18 октября в США праздновали большой праздник День Аляски, то есть, тот самый день, когда в городе Ситка (бывший Ново-Архангельск) сняли русский флаг и водрузили американский. По случаю праздника в новостях показали следующий сюжет: простой местный житель города Ситка (в окружении пары растерявшихся полицейских) выносит за шкирку медвежонка, потерявшегося в овощном отделе супермаркета.
К сожалению, в этом сюжете столько же весёлого, сколько грустного. Всего на территории США проживает более 300 тысяч чёрных медведей барибалов. Точно так же, как на Аляске, в штате Вашингтон местным жителям нередко приходится встречаться с мишками на городских помойках. Чернохвостые олени, белки, кролики и еноты – постоянные гости на многих городских улицах. Лисиц нетрудно заметить за попрошайничеством на парковках. Бобры населяют практически все мелкие водоёмы. К сожалению, судить по огромным количествам этих животных о здоровье экосистемы примерно так же разумно, как рассуждать о сохранении птиц на основе данных о городских голубях.
То, что мы видим – это неустойчивая экосистема, из которой убрали практически всех крупных хищников. В этой среде крупные травоядные и мелкие хищники лишены всех своих естественных врагов. Особенно сильно проблема ощущается в восточных штатах. Если вы когда-либо бывали в штатах вроде Айова, то вы не могли не заметить, что количество белохвостых оленей только на дорогах штатах превышает количество BMW. Причина этого в том, что четвероногие хищники встречаются в штате Айова ещё реже, чем современные автомашины марки Москвич. Фактически, автомобиль стал единственным естественным врагом оленя, а, учитывая, какие люди покупают автомашины марки BMW, не удивлюсь, если каждый из BMW в штате убил хотя бы одного оленя. Крупная кошка пума (кугуар, или горный лев), оставшаяся единственным хищником, регулярно гонящим оленей на западном побережье, недавно была признана полностью вымершим видом в восточных штатах.
Всего сто лет назад на всей основной территории США и в южной Канаде был планомерно уничтожен волк. Считая неугодным для животноводства животным, волка травили даже в национальных парках. Всего двести лет назад 48 штатов были домом для 190 тысяч серых волков и 50 тысяч бурых медведей. Сейчас бурые медведи и волки остались только на Аляске и в крошечных карманах вроде национальных парков Йеллоустоун и Глейшер. Численность оставшихся бурых медведей – лишь около 1500.
В этом году в штате Вашингтон удалось получить первое достоверное подтверждение, что один бурый медведь завёлся и здесь. А три года назад, в 2008-ом, в штате Вашингтон была обнаружена первая волчья стая. Люди назвали её Lookout Pack, по имени горы, где этих волков впервые встретили туристы. Это событие было воспринято с большой радостью. Никто не знает, откуда взялись волки, которых не было в штате уже 100 лет. Никто их не заводил, они завелись сами. Вероятно, иммигрировали нелегально из Канады. Общественность восприняла серых волков как подарок небес.
Сейчас, в 2011-ом, история Lookout Pack практически подошла к концу. Достоверно известно, что в живых остался только одинокий старый самец. У штата Вашингтон есть биолог, которого наняли специально, чтобы следить за волками. Радио-ошейник, который этот биолог надел на самку стаи, замолчал в мае 2010-го. В доме одного из фермеров были найдены шкуры молодых волков. Сейчас этот фермер, имя которого не раскрывается, находится под следствием по обвинению в убийстве стаи.
Отсутствие волка ощущается по всему штату. Один из самых удивительных пострадавших – олимпский сурок. Этот сурок – единственное млекопитающее-эндемик штата. Наверное, ни один зверь на земле не имеет настолько хорошей защиты, как он. Олимпийский сурок занесён в красную книгу. Сто процентов всей его исторической территории обитания свободно от человеческой деятельности и защищено в рамках заповедника, национального парка и национального леса. Наконец, он официально выбран животным символом штата, хотя от этого и нет никакой пользы. Один из естественных врагов сурка – волк – был полностью уничтожен. Но. Количество сурков стремительно сокращается. Почему?
