230 материалов по 21 объекту, 5 153 фотографии
- GPS
- Камбоджа, Prasat Neak Pean
Аюрведическое сочетание стихий храма Ник Пин. Часть 58
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
Снова на входе проверяли билеты, видимо, уж очень боятся упустить каждый риэль или доллар. Постройка этого храма относится к поздним годам 12 века и выполнен он в стиле Байон.
Этот необычно маленький памятник является островным храмом. Правда, об этом я узнала только дома, прочитав купленный путеводитель.
То, что сам храм находился в центре огромной котловины, и вниз к нему вели ступеньки, навевало мысли о том, что здесь должна быть вода. Не знаю, в чем была причина, но ее не было.
Neak Pean в переводе означает «клубок змей», и представляет он собой небольшой храм, расположенный на острове в центре квадратного, теперь сухого, пруда. Кстати, слово ник – это кхмерский перевод санскритского слова наг.
Этот пруд размером 70 метров в сторону, был окружен четырьмя меньшими водоемами, которые, в свою очередь, были окружены восемью другими прудами.
Первоначально посвященный Будде, храм был позднее заново перепосвящен Локешваре, Бодхисаттве сострадания, в период распространения индуизма в стране. Позднее наш Джон развеял сомнения, сообщив, что большая часть территории храма затопляется только во время сезона дождей. И когда это происходит, то деревянная дорожка над водой ведет к центральному святилищу. Из информационного щита узнаем, что храм был расчищен от растительности джунглей в 1920-х и 1930-х годах, а реставрационные работы проводились методом анастилеза в конце 1930-х годов.
Крошечный храм Neak Pean был построен во время правления энергичного короля Джаявармана VII, правившего в конце 12-го века. Царь приказал построить огромный Барай (водохранилище) к востоку от храма Пре-Кхан, возможно, для обеспечения водой своих ста тысяч рабочих и слуг. Протяженностью полтора километра на 900 метров, искусственное озеро (известное как Jayatataka) хранило миллионы кубометров воды для орошения рисовых полей во время сухого сезона.
Крестообразное расположение прудов, остров посредине самого большого пруда, священная башня из песчаника посредине,– это чистый символизм, ассоциирующий это озеро со священным озером Анаватапта в Гималаях, в центре мира по буддийской космологии, считавшееся лечебным. Здесь есть еще четыре пруда с каждой стороны и соответствующее количество часовен, которые использовались паломниками для ритуального омовения для очищения от грехов.
При отсутствии понимания природы болезни древние кхмеры, возможно, полагали, что купание в последовательных бассейнах храма восстанавливало равновесие внутри тела и лечило болезнь или, по крайней мере, смывало грех.
В центре пруда находится круглый остров диаметром 14 метров, на котором возведено святилище. Оно выполнено из песчаника в виде бутона лотоса и расположено на круглом каменном основании в виде листа лотоса, который обвивают два змея-Нага, охраняющие восточный вход храма.
Образ нагов относится к древнейшему культу Змей, который связан с возникновением первых королевских династий Кампучии. На другом конце (на Западе) их хвосты переплетаются в клубок, от чего храм и получил свое название. Считается, что это два короля нагов Нанду и Упананду, их головы выступают из воды в сезон дождя, также как и хвосты.
Первоначально святилище имело двери в каждом из четырех сторон света. В какой-то момент три из них были замурованы, и был оставлен только восточный вход. Ложные двери были украшены большими резными изображениями Локешвары, который, как считается, обладает силой исцеления. На фронтоне над восточным входом изображен Будда, однако его изображения внутри уже нет.
На западной стороне святилища из воды (когда она есть) выступает статуя летящей лошади Балаха. Эта лошадь знакома как персонаж одной из сказок Джатаки, историй о прошлых жизнях Будды. Она олицетворяет одно из проявлений бодхисатвы Локешвары, которая помогла купцам ускользнуть с острова Сингхала, населенного злыми духами.
