9 мая 2014 года
Все сокровища буддийского храма по закону жанра собраны в его центральной части.Территория храма замкнута со всех сторон стенами, в которых имеются ворота-гопуры, расположенные по четырем сторонам света. В Та-Прохме таких стен пять. Внешняя пятая стена играла исключительно оборонительную роль. Наша прогулка от нее до четвертой стены здесь Сказки Камбоджи. Та-Прохм. А мы пришли с востока. Часть 1
В любом буддийском храме живут (или жили) монахи. Поэтому "храм" и "монастырь" здесь одно и то же. Об этом говорит и первоначальное название Та-Прохма "Раджавихара" — королевский монастырь.
Древние служители учета и контроля скрупулезно подсчитали и записали на эпиграфической стеле Та Прохма аж в 1186 году, что при храме проживало 12640 человек, из них 12 верховных священнослужителей, 2740 служителей рангом поменьше, 2232 служки и 615 танцовщиц, к храму было приписано 3140 деревень и 79365 крестьян и рабов, по приказу короля Джаявармана VII было построено 39 башен, 566 каменных и 286 кирпичных жилищ. Довольно густонаселенный райончик... был. Спасибо интернету за такую вот статистику.
Монахи, их ученики, а также миряне, на время поселившиеся в храме, как правило, жили в помещениях, обустроенных в галереях. Во время религиозных обрядов монахи устраивали шествие вокруг храма. В Та-Прохме, по нашему мнению, вокруг храма реально пройти только по пути между четвертой и третьей стенами. Поэтому было решено начать наше символическое восхождение на "священную гору Меру" Та-Прохма этим путем.
Правда, из интернетовских источников "про буддизм" уже после поездки узнали, что "правильно" надо было идти по часовой стрелке. Но и наш "неправильный" путь в противоположном направлении доставил пребольшое удовольствие. На этой тропе нет безумных толп собратьев-туристов. Здесь царит спокойствие среди руин галерей и захвативших храм деревьев. Романтики, вам сюда! Если, конечно, позволяет время, и вы не планируете посетить штук пять храмов за день.
8. Когда-нибудь реставраторы придут и сюда. Все восстановят и здесь будет царство порядка и симметрии. А пока спешите видеть сегодняшнюю романтику древнего кхмерского храма.
Часть 2. Предвкушение.
"Пошаговая" схема нашего маршрута. Фото с соответствующими номерами пояснят, что,где и в каком порядке мы видели. В маленьких окошках — "визитная карточка" Та-Прохма на этом этапе.
Восточная гопура четвертого ограждения считается хорошо сохранившейся. Она выполнена в манере, близкой к стилю Ангкор-Вата. Гопура имеет центральный и два дополнительных фронтальных входа (самый распространенный тип тройной гопуры). Центральный вход закрыт. На территорию между четвертой и третьей стенами ограждения входим через северный боковой вход. Нас встречают сказочные барельефы.
4. Знаменитый буддийский мотив. Богиня Земли, прекрасная Бхумидеви, выжимает волосы, чтобы вода, стекающая с них, смыла демона, искушающего Будду.
Кстати, уже дома, изучая купленный в Та-Прохме путеводитель, обнаружили там фото вот этого барельефа. Но в гораздо лучшем состоянии (год издания путеводителя 1999). Больше всего с тех не очень далеких времен пострадала правая верхняя часть. Шедевру нужна срочная помощь.
4. Сюжет тот же, что и на предыдущем фото. Но 10 отличий найти, конечно, можно. И "потертость" временем чуть поменьше.
И все-таки на барельефах чего-то не хватает. Ну, конечно, а где же спасаемый красавицей Будда? Как оказалось и на барельефах и на 39 башнях буддийского Та-Прохма катастрофическая нехватка когда-то давным-давно установленных изображений Будды. Это потому что многие из них были уничтожены приверженцами индуизма сразу после смерти Джаявармана VII.
А, как только мы вошли на территорию за четвертой стеной, и вот она, “ягодка”. Тот самый гигант-тетрамелес над восточной гопурой четвертого ограждения с внутренней стороны. Аж дух захватывает от вида корней, спадающих водопадом с крыши северного крыла и создающих невероятное, фантастическое обрамление галереи.
5. По сведениям из интернета “во внутренней части самой восточной гопуры корни толщиной со ствол дуба раскалывают массивные камни надвое и ползут дальше, через стену ограждения храма”. Но центральный вход, увы, закрыт и увидеть то чудо наяву не довелось.
