• Туристы у храма Байон
  • В храме Байон
  • Ряженые в храме Байон
  • Жертвенник в храме Байон
  • Местные жители продолжают использовать храм Байон по прямому назначению — как место культа
  • Внутри храма Байон
  • Туристов катают на слонах у храма Байон
  • Слоновья терраса в Ангкоре
  • Слоновья терраса
  • Терраса Прокаженного короля
  • Туристы в ожидании заката — на храме Пхном Бакхенг
  • На вершине храма Пхном Бакхенг
  • Священная корова
...
2
Туристы в ожидании заката — на храме Пхном Бакхенг Ангкор (столица государства кхмеров), Камбоджа
  • Светлая тема
  • Серая тема
  • Бежевая тема
  • Зеленая тема
  • Темная тема

Туристы в ожидании заката — на храме Пхном Бакхенг

вики-код
помощь
Вики-код фотографии:
код для блогов и форумов
помощь
HTML (для сайтов и блогов):
BBCode (для форумов):
сообщить модератору
закрыть

Или скопируйте этот код в ваш блог:

    Ангкор (столица государства кхмеров)

    Ангкор (столица государства кхмеров)

    LAT
  • 13.41200N, 103.86475E
  • Я здесь был
    Было: 153
    Хочу посетить
    2540

    230 материалов по 21 объекту,  5 153 фотографии

    Вики-код направления: помощь
    Топ авторов помощь
    Hanya 214
    shanin 187
    Были в Ангкор Вате?

    Поделитесь впечатлениями!

     
    4
    shanin
    помощь
    в друзья
    в контакты
    С нами с 4 июн 2009

    Мир без виз — 365. Храмы — большие и много

     
    15 декабря 2011 года|| 13| 97174

    Эта заметка является частью дневника «Индокитай без виз. Путем древних.»

    В районе Ангкора в период расцвета империи кхмеров было создано свыше 800 храмов (по некоторым подсчетам их даже около 1000). Среди них и огромные сооружения, построенные по принципу храма-горы – ступенчатые пирамиды, окруженные со всех сторон галереями. Все культовые сооружения обязательно ориентировались строго по сторонам света. Главный фасад был обращен к западу.
    В дополнение к храмам строились широкие мощенные каменными плитами дороги, возводились стены, рвы и колоссальные по размеру, хотя и не очень глубокие, водохранилища (в сезон дождей в них аккумулировали воду, которую в сухой сезон использовали для полива и хозяйственных нужд).
    При строительстве храмов использовали латерит (красно-коричневый пористый камнем, легкий в обработке) и песчаник (сероватый, желтый, зеленоватый и красный). При этом все камни, независимо от местоположения (в цоколе или на самой вершине), украшались орнаментом или ажурной резьбой. Камни тщательно притирались друг к другу, чтобы между ними не оставалось щелей и не нужно было использовать скрепляющий раствор. Повсюду, до куда могли дотянуться художники, они вырезали скульпторы, барельефы, орнаменты и статуи. Поэтому снаружи храмы Ангкорвата украшены сложной вычурной резьбой по камню как огромные резные шкатулки. Но внутри украшений обычно очень мало — если они есть вообще. Вероятно, это сделано специально — чтобы не отвлекать внимание от установленных в храмах статуй. Вначале там стояли статуи многочисленных индуистских богов. Но позднее их стали менять на статуи Будды — буддизм постепенно вытеснял индуизм. При этом смена индуизма на буддизм происходила медленно и плавно. Поэтому среди барельефов и статуй можно наряду с буддистскими увидеть и чисто индуистские. И ангкорские храмы выглядят как храмы некой синкретической индуистско-буддистской религии.
    В процессе реставрации храмы пришлось разбирать, а затем собирать заново. Архитекторы пронумеровали каменные блоки, потом спилили росшие на руинах деревья, выкорчевали корни, а камни сложили назад — именно в том порядке, в каком они, как полагают, и должны находиться. Некоторые деревья с вросшими в камни стволами и корнями оставили — в качестве иллюстрации того, как все здешние храмы выглядели до реставрации. При этом современные реставраторы не смогли повторить подвиг древних строителей. Они использовали бетон и цемент — как для скрепления каменей, так и для «воссоздания» утраченных элементов. Практически все статуи и многие барельефы пришлось создавать заново.