Купцы попали на остров, попав в сильный шторм и потерпев кораблекрушение. Их спасению способствовали демоны, принявшие облик привлекательных молодых женщин. Матросов тепло встретили, отвезли их в свои дома, где у них были дети и где они жили всей семьей. Все бы ничего, но однажды ночью капитан корабля обнаружил дом без дверей и без окон, из которого доносились громкие крики горя и плача. Запертые внутри дома торговцы, которые ранее застряли на острове, сказали капитану, что женщины на самом деле демоны и что они должны бежать с острова, пока у них еще есть шанс. Раз в месяц на острове появлялся летающий конь Балаха, чтобы спасать выброшенных на берег моряков. Купцы, спасаются от опасности, цепляясь за гривы и хвост лошади. Как в любой притче смысл этой истории в том, что не следует сосредотачиваться на мирских делах и искушениях, а нужно стремиться к вечному счастью и гармонии, следуя учениям Будды.
4 небольших гротов-часовен соединяют центральный пруд с четырьмя маленькими, внутри них находятся головы – фонтаны (или горгульи), из открытых ртов которых струится вода (при ее наличии), перетекая из большого пруда в малые.
Головы разные – мужская (короля), слоновья, лошадиная и бычья.
Каждая из часовен содержит основание, на котором стоял главный идол. Несколько изображений Локешвары можно найти внутри и снаружи часовен.
В соответствии с информацией, полученной на стеле храма Пре-Кхан, можно только представить, что здесь были изваяния 14 богов и не менее «тысячи лингамов и йони» (женское и мужское изображение Шивы).
«Четыре водоема поменьше расположены вокруг центрального, образуя крест, четыре сводчатых строения стоят у концов креста. Четыре соединённых бассейна символизируют четыре стихии: Воду, Землю, Огонь и Ветер. Здесь вода из большого водохранилища, изливающаяся из желобов разной формы, омывала паломников, являя свои исцеляющие свойства. Желоб в восточном строении заканчивается изображением человеческой головы — она ассоциировалась с землей как стихией. В северном здании помещен слон — эмблема воды; в южном связанный со стихией огня лев изливает воду на недужных; в западном конь символизирует воздух. Символом пятой космической стихии, эфира, был, вероятно, центральный прасат.
В водоеме вокруг центрального острова когда-то находились четыре статуи, из которых осталась лишь одна, реконструированная из обломков французскими археологами, расчищавшими это место. Эта странная фигура коня Балаха — проявления Локешвары, имеет тело лошади, которое поддерживают сплетенные человеческие ноги. Это связано с легендой о том, что когда-то Авалокитешвара спас группу потерпевших крушение в море последователей с острова вампиров, обратившись в летающего коня.
Очевидно, строительство велось в соответствии с традиционной индуистской медициной — аюрведой. Согласно аюрведе, сочетание стихий в человеческом организме играет огромную роль, их избыток или недостаток может вызвать болезни. Вот почему люди омывались водой одного из четырех водохранилищ, связанных именно с той стихией, состояние которой у них в организме вызывало опасение. По мнению некоторых исследователей, Ник Пин был подобием Анаватапты — мифического теплого озера в Гималаях, где купались божества и откуда вытекали четыре великие реки Индии».
На выходе из этого храма был небольшой рыночек, среди сувениров там туристам предлагали платки и палантины, изготовленные из разных материалов (хлопка, шелка и синтетики). Все изделия были очень красивы, и мы, поторговавшись, купили 5 штук. Цена за 1 штуку составила 2 доллара, и, конечно, мы пожалели дома о том, что мало купили.
Следующим посещением будет храм Та Сом — Та Сом – «Жемчужина благосклонного Белого слона». Часть 59
Продолжение следует...
- Адрес:
Prasat Neak Pean
Дешёвый ✈️ по направлению Ангкор (столица государства кхмеров)