в Юсуповском саду рос большой дуб, на котором висела массивная цепь, а по ней… ходил механический кот. Его Николай Борисович привёз из Голландии – кот якобы передвигался по специально разработанному алгоритму, да ещё и что-то говорил на голландском языке. Юный Саша был очень впечатлён котом и даже мечтал перевести его рассказы на русский.
"У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит…"
Оказывается, всё-таки кот существовал!
Николай Борисович Юсупов, "последний вельможа екатерининских времён», был утончённым, прекрасно образованным человеком". Говорят, что он замолвил словечко за опального поэта, когда тот вернулся из своей ссылки в Михайловское.
Между князем и поэтом даже сложились приятельские отношения – несмотря на почти полувековую разницу в возрасте, они подружились и даже общались "на ты". Юсупов был отличным собеседником. Возможно, что беседы с ним повлияли на выбор тем и героев для произведений, которые написал Пушкин.
Пушкин посвятил Николаю Борисовичу стихотворение "К вельможе". В первых строках которого речь идёт об Архангельском, где поэт не раз бывал в гостях.
"От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.
Ты понял жизни цель: счастливый человек,
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил;
Чредою шли к тебе забавы и чины"
От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я...
Фото из интернета
На титульном листе рукописи Пушкин пером изобразил этого доживающего век, много повидавшего, знавшего всех и вся екатерининского вельможу — маленького сгорбленного старика в смешном парике с бантом, медленно бредущего, опираясь на трость, по аллее парка.
"Все, все уже прошли. Их мненья, толки, страсти
Забыты для других. Смотри: вокруг тебя
Все новое кипит, былое истребя".
А на памятнике выбиты строки:
".. Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни Екатерины.
Книгохранилище, кумиры, и картины,
И стройные сады свидетельствуют мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной".
Николай Борисович даже был посажёным отцом на свадьбе Пушкина и Гончаровой (что было большой честью для поэта, принадлежавшего к менее знатному роду).
Юсупов умер в тот же год, когда состоялась свадьба Пушкина. "Ох уж эта холера. Мой Юсупов умер" – писал поэт в личной переписке. Фраза "Мой Юсупов" многое говорит об отношениях поэта и первейшего вельможи Российской империи.
Поэт запечатлел своего друга в стихах, а Юсуповы ответили на это скульптурой, хоть и через века.
Монументально-декоративная скульптура в Архангельском является неотъемлемой частью ансамбля, так как органически связана с архитектурой усадьбы и планировкой парка. Кроме скульптуры парк украшают беседки, павильоны, памятные колонны.
В 1812 -1813 годах реконструировали оранжереи над Москвой-рекой. По сторонам от них на склоне приречного холма в 1829-30 гг. архитектор В.Г. Дрегалов выстроил две беседки – "миловиды". Милый вид, видимо. Виды отсюда, действительно красивые. До наших дней беседки не сохранились, сохранился только мостик, проложенный к вновь созданной в 1976 году частично из прежних элементов беседке.
Каждая старинная усадьба хранит множество тайн, и Архангельское – не исключение.
С этим местом тоже связана загадочная история – говорят, что здесь обитал призрак учителя танцев. Балетмейстер прибыл в имение всего на несколько дней, но позволил себе завести романтические отношения с замужней знатной дамой из числа гостей. Из усадьбы учителя выгнали, но его сердце было разбито, и спустя годы он стал появляться в беседке в виде привидения. Оно отличается добрым нравом и часто танцует. Танцы призрака связывают с разными знаками. Например, если учитель обучает вальсировать, то скоро вас ждет финансовая прибыль, полонез предвещает скорую любовь, а кадриль означает легкомысленные отношения.
В середине 19 века. в усадьбе "Архангельское" появился оригинальный Розовый фонтан — маленькая ротонда из колонн розового мрамора с изящными цветочными букетами, нарисованными внутри легкого деревянного купола. В ее центре размещался скульптурный фонтан "Мальчик с гусем", Для воплощения идеи мастер-инженер Норберг построил гидравлическую машину для подачи воды.
Гусь появился неспроста, однажды князь на высокопоставленном обеде, разрезая гуся сказал:
"Да уж, нашей фамилии гусь весьма памятен!" И рассказал семейное предание.
Гордые потомки Юсуфа появившись в Москве, были щедро пожалованы крестьянами и деревнями. Со временем там обжились, привыкли, а следующие поколения уже Россию стали почитать за отечество. А в конце XVII века Юсуповы и вовсе поменяли свое мусульманское вероисповедание на православие. Но случилось это не совсем добровольно…
Шел православный пост, когда московский патриарх навестил прадеда Николая Борисовича в его доме. Радушный хозяин на славу угостил высокопоставленного гостя, которому особенно понравилась поданная рыба. Вот тут-то и выяснилось, что съеденное блюдо не имело к рыбе никакого отношения, поскольку на стол был подан искусно приготовленный гусь.
У патриарха перехватило дыхание – в пост ему пришлось есть скоромное! Не знаю, удержался ли съеденный шедевр поварского искусства в желудке церковного иерарха, но Его Святейшество в гневе обратился к царю. Наказание последовало незамедлительно. Виновного тут же лишили всех пожалований, так что он в одночасье из богача стал нищим. В такой непростой ситуации требовался какой-то мощный и нетривиальный ход. Вот тогда-то и было принято предком Юсупова судьбоносное решение о перемене веры. Новоиспеченный христианин стал именоваться Дмитрием Сеюшевичем.
В усадьбе есть ещё один фонтан, называемый "Амуры с лебедем", вероятнее всего это тоже гусь!
Рядом с дворцом, в парке, находится памятник Екатерине II Великой, построенный в 1819 году по распоряжению Юсупова в честь императрицы. Вот только она так и не посетила усадьбу, чем обидела хозяина.
Николай Борисович Юсупов был любимцем Екатерины, некоторое время даже фаворитом, но потом она самолично женила его на своей любимой фрейлине, племяннице светлейшего князя Потёмкина, Татьяне Энгельгарт – самой богатой невесте того времени, правда, несмотря на молодость, уже вдове с двумя детьми.
Князь, вступив в брак, не изменил своим привычкам, не пропускал мимо ни одной дворянской, да и крестьянской юбки (горячая восточная кровь), но в глубине души был предан лишь одной женщине, которую боготворил до конца своих дней.
Фото из интернета
Памятник Екатерине Великой в образе богини Правосудия Фемиды находится в красивой, открытой с одной стороны беседке с четырьмя ионическими колоннами.
Над памятником золотом выбиты строки любимого поэта Юсупова Торквато Тассо из поэмы "Освобожденный Иерусалим": "Ты, которой послало небо, и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого". На фризе надпись "D. Ekaterina" на латыни означает "Божественная Екатерина". Во времена князя вперед статуей боготворимой государыни в павильоне источал ароматный дым бронзовый треножник – все, как и полагается, в античном храме.
Бронзовая фигура богини была создана скульптором Рашеттом. Статуя Фемиды была аллегорией, прославляющей добродетели и достоинства императрицы.
Фото из интернета
В западной части усадьбы, в парке находится малый дворец "Каприз, построенный ещё при последнем Голицине по проекту Джованни Петонди. Поначалу он был одноэтажным, в начале 19 века надстроили ещё один этаж. При князе Н.Б. Юсупове в роскошно декорированном малом дворце висело много картин.
Рядом с дворцом устроили открытый манеж с извилистыми дорожками для выезда лошадей и нишами для отдыха наездников в тени. Площадку перед дворцом украшали 35 скульптур, мраморные вазы и бюсты античных героев. Малый дворец оправдал свое название – "Каприз" обошелся хозяину в кругленькую сумму, даже учитывая его сказочный доход.,
Вместе с деревянным зданием библиотеки, "Чайным домиком" и кирпичным манежем, с разбитым перед ним небольшим садом со статуей бога любви Амура, дворец представлял собой усадьбу в миниатюре. "Чайный домик" — милый квадратный павильон с куполом и башенкой, похожий на китайскую постройку.
Несмотря на название, чай в нём никогда не пили, — сначала здесь размещалась библиотека, потом склад.
Фото из интернета
Театр Гонзаги Домашние театры имели особое значение для русского дворянства. Постановка любительских спектаклей привносила в неспешную светскую жизнь разнообразие.
А поставив спектакль можно и гостей приглашать, что для знатных людей становилось ещё одним поводом показать себя и свои имения.
Николай Борисович Юсупов-старший был страстным поклонником искусства, в том числе, театрального. Его интерес носил не просто любительский характер – в течение восьми лет он служил директором Императорских театров и преуспел в их реформации.
Конечно, собственный театр князь видел особенным. В Архангельском всё должно было быть лучше, чем у других, ведь усадьба являлась центром светской жизни того времени и нередко принимала членов царской семьи. В своём подмосковном Версале Николай Борисович решил создать необыкновенный театральный зал, и пригласил для этого известного итальянского художника Пьетро Гонзаги.