Волк – крупный хищник, сурок для него не обед, а скорее завтрак. До завтрака дело доходит далеко не всегда. Обед волка – олень, занимает волчье внимание значительно больше. С исчезновением волка его бывшую территорию заняли хищники поменьше – койоты. Олень для койотов – непозволительная роскошь. Сурок – завтрак, обед и ужин.
В отсутствие волка, благородные олени на Олимпийском полуострове уже расплодились в самое большое на земле стадо. И хотя я за них рад, но такое количество оленей в одном лесу уже привело к значительному сокращению подлеска. Особенно это заметно около рек: их берега размываются, что делает в конце концов водоемы непригодными для лосося. А лосось – это уже один из краеугольных видов, необходимый для всего выживания леса. Он единственный, кто возвращает постоянно вымываемые питательные вещества из почвы влажного леса обратно в лес.
Многие человеческие охотники выступают против возвращения волка, но человеческие охотники неэффективны в контроле популяции травоядных, и делают это неправильно. В то время как волк убивает только старых, больных и молодых зверей, охотники концентрируются только на самых крупных и здоровых самцах. Стадо благородных оленей вокруг вулкана St Helens уже превышает нормальную численность для этой экосистемы, притом, что охота там полностью разрешена.
И, в отличие от людей, серый волк ест самую разнообразную пищу. В его диету в штате Вашингтон входят не только благородные и чернохвостые олени, лоси и ушастые олени, но и очень старые чёрные медведи, морские львы, и даже мозг лосося (в отличие от медведя, волк не ест других частей лосося, опасаясь паразитов). Возвращение волка – необходимое условие и для того, чтобы следующим в штат смог вернуться бурый медведь. Будучи плохими охотниками сами, медведи гризли совсем не брезгуют отбирать добычу у волков.
Сейчас в штате Вашингтон только пять волчьих стай, то есть всего около 20 особей. Особенно радостно, что в этом году одна из новых стай, Tenaway Pack, была открыта прямо рядом с нами, в апреле 2011-го в нижнем лесу у озера Ingalls. Три других стаи проживают в восточной части штата – Salmo, Diamond и самая новая Smackout Pack была найдена осенью этого года на заброшенной лесной дороге у северной границы штатов Вашингтон и Айдахо.
Волки – хищники, которым необходимо быстро передвигаться, и блокировка дорог создаёт для них практически идеальные условия проживания. 2-го ноября в столице штата, Олимпии, будут проходить публичные слушанья по поводу волков, а через месяц назначено голосование. Сторонники волков требуют закрытия менее используемых дорог и строительства дополнительных мостов через крупные шоссе I-90 и I-5 в лесных коридорах, чтобы обеспечить диким зверям возможность безопасно переходить. Добровольцы собирают деньги в фонд компенсации фермерам за убитых волками коров: необходимое условие, чтобы заручиться поддержкой фермеров в вопросе возвращения волка.
Но не все люди волку товарищи. Охота на волков и бурых медведей до сих пор разрешена на Аляске. В штате Вашингтон противники уже подали в суд на правительство штата, требуя убрать волка из местной красной книги. Дело в том, что в этом году, под предлогом сокращения государственных расходов, президент Обама подписал указ, по которому серый волк был исключен из федеральной красной книги. И это тот же человек, который выделил деньги на спасение финансовой индустрии! Банкирам! Ведь эти два вида опасных хищников практически невозможно отличить друг от друга.
Мне остаётся только надеяться, что правда все-таки победит и штат Вашингтон станет третьим, после Монтаны и Айдахо, полноценным домом для крупных хищников.
"Не гони. Наши белки не могут отличить каждую дубину от дуба".
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.