В первые выходные сентября каждого года, под Владивостоком, проходит фестиваль авторской песни «Приморские струны». Он проходит уже более тридцати лет, с конца 1970-х годов, и является самым известным в этом регионе. Говорят, что в 1990-х годах на него приезжало десять тысяч человек или больше. Но в недавние годы фестиваль деградировал и уменьшился. Проходил он раньше в бухте Шамора (недалеко от Владивостока), а потом стал подвижен. В один год он даже переехал на остров Попова, что помогло его уменьшению. Потом из-за каких-то раздоров в среде организаторов фестиваль «Приморские струны» умер, но появились «Новые приморские струны» (потому, что старое название было зарегистрировано за каким-то спорящим человеком). Теперь же опять вернулись к старому названию, но вывески «Приморские струны» и «Новые приморские струны» встречались попеременно.
Удобство добирания – главное преимущество фестиваля: всего за 17 рублей на городском автобусе можно доехать из центра до места, до бухты «Три поросёнка», где фест проходил в этом году. Все приморские фестивали тут проходят у моря. Это уже четвёртый посещённый нами приморский фестиваль (предыдущие были: в Кавалеровском районе, в Славянке, и Тин-Кан под Фокино). Сцена и колонки были не очень большие – не очень соответствующие статусу величайшего в регионе фестиваля, да и народу было всего не больше 300 слушателей, даже ближе к 200. Началось всё в пятницу концертом мэтров. Как всегда, выступил Андрей Земсков, с которым мы уже были знакомы, почти единственный приличный бард в Приморье.
Тут, почему-то, много плохих бардов, они как правило поют чужие песни, а реже – свои, но плохие. Так, например, на всех фестивалях звучит известная юморная песня про зубную пасту («Почистил зубы – закрой, блин, тюбик!») Есть же выступающие, которые поют песни ни о чём, повторяя много слов об одном и том же.
Я конечно, понимаю, что жюри на общем низком уровне вынуждено хоть кого-то отбирать, потому что мэтров не очень много, всего человека четыре, не будешь же ими все дыры в концерте затыкать. Но и польза от такого низкого уровня выступающих есть, и вот какая: мы с тульским поэтом Игорем Тютюкиным опять пролезли в состав выступающих со своими стихами. Игорь с целебными стихами, а я с обычными. Даже выступили со сцены.
Я подсчитал, что всего посетил около 120 фестивалей.
Игорь Тютюкин ещё в пятницу разложил вечером свои книжки и большие купюры на продажу. А я дождался субботы и тоже разложил печатную продукцию. Кроме нас, был ещё один всегдашний продавец – бард Андрей Земсков с дисками, ну и палатка с едой. Мероприятие охраняли четверо милиционеров.
Фестиваль «ПС», как самый старый и знаменитый, притянул сюда всяких разных интересных людей. Один человек, с длинными волосами и бородой, оказался гуру. «кто я? Обычный духовный учитель», — сообщил он. И подарил свою книжку «Смирение». Хорошую книжку. А другой, мужичок 68-ти лет, оказался целителем, специалистом по оздоровлению. Он сказал, что и зрение себе восстановил, и самоходные свойства, и бегает теперь марафоны (42 км за 4 часа). Я спросил, выращивает ли он себе новые зубы взамен выпавших, но такого свойства он пока не приобрёл. А третий бородатый человек, с надписью на спине «Россия – родина моя!», оказался активистом по трезвости, против спаивания русского народа. Так что концентрация всяких мудрецов была весьма велика.
Вечером в субботу организаторы провели бесплатную лотерею, для всех, записавшихся в качестве гостей фестиваля. Призов было множество, около 50, но все они были фуфлыжные. Примерно 20 призов оказались афишами этого фестиваля формата А3, другие 20 – брелками с надписью «Комитет по молодёжной политике г.Владивостока», и ещё несколько футболок с надписью «Приморские струны» и дисков. Эта лотерея заняла долгое время, и все уже устали смеяться, когда очередные победители лотереи получали очередную афишу или брелок. Знали бы мы с Игорем, что такой недобор призов – предложили бы своих книг в дополнение к призам.
В воскресенье под утро полил дождь, и очень сильный. Собирались как могли, мокрые, пошли на автобусную остановку. Тютюкин остался наподольше, пока не просохло, и получил за меня и за себя особый диплом участников фестиваля и большие две циновки, на себя и на меня. Это как призы. Он же и вернулся домой на автобусе организаторов, и сказал, что нас обоих ждут на заключительном гала-концерте, который пройдёт в понедельник в Музее Арсеньева.
Там мне пришлось опять выступать со сцены, а Игорь Тютюкин на концерт не пошёл.
В целом: фестиваль, после своей тридцатилетней истории, сильно усох и стал менее интересным, чем уже описанные мной "Тин-Кан" под Фокино и "Золотой Сетуан" под Ванино. Единственное, что удобно в "Приморских струнах" -- это добирание на автобусе из Владивостока, которое занимает порядка часа. В хорошую погоду можно купаться в море, потому что фестиваль всегда проходит на побережье, как и почти все фестивали в Приморском крае.