Храм строился из песчаника, камни достаточно пористые, хорошо впитывающие влагу. Поэтому семена растений прорастают на стенах и крышах зданий, впитывая воду из камней. Ну, а потом уж корни стремятся к земле, а крона ввысь. И получаются вот такие чудеса.
5. Прекрасная полубогиня-девата "купается" под сюрреалистическими "струями водопада". Или она — пленница сказочного великана. Или этот гигант ее верный страж. Эту сказку каждый читает по-своему.
Начиная с 2010 года в Та-Прохме идет усиленная реставрация храма. Уже убраны многие кустарники и деревья, появились дорожки, площадки, а некоторые здания восстанавливаются практически с нуля. Вот и нам по пути к третьей стене ограждения пришлось обходить громадную стройплощадку, бывшую ранее руинами “Зала танцоров”.
6. Колонны и фронтоны зала Танцоров (на фото справа). Когда-то богато украшенный он использовался для исполнения ритуальных танцев, о чем свидетельствуют многочисленные изображения грациозно танцующих апсар (небесных фей). И это все, что было доступно видеть. Остальное — в строительных лесах.
Работа шумно кипит часов до 11 утра, в самую полуденную жару реставраторы в Камбодже не работают. Когда мы возвращались, стройплощадка уже “спала”. Но надежда увидеть в обозримом будущем чуть было не потерянную красоту есть.
6. Фронтон Зала Танцоров. Прекрасные танцовщицы апсары. Какую незнакомку они развлекают? Мать короля с экзотическим именем Джаяраджакудамани, в честь которой великий Джаяварман VII построил этот великолепный храм? Или его любимую жену Индрадеви, легендарную женщину — поэта, ученого и философа ("женщинам, которые избрали своим наслаждением науку, она раздавала королевские милости, как чудесный нектар в виде познаний")
По проложенным для туристов деревянным мосткам и лесенкам доходим до третьей стены ограждения. Здесь сворачиваем направо, чтобы прогуляться по дорожке между третьей и четвертой стенами до западной гопуры третьего ограждения. Тогда мы думали, что идем до восточной, но пишу, как правильно. Судя по утоптанности, дорожка пользуется популярностью. “Священную тройку” галерей со спрятанными внутри ее сокровищами, оставляем “на десерт”. Ведь предвкушение чуда тоже чудо.
Четвертая стена ограничивает территорию размером 220 метров на 250 метров. Здесь еще не чувствуется “боязнь пустого пространства”, как за третьей стеной.
Высота стен увеличивается от перифирии к центру, к главному святилищу храма, символизирующему гору Меру. Странно, но кучи блоков рухнувших галерей около третьей, более высокой стены, не создают ощущения запущенности. Наоборот, без этого "художественного беспорядка" Та-Прохм кажется потеряет какую-то очень важную частичку.
10. Северо-восточная башня третьей стены ограждения. Ей не дают упасть уже современные конструкции, надежные, но начисто лишенные красоты гигантов-деревьев.
Стена третьего ограждения используется как элемент галереи. Она украшена великолепными орнаментами. Другая стена галереи заменена колоннадой.
11. Руины северной галереи третьей стены ограждения Ходить по руинам галерей настоятельно не советуют. Правда, здесь мы не заметили каких-либо запрещающих знаков. Наверное, можно было рискнуть ради обалденного фото. Но мы не рискнули. Да и показалось кощунственным наступать на исторические камни.
Галереи разрываются проходами-гопурами во внутреннюю часть храма. Но нам пока не туда. Ведь здесь, на дорожке, "все интересантнее и интересантнее".
14. Северо-западная башня третьей стены ограждения. Здесь явно видно разрушительный след дерева. Бедняжке башне тоже понадобились "новые технологии" для выживания.
Поддержка нужна не только зданиям храма, безжалостно, но так красиво, разрушаемым джунглями. Этот гигант тоже не долго простоял бы без помощи.
Без малого 500 метров пути (половина длины периметра четвертой стены) пройдена легко и непринужденно в гордом одиночестве. Все-таки, абсолютное большинство туристов предпочитает двигаться по оси храма. И вот уже перед нами западная гопура третьей стены.
16. Западная гопура четвертой стены. Справа на фото немного видно крестообразную западную террасу. И еще мгновение не видно китайских туристов. Красота и прямо звенящая тишина
Последние метры "одиночного плаванья". И мы на крестообразной западной террасе попадаем в окружение китайских туристов. Прощайте, тишина и уединение. Первая паническая мысль была сбежать на игнорируемую соседями тропу. Но только взглянув на портал в фантастический мир "священной тройки галерей", мы не смогли удержаться и практически в составе китайской делегации, вошли туда, где не протолкнуться от людей и зданий.
Продолжение следует.