В районе Ангкора в период расцвета империи кхмеров было создано свыше 800 храмов (по некоторым подсчетам их даже около 1000). Среди них и огромные сооружения, построенные по принципу храма-горы – ступенчатые пирамиды, окруженные со всех сторон галереями. Все культовые сооружения обязательно ориентировались строго по сторонам света. Главный фасад был обращен к западу.
В дополнение к храмам строились широкие мощенные каменными плитами дороги, возводились стены, рвы и колоссальные по размеру, хотя и не очень глубокие, водохранилища (в сезон дождей в них аккумулировали воду, которую в сухой сезон использовали для полива и хозяйственных нужд).
При строительстве храмов использовали латерит (красно-коричневый пористый камнем, легкий в обработке) и песчаник (сероватый, желтый, зеленоватый и красный). При этом все камни, независимо от местоположения (в цоколе или на самой вершине), украшались орнаментом или ажурной резьбой. Камни тщательно притирались друг к другу, чтобы между ними не оставалось щелей и не нужно было использовать скрепляющий раствор. Повсюду, до куда могли дотянуться художники, они вырезали скульпторы, барельефы, орнаменты и статуи. Поэтому снаружи храмы Ангкорвата украшены сложной вычурной резьбой по камню как огромные резные шкатулки. Но внутри украшений обычно очень мало — если они есть вообще. Вероятно, это сделано специально — чтобы не отвлекать внимание от установленных в храмах статуй. Вначале там стояли статуи многочисленных индуистских богов. Но позднее их стали менять на статуи Будды — буддизм постепенно вытеснял индуизм. При этом смена индуизма на буддизм происходила медленно и плавно. Поэтому среди барельефов и статуй можно наряду с буддистскими увидеть и чисто индуистские. И ангкорские храмы выглядят как храмы некой синкретической индуистско-буддистской религии.
В процессе реставрации храмы пришлось разбирать, а затем собирать заново. Архитекторы пронумеровали каменные блоки, потом спилили росшие на руинах деревья, выкорчевали корни, а камни сложили назад — именно в том порядке, в каком они, как полагают, и должны находиться. Некоторые деревья с вросшими в камни стволами и корнями оставили — в качестве иллюстрации того, как все здешние храмы выглядели до реставрации. При этом современные реставраторы не смогли повторить подвиг древних строителей. Они использовали бетон и цемент — как для скрепления каменей, так и для «воссоздания» утраченных элементов. Практически все статуи и многие барельефы пришлось создавать заново.
Храм Байон
В Ангкор-вате можно бродить часами. Но нам пора ехать дальше. Выходим из центральных ворот и колонной на трех моторикшах (по двое-трое) переезжаем примерно на 2 км из Ангкор-Вата в Ангкор-Тхом. В 1181 г. Ангкор разграбили тямы (из Центрального Вьетнама), и тогда кхмерский король Джайяварман VII (1181-1210) приказал строить мощную, окруженную высокой стеной крепость Ангкор-Тхом. Стена высотой до 6 метров и толщиной до 8 метров, была окружена еще и заполненным водой рвом. Попасть внутрь города, занимающего площадь около 900 гектаров, можно было только по насыпям, ведущим к величественным воротам. Они примерно одинаковые по виду, высотой больше 20 метров, и украшены каменными головами (то ли индийский бог Брахма, то ли король Джайяварман VII?).
В XII–XIII вв. в Ангкоре был пик строительной активности — совпавший с пиком могущества империи кхмеров. Именно в это время в Ангкор- Тхоме создали уникальный храм Байон с гигантскими башнями-ликами, обращенными к четырем сторонам света (храм основали в период правления все того же неутомимого Джайявармана VII — возможно, именно его лицо и изобразили на стенах и башнях?). Издалека храм похож на полуразвалившуюся египетскую пирамиду или просто груду больших камней. Но когда подходишь ближе, то видно, что это трехуровневое здание. И на каждом уровне — толпы туристов. В Ангкор-вате они разбредаются по огромной территории и так в глаза не бросаются (по крайней мере сейчас, в сезон дождей), а здесь все оказываются спрессованы на ограниченной территории. Со всех сторон слышны гиды, рассказывающие о храме на английском, немецком, японском, китайском, итальянском языках. Русскоязычных гидов мы почему-то не встретили. Скорее всего, потому, что русские туристы пока побаиваются ехать в Индокитай в сезон дождей.