    Храм Байон

    В Ангкор-вате можно бродить часами. Но нам пора ехать дальше. Выходим из центральных ворот и колонной на трех моторикшах (по двое-трое) переезжаем примерно на 2 км из Ангкор-Вата в Ангкор-Тхом. В 1181 г. Ангкор разграбили тямы (из Центрального Вьетнама), и тогда кхмерский король Джайяварман VII (1181-1210) приказал строить мощную, окруженную высокой стеной крепость Ангкор-Тхом. Стена высотой до 6 метров и толщиной до 8 метров, была окружена еще и заполненным водой рвом. Попасть внутрь города, занимающего площадь около 900 гектаров, можно было только по насыпям, ведущим к величественным воротам. Они примерно одинаковые по виду, высотой больше 20 метров, и украшены каменными головами (то ли индийский бог Брахма, то ли король Джайяварман VII?).
    В XII–XIII вв. в Ангкоре был пик строительной активности — совпавший с пиком могущества империи кхмеров. Именно в это время в Ангкор- Тхоме создали уникальный храм Байон с гигантскими башнями-ликами, обращенными к четырем сторонам света (храм основали в период правления все того же неутомимого Джайявармана VII — возможно, именно его лицо и изобразили на стенах и башнях?). Издалека храм похож на полуразвалившуюся египетскую пирамиду или просто груду больших камней. Но когда подходишь ближе, то видно, что это трехуровневое здание. И на каждом уровне — толпы туристов. В Ангкор-вате они разбредаются по огромной территории и так в глаза не бросаются (по крайней мере сейчас, в сезон дождей), а здесь все оказываются спрессованы на ограниченной территории. Со всех сторон слышны гиды, рассказывающие о храме на английском, немецком, японском, китайском, итальянском языках. Русскоязычных гидов мы почему-то не встретили. Скорее всего, потому, что русские туристы пока побаиваются ехать в Индокитай в сезон дождей.
    Внешние стены храма Байон любовно украшены каменными барельефами с изображениями тысяч прекрасно отреставрированных фигур. Среди них есть и многочисленные мифические персонажи из индуизма, но встречаются и сценки из обыденной жизни Древней Камбоджи, в том числе петушиные бои и соревнования по тайскому боксу.
    Точно так же, как и в Ангкор-вате, этот храм — модель индуистской вселенной с горой Меру в самом центре. Здесь эту гору представляет центральная башня, высотой почти 50 метров. Ее окружают 52 квадратные башни - разной высоты и размера. И — что удивительно — все они украшены изображение одного и того же лица. Кто именно изображен, доподлинно никому не известно. Но самое разумное предположение, что это лицо главного спонсора стройки - короля Джайявармана VII (хотя голову на отсечение за это никто не даст — может и не он?). Как бы там ни было, но эти гигантские каменные лики — эмблема Байона. Именно они отличают этот храм от всех остальных многочисленных храмов Ангкора. Статуэтки и фотографии с этими ликами ними можно купить прямо здесь же - у многочисленных торговцев сувенирами и торговцев-разносчиков (как правило, дети).

    Храмы, храмы, храмы...

    В Ангоре еще много храмов, но в стандартный маршрут вошли только самые большие, лучше всего отреставрированные или распиаренные.
    По мнению археологов самый древний храм на территории Ангкора - это храм на горе Пном-Бакхенг. И не удивительно. Это же самое лучшее место. Поэтому его и заняли самым первым. Остальным пришлось строить уже на равнине. Места там больше, поэтому и храмы можно строить практически любого размера.
    Гору Пном Бакхенг иногда также называют горой Голубева — в честь французского археолога русского происхождения Виктора Голубева (1878 — 1945). Он был потомком питерских интеллигентов, и вместе с семьей эмигрировал во Францию в 1917 г. В период между мировыми войнами XX века он занимался археологическими исследованиями в составе французской археологической экспедиции в Ангкоре. Именно Виктор Голубев первым стал утверждать, что храм на вершине горы Пном-Бакхенг — самое древнее сооружение Ангкора.
    В IX веке буддизм только-только проник в империю кхмеров и еще не потеснил индуизм. Поэтому и самый древний храм строился как чисто индуистский.
    С вершины храма открывается удивительный вид на Ангкор. И сам Ангкор-ват отсюда прекрасно виден. Поэтому именно сюда и стекаются все туристы перед закатом. Это единственное место с которого не нужно спешить. Дневная программа закончена, можно расслабиться, помедитировать или просто посидеть на теплых камнях, дать отдохнуть натруженным ногам. Завтра опять в путь — едем в Лаос.
    Бюджет

    Виза. 20 долларов США плюс поборы — от 100 до 400 бат.
    Валюта. Риель. 4000 риелей = 1 доллар США (можно расплачиваться и долларами).
    Транспорт. Автобус с Кхаосан Роад (в Бангкоке) в Сиемреап — 350 бат. Тук-тук на целый день в Ангкоре — 11 долларов/чел. Автобус из Сиемреапа — в Дондет — 28 долларов.
    Ночлег. Команата в гестхаусе Сиемреапе = 3 дол/чел.
    Еда. Стандартный завтрак в гестхаусе — 4 доллара. 1.5 литра воды — 2500 риелей. Лапша — 3 доллара. Суп «Амок» — 6 долларов. Рис с овощами и курицей— 4.5 доллара. Пиво Ангкор 0.3 — 2 доллара.
    Достопримечательности. Вход в Ангкор-ват — 20 долларов. Кормление рыбок своими собственными ногами (рыбный пилинг) — 1 доллар за 15 мин (или 3 доллара — неограниченное время).

    вики-код
    помощь
    Вики-код:
    Выбор фотографии
    Все фотографии одной лентой
    90 фото
    dots

    Дешёвый ✈️ по направлению Ангкор (столица государства кхмеров)
    сообщить модератору
      Наверх