- GPS
- Камбоджа, Near the village of Roluos, just South of National Highway 6, about 12 kilometers East of Siem Reap
Храм Пре-Ко, посвященный священному быку Нанди. Часть 66
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
Он был также построен при Джаявармане II, но в настоящее время от него остались полуразрушенные строения с 6-ю кирпичными башнями, украшенными барельефами и резьбой по камню. Центральная башня была обшита строительными лесами, и это наводило на размышления о реставрации.
Храм – небольшой, и много времени у нас не занял. Сегодня от него остались шесть небольших кирпичных башен в два ряда по три, стоящих на песчаниковом фундаменте вместе с горсткой отдаленных зданий в различных руинах; это была одна из первых библиотек, построенных в эпоху Ангкора.
Поскольку считается, что в этом храме самые красивые рельефные перемычки 9-го века, то расскажу немного об этом храме.
Итак, храм Пре-Ко, в переводе означающий «Священный бык», — это один из старейших памятников в Ангкоре. Индуистский храм, посвященный Шиве, назван так в честь быка Нанди, ездового животного Шивы.
Построенный в 879 году, Preah Ko является старейшим храмом группы храмов Ролуос, к которым также принадлежат Bakong, Prasat Lolei и Prasat Prei Monti. Король Индраварман I построил храм в честь своих предков в городе Hariharalaya, древней столице кхмеров, построенный за несколько веков до Ангкор Тома. Храм был очищен от джунглей в 1930-х годах.
Preah Ko окружен рвом, размером более 500 метров с каждой стороны, и тремя ограждениями. От третьей ограды не осталось ничего, кроме Восточной крестообразной гопуры, в которой находился главный вход в храм. Наружную стену второго корпуса пересекает гопура на Востоке и Западе. В юго-восточном углу 2-го корпуса стоит большое, хорошо сохранившееся здание библиотеки с перфорированными окнами. Практически ничего не осталось от нескольких галерейных зданий и длинных комнат у второй стены ограждения.
Первый корпус окружен кирпичной стеной, в центре восточной и западной стены находятся здания входных ворот-гопур. Перемычки над входными воротами украшены скульптурами индуистских богов, таких как Вишну.
«Шесть башен святилища в два ряда по три стоят на квадратной платформе. Перед платформой, обращенной к башням, находятся три статуи быка Нанди.
Три лестницы, каждая из которых охраняется парой Львов, дают доступ к платформе и святилищам. Башни были покрыты лепниной, в которой были сделаны очень подробные скульптуры, некоторые из которых сохранились до сих пор. Святилища имеют вход с восточной стороны, в то время как в других направлениях имеются только ложные двери».
Святилища переднего ряда (восточные башни) больше, чем святилища второго ряда. Индраварман I посвятил их трем своим предкам, королям, которые правили Ангкором до него, а также Тримурти (триаде Брахма-Шивы-Вишну). Святилища второго ряда отдают дань уважения женской линии Индраварпмана (женам царя и богов). Фланговые двери имеют фигуры вооруженных стражников dvarapala в нишах. На постаментах внутри святилища были закреплены изображения индуистского бога Шивы. Перемычки над восточным входом украшены резными изображениями Калы (монстра с большими зубами и только верхней челюстью). Перемычки над фальшивыми дверями содержат изображения Гаруды, наг и воинов.
В руинах храма была найдена очень ценная стела, надпись на которой, как выяснили аохеологи, содержала надгробную речь Индравармана I:
«Правая рука принца длинная, сильная и страшная в бою, когда его сверкающий меч падает на врагов, побеждая королей во всех направлениях. Непобедимый, он может быть умиротворен только двумя врагами—теми, кто отвернулся, и теми, кто, ценя жизнь, поставил себя под его защиту».
Наружные стены покрыты раствором из извести и песка, который служил штукатуркой и еще сохранился во многих местах. В песчаниковых нишах в углублениях стен прасата видны статуи молодых вооруженных дварапалов (вооруженных стражников) и изваяния деват (богинь), охраняющих прасаты предков-женщин.
Интересно, что центральный прасат в пером ряду — самый большой из них, и он вмещает «статую Джаявармана II в его посмертной форме Парамешвары. В северном прасате хранится лингам Рудрешвара, эмблема Рудравармана, деда Индравармана I по материнской линии, а в южном — лингам Притхивиндрешвара, эмблема отца Индравармана I. Их женам Нарендрадеви, Дхараниндрадеви и Притхвиндрадеви поклонялись в их обожествленном виде (частица "деви" означает "богиня").
Рельефы здесь и в самом деле были очень красивыми, поэтому не могу не привести текст из интернета:
«Двери в обрамлении декорированных колонн, высеченных из песчаника, а также ложные двери украшены изысканным цветочным орнаментом. Архитравы — удивительнейшие образцы кхмерского искусства; арку заменил фестон, заканчивающийся головами наг или повернутыми в разные стороны макарами (водными чудовищами в виде огромной рыбы или крокодила). Среди листвы можно разглядеть фигуры всадников, в центре фестона — маску грозной богини Кали или бога Вишну верхом на Гаруде. Над архитравом проходит фриз, преимущественно с изображением молящихся, соединяющий архитрав с расположенным выше фронтоном. На дверном косяке каждого храма имеются надписи на санскрите».
Следующий храм Лолей станет последним из увиденных нами в Ангкоре — Прасат Лолей – памяти предков посвящается… Часть 67
Продолжение следует...
- Адрес:
Near the village of Roluos, just South of National Highway 6, about 12 kilometers East of Siem Reap
Дешёвый ✈️ по направлению Ангкор (столица государства кхмеров)
- 21 янв 2019, 08:07удалитьИнтересно, получается тут цвет материала немного другой. От всех остальных храмов он немного отличается. Следовательно породу в принципиально другом месте брали?...)))
- 21 янв 2019, 12:14удалитьХрамы Ролуоса относятся к одним из самых ранних храмов, построенных кхмерами, и именно с них начинается старт классического кхмерского искусства. До строительства храмов в Ролуосе использовались лишь легкие (и недолговечные) строительные материалы даже для постройки религиозных сооружений.
Здесь начали строить из песчаника и покрывать штукатуркой.
Вообще, в этой местности множество храмов, обойти которые за три дня, да и не только, нереально, и наш Джон планомерно повозил нас, показывая все вехи и стадии развития кхмерской империи. - 21 янв 2019, 16:43удалитьтут французы лет пять назад реставрировали, но все осталось в том же виде
- 21 янв 2019, 18:55удалитьмои фото из 2007 года, а из интернета разных времен....
- 21 янв 2019, 17:46удалитьОчень сложный и изысканный рельеф на всех храмах кхмерской империи. Откуда брались такие мастера???
- 21 янв 2019, 19:05удалитьС 2007, когда я была в Камбодже, я многое уже повидала, но совершенно согласна с вами — величайшая была цивилизация, если даже судить только по резьбе.
Жаль, что безжалостное время и политика многое уничтожили! - 21 янв 2019, 23:26удалитьЛена, спасибо, что читаете и восхищаетесь. И это уже не моя заслуга — а тех, кто много веков назад творил такую красоту! Не правда ли?