Внешние стены храма Байон любовно украшены каменными барельефами с изображениями тысяч прекрасно отреставрированных фигур. Среди них есть и многочисленные мифические персонажи из индуизма, но встречаются и сценки из обыденной жизни Древней Камбоджи, в том числе петушиные бои и соревнования по тайскому боксу.
Точно так же, как и в Ангкор-вате, этот храм — модель индуистской вселенной с горой Меру в самом центре. Здесь эту гору представляет центральная башня, высотой почти 50 метров. Ее окружают 52 квадратные башни - разной высоты и размера. И — что удивительно — все они украшены изображение одного и того же лица. Кто именно изображен, доподлинно никому не известно. Но самое разумное предположение, что это лицо главного спонсора стройки - короля Джайявармана VII (хотя голову на отсечение за это никто не даст — может и не он?). Как бы там ни было, но эти гигантские каменные лики — эмблема Байона. Именно они отличают этот храм от всех остальных многочисленных храмов Ангкора. Статуэтки и фотографии с этими ликами ними можно купить прямо здесь же - у многочисленных торговцев сувенирами и торговцев-разносчиков (как правило, дети).
Храмы, храмы, храмы...
В Ангоре еще много храмов, но в стандартный маршрут вошли только самые большие, лучше всего отреставрированные или распиаренные.
По мнению археологов самый древний храм на территории Ангкора - это храм на горе Пном-Бакхенг. И не удивительно. Это же самое лучшее место. Поэтому его и заняли самым первым. Остальным пришлось строить уже на равнине. Места там больше, поэтому и храмы можно строить практически любого размера.
Гору Пном Бакхенг иногда также называют горой Голубева — в честь французского археолога русского происхождения Виктора Голубева (1878 — 1945). Он был потомком питерских интеллигентов, и вместе с семьей эмигрировал во Францию в 1917 г. В период между мировыми войнами XX века он занимался археологическими исследованиями в составе французской археологической экспедиции в Ангкоре. Именно Виктор Голубев первым стал утверждать, что храм на вершине горы Пном-Бакхенг — самое древнее сооружение Ангкора.
В IX веке буддизм только-только проник в империю кхмеров и еще не потеснил индуизм. Поэтому и самый древний храм строился как чисто индуистский.
С вершины храма открывается удивительный вид на Ангкор. И сам Ангкор-ват отсюда прекрасно виден. Поэтому именно сюда и стекаются все туристы перед закатом. Это единственное место с которого не нужно спешить. Дневная программа закончена, можно расслабиться, помедитировать или просто посидеть на теплых камнях, дать отдохнуть натруженным ногам. Завтра опять в путь — едем в Лаос.
Бюджет
Виза. 20 долларов США плюс поборы — от 100 до 400 бат.
Валюта. Риель. 4000 риелей = 1 доллар США (можно расплачиваться и долларами).
Транспорт. Автобус с Кхаосан Роад (в Бангкоке) в Сиемреап — 350 бат. Тук-тук на целый день в Ангкоре — 11 долларов/чел. Автобус из Сиемреапа — в Дондет — 28 долларов.
Ночлег. Команата в гестхаусе Сиемреапе = 3 дол/чел.
Еда. Стандартный завтрак в гестхаусе — 4 доллара. 1.5 литра воды — 2500 риелей. Лапша — 3 доллара. Суп «Амок» — 6 долларов. Рис с овощами и курицей— 4.5 доллара. Пиво Ангкор 0.3 — 2 доллара.
Достопримечательности. Вход в Ангкор-ват — 20 долларов. Кормление рыбок своими собственными ногами (рыбный пилинг) — 1 доллар за 15 мин (или 3 доллара — неограниченное время).