Арени — село в Вайоцдзорской области в Армении в 12 км к юго-востоку от Ехегнадзора. Расположено в долине реки Арпа на её левом берегу. Постройку церкви Сурб Аствацацин (Св.Богородицы) уполномочил в 1321 году архепископ Ованес Орбелян. Она была спроектирована архитектором, скульптором и миниатюристом по имени Момик (1250-1333/9).
Церковь Св. Богородицы в селе Арени называют одним из шедевров творчества Момика. В 1968-1969 гг. на средства Армянского общества по охране исторических памятников эта церковь была частично восстановлена.
Стройная церковь из желто-оранжевого туфа с устремленной вверх гладью стен возвышается на вершине холма на берегу реки Арпа. Она четко выделяется в окружающем пространстве и видна издалека. При этом не сразу можно догадаться, как к ней проехать – церковь стоит будто бы в оторванном от дороги месте. На самом деле проехать к ней нужно основной сельской дорогой.
Завершение строительства церкви Арени совпало с землетрясением в Вайоц Дзоре, о чем свидетельствует приписка Момика на стене этой церкви.
Купол церкви хоть и рухнул в землетрясение 1840 года, но в парусах, части свода, на которые опирается купол, сохранились четкие рельефы с символами евангелистов – ангела, льва, тельца и орла. Знаки-символы эти Момик разместил так, что их трехметровые «крылья» заполняли собой паруса из цельного камня, а тонкая разделка «перьев» переводила плоскость в графический рисунок.
Над западным входом, на тимпане внушительных размеров восседает на троне узорчатой резьбы Пресвятая Богородица. Единородный Сын, сидя на левом ее колене, держит в руке свиток, а Его правая рука осеняет мир крестом. Над челом Младенца выбито – «Иисус Христос». Мать и Дитя оплетены замысловатой вязью орнаментов и гроздьями винограда.
Рельефы отличаются редкой красотою и детальностью, законченностью пластического решения, они говорят о высоком мастерстве и, следовательно, большом пути, который скульптура в Армении уже прошла к тому времени.
Рядом с церковью есть современное кладбище, а непосредственно во дворе церкви — надгробия и хачкары различного периода. Малые в размерах, но красиво орнаментированные хачкары выполнены одновременно со строительством церкви, а относительно простые с грубой обработкой – ранее.
Также сохранились остатки менгиров, на которых в средние века были выдолблены двойные и тройные кресты – в стиле, свойственном искусству резьбы IV века.
На надгробных камнях, если постараться, можно разглядеть довольно характерный для винодельческой местности сюжет — музыкальные инструменты в руках пирующих, винные кувшины...
Церковь стоит на обрыве, с которого открывается очень красивый вид на реку и село. Трудно, конечно, именно по этим фотографиям назвать вид прекрасным, но в марте, когда только с гор сошел снег и появляется первая зелень, более привлекательным является свежий весенний воздух, запах обновления и ветер надежд...
Здесь всегда есть посетители — местная молодежь. Очень любят это место.
Вообще церковь сегодня в отличном состоянии, она подсвечивается по ночам.
Даже если вдруг окажутся заперты двери,
это не значит, что церковь закрыта для Вас — можно поставить свечи на улице и тут же помолиться — ведь хачкаров на улице множество.
Сурб Аствацацин в Арени называют также одной из наиболее гармоничных церквей Армении.