Он по праву считается реформатором театральной сцены в России, ведь он перенёс сюда все итальянские инновации эпохи барокко. Своё творчество мастер называл "музыкой для глаз", и, по отзывам современников, декорации Гонзаги были такими восхитительными, что заставляли публику забывать о самом спектакле.
Театр Гонзаги – это настоящий шедевр сценографии. Здание внешне выглядит скромным, но в интерьере царила роскошь. Просторный зал с партером и двухъярусными ложами, двенадцать коринфских колонн и, конечно, занавес, написанный рукою величайшего художника.
На сцене театра в Архангельском можно было ставить постановки любого рода (балетные, оперные, драматические), но прежде всего здесь предполагалось показывать спектакли декораций, которые не нуждаются в актёрах.
Под музыку вращался сложный механизм, живописные декорации сменяли одна другую, иллюзия объема и глубины была настолько реальная, что зрители не могли поверить, что все эти пейзажи нарисованы рукой мастера, а не созданы природой-матушкой.
Они переносили зрителя из одной обстановки в другую: только что мы были на римской площади и вот уже оказались в мрачное подземелье, потом перелетели в сад, а затем наступила ночь.
Гонзага создал 12 декораций, но до наших дней сохранились четыре: светлый Храм”, яркий “Малахитовый зал”, мрачная “Тюрьма” и атмосферная “Таверна”. Живописный занавес тоже уцелел. Кстати, ни в одном другом европейском театре подлинных работ Гонзаги не осталось.
То, как выглядели эти декорации, сотворенные рукой замечательного мастера, мы можем увидеть благодаря заботе графа Юсупова. По свидетельствам современников, он, чтобы сохранить всю красоту декораций своего театра, попросил нескольких художников создать акварели, которые как бы фотографировали работы Гонзаго. Именно благодаря этим акварелям, мы можем представить тот удивительный спектакль-декорацию который показывали Александру I в день открытия театра, построенного специально к его визиту.
Александр I, прибыв в Архангельское в июле 1818 года вместе со своим кузеном королем Пруссии, не оценил по достоинству театр декораций.
Представление ни ему, ни его спутнику не понравилось. Николай Борисович абсолютно не расстроился и продолжал вместе с художником, с которым успел очень подружиться, придумывать новые идеи для спектаклей. Он был в полном восторге от своего детища.
Сейчас в театре проводятся экскурсии. “Музыка для глаз. Секреты старого мастера”. В летнее время в театре проходят концерты.
К сожалению, побывать мне в театре не удалось. В моё посещение он был уже отреставрирован, но я об экскурсиях просто не знала, а было бы интересно.
Холм, на котором стоит дворец, итальянский архитектор Джакомо Тромбара превратил в серию террас, подобных тем, что устраивались в итальянских садах эпохи Возрождения.
Верхняя терраса — квадрат со стороной 70 метров, точно соответствует длине фасада дворца. Вместо белой линии придворцовой колоннады, по той же оси тянутся двухсотлетние лиственницы, являясь продолжением мраморных колонн. Это позволяет оценить величие замысла архитектора, ведь на плане 1829 года эти деревья всего 40 сантиметров высотой.
Фото из интернета
В центре террасы фонтан "Амуры с дельфином" итальянского мастера Джиромелло.
Фото из интернета.
Партер Верхней террасы делится дорожкой на два симметричных прямоугольника, в центре которых помещены скульптуры: с восточной стороны – "Геркулес и Антей", а с западной – "Царь Спарты Менелай, с телом убитого под Троей Патрокла".
.
На балюстраде Верхней террасы расставлены мраморные вазы. Отсюда открывается живописный вид на Большой партер и Нижнюю террасу парка, охватывающую Верхнюю с трех сторон.
Лестница, спускающаяся к Нижней террасе, имеет скульптурное оформление в виде женских фигур, львов и собак.
Нижняя терраса. На ее балюстраде расположены бюсты античных героев, философов, императоров и полководцев.
Лестница, которая ведет со второй террасы к зеленому ковру большого партера, по праву может считаться одним из лучших украшений парка в Архангельском. С площадки, выложенной серым песчаником, в обе стороны расходятся ее марши, но, дойдя до половины высоты подпорной стены, они поворачивают навстречу друг к другу и спускаются до земли. Лестница украшена скульптурой, которая как бы сопровождает человека, идущего по этим ступеням.
Спустившись с террасы, попадаешь во французский регулярный парк. По бокам газона расположены липовые аллеи строгих форм и пропорций.
