230 материалов по 21 объекту, 5 153 фотографии
- GPS
- Камбоджа, Between Angkor Thom and the Eastern baray
Храм Та Кео – «Гора Золотых Пиков». Часть 62
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
Это классический образец индуистского храма-горы, и представляет собой 5-ступенчатую пирамиду, которую венчают 5 массивных башен. Пять башен, размещенных в шахматном порядке, не были случайны в кхмерской архитектуре, это символическая идентификация 5 пиков священной горы Меру. Храм остался недостроенным, в момент начала облицовки работы были остановлены.
Построен храм был Джаяварманом V (правившего от 968 до 1001 гг.), и его высота в 22 метра позволила Та Кео войти в число самых высоких памятников Ангкора. Его основание составляет 122 на 106 метров, в то время как внешний ров растянулся на 255 на 195 метров (сегодня он исчез).
Этот массивное сооружение, полностью построенное из твердого песчаника, содержащего полевой шпат, возводилось для посвящения Шиве, но, как я уже упоминала, в 11 веке работы были завершены по непонятной причине. Чтобы было понятно, Шива — один из трех первичных богов индуистской троицы, известный как «разрушитель», а как «защитник».
Хотя из имеющихся надписей ученым удалось выяснить, что на каком-то этапе строительства в храм ударила молния, что было принято за плохой знак, сулящий неудачу. Однако более правдивой кажется версия, что к храму был потерян интерес после смерти короля Джаявармана V, являвшегося заказчиком строительства.
Когда-то во время своего правления король поселился на восточной стороне Восточного Барая и перенес столицу на Западный берег, назвав ее Джаендранагари («город Индры-завоевателя»).
Храм Та Кео. Восточный вход. Первоначально отсюда шла 500-метровая дорога к причалу. Фото из интернета
Он, должно быть, путешествовал туда и обратно на лодке, поэтому примерно в 975 году начались работы над храмом Та Кео в центре новой столицы. Та Кео на самом деле назывался «Хемасрингагири» или «Гора Золотых Пиков», что означает гору Меру, священный пик индийских знаний. Современное кхмерское название Та Кео означает «Башня из кристалла», а то и другое название намекает на то, что по окончании строительства верхушки прасатов планировалось позолотить.
После смерти Джаявармана V в 1001 году произошла насильственная узурпация власти королем Сурьяварманом I. Как я упоминала, работы над храмом прекратились, хотя ремесленники только приступили к резьбе декоративных работ у основания храма. По неизвестным причинам царь пожертвовал храм своему министру Йогисваре Пандите, который служил при бывшем царе. Йогисвара Пандита поклонялся только святыням в основании храма, так как поклоняться на более высоком уровне, чем мог это делать царь, было не принято.
Как водится, вокруг архитектурной горы Меру был обустроен ров, а на востоке храма была проложена мощеная дорожка для шествий между двумя рядами колонн (длиной около 500 метров), украшенная львами-стражниками по обеим сторонам, которая ведет к пристани Большого Восточного Барая. Сегодня эту дорожку почти невозможно идентифицировать.
Первый ярус пирамиды окружен стеной из песчаника с входными воротами- гопурами, прорезанными со всех четырех сторон.
По обеим сторонам Восточной гопуры находятся комнаты длиной более 20 метров, которые, вероятно, использовались для укрытия путешественников.
Второй ярус пирамиды, приподнятый на высоту 5,6 метров, окружен галереями длиной 80 метров и шириной 75 метров с ложным ступенчатым кирпичным сводом, забранными колонками глухими окнами с внешней стороны и открытыми окнами с колонками, с наружной стороны. В галереях нет дверей, а окна открываются внутрь храма. Как выяснилось, Та Кео был первым храмом, где присутствовали такие галереи. Этот план круговых галерей позднее был использован при строительстве и других храмов Ангкора.
Пару слов хочется сказать о ступенчатых арках и ступенчатых коридорах, которые мы встречали в кхмерских храмах. Они построены путем добавления слоев камней к стенам по обе стороны от проема, при этом каждый последующий слой выступает дальше по направлению к центру, чем тот, который поддерживает его снизу, пока обе стороны не встречаются в середине. Такие кхмерские арки структурно слабее настоящей арки, но, похоже, кхемрские архитекторы не знали этого. Именно поэтому арочные галереи в Ангкоре бывают узкими, создавая проблему для предотвращения разрушения этих изогнутых структур.
Гопуры встроены в стены с угловыми башнями, а в галерею, образованную более древними прямоугольными зданиями, нельзя войти, что свидетельствует о ее чисто символическом назначении.
Внутри ограды два прямоугольных строения располагаются вдоль восточной стены, это две «библиотеки», и они прикрывают подъездную дорогу. Чтобы для этих зданий хватило места, восточную сторону террасы сделали шире всех остальных. «Библиотеки» имеют примечательную структуру: внутри у них всего одна комната, но снаружи, благодаря двум опущенным полуцилиндрическим сводам, опирающимся на стены по периметру, образуется подобие нефа и двух приделов. В одном из зданий размещена статуя священного быка Нанди.
Три верхних яруса высотой 14 метров очень узкие, а к верхней платформе ведут очень крутые лестницы со всех четырех сторон.
На платформе, на вершине пирамиды, размещены пять прасатов (башен), самый большой в центре, четыре меньших по углам платформы. Прасаты имеют крестообразную планировку и открытый вестибюль. Святилища, в отличие от предыдущих, более ранних храмов, имеют четыре двери, и все они открытые.
«В центральной башне, стоящей на двойном крестообразном цоколе, четыре вестибюля отделяют целлу от портиков. Крыша из четырех постепенно уменьшающихся ярусов выглядит внушительной, почти циклопической даже в незаконченном виде».
Башни содержат святилища, в которых были найдены несколько лингамов и статуй. Лингам это фаллический символ бога Шивы, отражающий его творческое начало. Как у религиозного символа, функцией лингамов в первую очередь, является поклонение и ритуалы, и только во вторую, они служат украшением. Интересно, что в кхмерской империи, некоторые Lingas возводились как символы самого короля, и были размещены в королевских храмах, чтобы выразить единосущность и нераздельность царя с Шивой.
Ангкорские лингамы, как правило, изготовлены из полированного камня, и имеют различные типы. Наиболее распространенными являются те, которые устанавливаются на плоском квадратном основании, называемом йони, которая символизирует женское начало (символическую матку). Есть лингамы с выгравированным ликом Шивы, и уж совсем экзотично выглядят конструкции, в которых квадратное основание символизирует Брахму, восьмиугольная средняя часть – Вишну, а круглый наконечник – Шиву.
Южная лестница — самый популярный маршрут для туристов, но все остальные лестницы здесь очень крутые, с предупредительными знаками. Надо быть достаточно ловким и тренированным, чтобы взобраться на самую вершину, и поскольку лестницы были очень крутыми, то лично я не рискнула забираться наверх. Да и явно аскетичный по украшению храм диссонировал с уже виденными пышными постройками, чем ставил под сомнение необходимость напряжения ног и рук.
На сегодня это был последний храм, но поскольку времени у нас еще оставалось немного до вечера, то просим Джона завезти нас в ресторан Кулен, а потом на рынок для местных жителей -Рынок Psar Chas и краткая история геноцида страны. Часть 63 .
Продолжение следует...
- Адрес:
Between Angkor Thom and the Eastern baray
Дешёвый ✈️ по направлению Ангкор (столица государства кхмеров)
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился:
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Комментарий понравился: