В город мы попали только к вечеру. И как часто у нас бывает, прогулка прошла в свете фонарей и без посещения значимых мест. Только наружный осмотр и теоретический курс по интерьеру. Городской центр небольшой и обойти его пешком не составит труда.
Карта маршрута google.com/maps/d/edit?mid=z7…
Мы начали от набережной реки Шельды. Здесь стоит сохранившийся замок под названием замок Стен. Интересное с виду сооружение представляет собой небольшой кусок того, что осталось от прежнего замка. Большое по площади сооружение было окружено массивной крепостной стеной и на ее территории находилась часовня святой Вальпурги, складские и подсобные помещения.
От него небольшой подъем приводит к воротам напоминающим о прежней средневековой крепости. Над ними находится небольшой барельеф языческого бога молодости и плодородия Семини . Согласно легенде, он был родоначальником племени, заселившего город. Во внутреннем дворе можно увидеть гербы уже более поздних героев. Над входом во внутренние покои герб Карла V, при котором замок приобрел современный вид. На другой стене герб города Антверпена с надписью "Fortunata Antverpia".
Со стен замка открывается вид на площадь, где во всю разворачивались рождественские гуляния. От нее мы отправляемся в переулки ночного города за новыми открытиями. По улочке Palingbrug выходим к красивому зданию, в котором кирпич красного цвета перемежается с белым камнем, как будто сало и мясо в окороке. По написанному сравнению не трудно догадаться , что здание принадлежало гильдии мясников.
Дом мясников стоит на этом месте с 1504 года. Во время французской оккупации гильдия потеряла здание и так и не смогла его вернуть. Сейчас в здании находится музей истории, археологии и прикладных искусств. Коллекция, размещенная здесь, отражает былое богатство городских гильдий и историю города.
Прогулку по ночным улицам продолжаем по улице Vleeshouwersstraat. По ней попадаем на площадь Veemarkt. Это оживленная площадь Скотного рынка когда то была городской окраиной. Здесь находится церковь Святого Павла. Первое на что мы обратили внимание был боковой вход в церковь. Он ведет на голгофу, которая состоит из 63 статуй святых, ангелов, пророков и патриархов. Это гигантское произведение искусства выполнено в 1699 – 1747 годах. Такое количество скульптур размещено на нескольких ярусах изрытого гротами горы. А на самом верху этого произведения распятие. Интерьер церкви украшает поистине шедевр из картин, описывающих пятнадцать тайн жизни, смерти и прославления Христа. В их числе есть и копия Бичевания Рубенса, и Мадонна с четками Караваджо, а также полотна ван Дейка и Йорданса.
В ночном городе трудно ориентироваться, да и времени оставалось мало, поэтому выдвигаемся к самому интересному к площади Grote Markt. Сначала пройдем ее насквозь и полюбуемся фасадом Собора Антверпенской Богоматери. Расположен он на площади Handschoenmarkt. Это одна из самых ярких достопримечательностей города. Начало строительства датируется 1352 годом. Главный вход, выходящий на площадь украшен рельефом в три яруса «Страшный суд». Чтобы сфотографировать самую высокую башню (123 метра) Бенилюкса приходится уходить в самый дальний конец площади. Отсюда башня попадает в объектив практически целиком. Отсюда трудно разглядеть восьмиугольную надстройку с легким, невесомым крестом наверху, зато хорошо виден золотой циферблат башенных часов. Наверх башни ведет лестница, по которой под присмотром смотрителей можно подняться на самый верх и с высоты птичьего полета рассмотреть город.
Интерьер церкви украшают лучшие работы известнейшего фламандского художника Питера Пауля Рубенса: монументальные полотна «Воздвижение Креста Господня», «Успение Пресвятой Девы Марии» и «Воскрешение Христа». Все произведения написаны специально для этого собора. Из оригинального интерьера 14 века в результате иконоборческих восстаний осталась только мраморная статуя Богоматери 14 века и несколько позднеготических фресок.
После собора из главных достопримечательностей осталось осмотреть только Главную площадь. Она находиться тут же через небольшой проулок. В честь Рождества вся площадь в палатках и общий вид от этого достаточно смазанный. Удается с трудом снять фигуру Брабо из одноименного фонтана. Хотелось написать, возвышающегося над чашей, но чаши как таковой не оказалось. Вместо чаши стекающая вода просачивается между камнями в замкнутый контур. Фонтан воздвигнут по мотивам легенды о Сильвиусе Брабо. Согласно нее храбрый Брабо, отомстил великану Дрюону Антигону, который раньше жил в замке на месте будущего города и требовал уплаты пошлины с проходящих мимо торговых судов. Тем же морякам, что отказывались платить большую пошлину, великан отрубал кисть руки и бросал в Шельду. Сильвиус изображен на вершине фонтана с кистью Антигона в правой руке, которую он ему отсек и собирается бросить в реку. По легенде, слово Антверпен произошло от «hand werpen» — бросить руку.
После фонтана переведем взгляд на здание Ратуши 1571 года. В центре фасада три герба. Слева – герб герцога Брабантского, в центре – испанского короля Филиппа II, и справа – герб маркграфа Антверпена с изображением орла. Уровнем выше в нише можно увидеть скульптуру Девы Марии, установленную в период контрреформации, изначально же здесь стояла статуя святой Варвары. Ниже в нишах скульптуры Справедливости и Мудрости. Внутрь ратуши можно попасть с экскурсией.
Остальные здания, окружающие площадь не менее колоритны. Здания гильдий с красивыми фигурами наверху. Именно по этим фигурам и можно определить где какой здание. В темноте ночного города сделать это было затруднительно. Оставалось просто любоваться красотой. Тем кому посчастливиться сделать это днем будут в восторге от зданий, особенно от дома с названием Зеркало. Опознающим знаком дома будет статуя Себастьяна, пронзенного стрелами наверху здания.
Конец нашей экскурсии был на площади Гроенплац. В средние века на этом месте находилось кладбище, принадлежащее собору Антверпенской Богоматери. В центре площади стоит памятник Рубенсу, выполненный скульптором Джифсом.
Экскурсия получилась неполной и многое осталось за кадром. Будет повод вернуться.