Знаете ли вы, что называется боскетом? А что такое трельяж? Это решетка, увитая вьющимися или стелющимися растениями. Особую прелесть прогулке по усадьбе Архангельское придает зеленый полумрак протяженных туннелей, увитых гибкими ветками липы особой породы. Боскет – декоративная стрижка листвы и ветвей деревьев, с помощью которой им придаются самые причудливые формы. Оно называется топиарным. Прямые аллеи тянутся в сторону Москвы-реки, деревья с фигурной стрижкой – формы в виде шара, параллелепипеда.
По краям подпорной стены сохранились небольшие руинные арки из "дикого камня", напоминающие о бренности мира, представленного "мраморными героями".
На противоположной стороне партера, на высоком береге Москва реки сейчас находятся два корпуса военного санатория, построенные в 1937 году, они не нарушили ансамбль усадьбы.
Архитектор В.П. Апышников спроектировал здания в стиле Большого дворца усадьбы.
При Юсупове здесь были большие оранжереи, где выращивались редкие южные растения и деревья.
По обе стороны от партера расположен английский пейзажный парк с естественной красотой природы, узкими кривыми дорожками и очаровательными лужайками. Здесь и сейчас растут огромные корабельные сосны, пихты и липы. Высота этих деревьев достигает десятки метров. В парках Архангельского располагались вольеры зверинца. По аллеям разгуливали павлины, верблюды и многие другие экзотические животные.
Уединённые аллеи парка.
Гуляя по паркам нужно иметь ввиду, что на аллеях можно увидеть призраков. Один из них француз Дерусси, служивший в имении управляющим. Он отличался суровым нравом и жестокостью, заставлял скульптора Андрея Копылова трудиться сутками напролет. За это он столкнул со строительных лесов в Овальном зале дворца, и уже через несколько дней его тень стали видеть в саду. По словам очевидцев, призрак громко вздыхает, но никому не причиняет вреда, а наиболее активным он становится, когда начинается какое-нибудь строительство или ремонт.
Призрака видел Лев Троцкий, о чем упомянул в своих мемуарах. Для него была обустроена квартира в покоях дворца, где он и наблюдал призрак несколько раз.
Парковая скульптура в Архангельском, выполненная в конце 18 начале 19 века, насчитывает около 200 произведений и является уникальным собранием, равное которому трудно найти в нашей стране. Эта коллекция на редкость многообразна: мастерские копии известных античных памятников, декоративные садовые фигуры середины 18 века с заметным влиянием барочных традиций, строгие по композиции скульптуры эпохи классицизма. Многие произведения созданы из мрамора, заказанного Н.Б.Юсуповым в Карраре, в московских мастерских С.П.Кампиони и братьев Трискорни в Санкт-Петербурге.
Шведским инженером Иоганном Норбергом были сооружены две плотины на Горятинке, впадающей в Москву-реку.
Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, конюшню, хозяйственные и жилые постройки.
Это позволило установить в усадьбе еще одну диковинку, мало у кого имевшуюся в те времена, – фонтаны.
В 1900 году Зинаида Николаевна оставила так называемое "духовное завещание", в котором выразила свою волю в отношении Архангельского: "в случае внезапного прекращения рода, всё наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами, завещаем в собственность государства для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества".
В Архангельском ежегодно проходят выставки и лекции, экскурсии, массовые мероприятия и концерты. Ежегодно с успехом здесь проводится "Ночь музеев", фестиваль "Усадьба. Джаз".
"Повидал я немало дворцов и особняков, видел и пышней, и роскошней. Но гармоничнее — никогда. Нигде искусство не сочеталось так счастливо с природою". (Ф.Юсупов. Мемуары).
Обязательно нужно приехать сюда и увидеть своими глазами всю роскошь и великолепие дворца, его интерьеров и художественных коллекций, живописность парка с его белоснежными статуями на заповедных аллеях, зайти в театр и полюбоваться величественными колоннами и легкими ложами, а также закрывающим сцену занавесом, написанным рукой великого Гонзаго.
- Адрес:
Красногорский р-н, п/о Архангельское
- Телефон:
7 (495) 363-13-75
- Web-адрес:
Дешёвый ✈️ по направлению Архангельское
- 2 дек 2023, 19:08удалитьПрекрасный парк и дворец! Здорово тем, кто может там гулять ежедневно. Радость и отдохновение души!
Спасибо за прогулку! - 4 дек 2023, 16:40удалитьНекоторые личности хотели урезать площадь усадьбы для застройки частных резиденций.
Народ ставил пикеты, взывал к властям, собирал километры подписей протеста!
Слава Богу, остановили кощунство, уж больно привлекательно место с готовыми лужайками! - 4 дек 2023, 17:53удалитьДа, я читала об этом, до президента дошло. То же было и с территорией госпиталя Бурденко.