230 материалов по 21 объекту, 5 153 фотографии
- GPS
- Камбоджа, Angkor Thom, Сием Рип, Камбоджа
Святые и всевидящие лики Байона. Часть 49
Этот совет является частью дневника «И МЕЛЬКАЮТ ГОРОДА И СТРАНЫ, ПАРАЛЛЕЛИ И МЕРИДИАНЫ…»
очень быстро мы достигаем самого живописного храма — Байона.
Байон символизирует Камбоджу, как центр вселенной. Каждая башня храма соответствует административному центру собственных или покоренных провинций, а гигантские лики утверждают власть монарха над всеми 4 странами света.
С 52-х башен храма смотрят 49 ликов богини сострадания Авалокитешвары. Утверждают, что древние художники придали божеству лицо царя Джаявармана YII, по воле которого возвели святыню. Этот правитель почитается в Камбодже как национальный герой, что неудивительно: при нем в кхмерскую империю входили современный Лаос, часть Вьетнама, Таиланда и даже Китая.
Уникальность памятника в том, что безграничная власть обожествленного монарха, олицетворена в оригинальном (единственном в мире) мотиве – гигантских скульптурных ликах на башнях. Лики изображали Авалокитешвару – объект культа в махаянском буддизме.
Психологическая трактовка лика изваянного царя передает состояние возвышенной отрешенности; таинственно-загадочная полуулыбка «всепрощения»” характеризует внешнее состояние образа.
Это имеет прямую связь с философскими доктринами классической буддийской идеологии, проповедующими состояние «благостного непротивления», «земной обожествленности», « таинственного состояния возвышения».
Архитектура храма Байон проникнута символизмом, каждая деталь наделена определенным смыслом, зодчество и изобразительное искусство здесь является воплощением идеологии.
Внутренние стены галерей храма в несколько рядов покрыты сюжетными рельефами. На стенах наружной галереи изображены картины реальной жизни народа.
Сюжеты рельефов (на них изображено 11 тысяч фигур) стены второй галереи взяты из дворцовой жизни.
И, наконец, рельефы центральной части храма, наиболее высоко расположенной, изображают мифические сюжеты буддийских легенд. Можно сказать, что создатели храма не оставили ни одного камня, которого бы не коснулся резец скульптора.
Стиль культовых сооружений конца 12-, начала 13 веков определяется как стиль Байона — центрального храма Ангкор Тома (Великой столицы).
Когда ошалевшие от первых впечатлений, мы вышли из машины, к нам подбежали местные книготорговцы, но мы даже не глянули на их товар и отмахнулись от них. А ведь они предлагали путеводители…
Кажется, что башни-головы расположены беспорядочно на разных уровнях и имеют разную высоту, поэтому складывается впечатление что, где бы вы ни находились, эти лица смотрят на вас. Кстати, высота лиц до 2,5 метров.
Договорившись, где нас будет ждать Джон, мы отправились изучать Байон. Солнце то ярко светило, освещая храм и создавая радостную атмосферу, то пряталось за облаками и сразу меняло окружающую картину.
Еще немного истории: комплекс строился в период с 9 по 13 век. Храмы принадлежали двум религиям: индуизму и буддизму. Все храмы, построенные до 12 века, посвящены богам индуистского пантеона. В 12 веке образ бога-царя сменился на образ царя – живого человека. Именно в это время меняется государственная религия, ей становится буддизм. Смена культа потребовала постройки нового храма, им и стал Байон, вне всякого сомнения, самый красивый храм Ангкора.
Эмоционально-художественное воздействие ангкорских храмов огромно. Они потрясают величавой торжественностью, горделивым спокойствием и удивительной четкостью композиции. Храмы поражают богатством скульптурного убранства, что подтверждало богатство жилищ богов.
Кхмеры создали свой тип культового сооружения – пирамидальный храм, завершенный 5 башнями, расположенными в шахматном порядке с доминирующей центральной башней посредине. Величавые триумфальные подходы к храмам, скульптурно оформленные мосты через обводные каналы, аллеи гигантов перед входами в храм – все это своеобразные приемы кхмерских зодчих.
Стены храма украшены барельефами общей длиной 1200 метров. Сюжеты рельефов изображали реальные события из дворцовой жизни, жизни простого народа (ловля рыбы, например), а также события буддийских легенд. Если знать историю страны, то можно легко угадать изображенные события.
Но основную красоту составляют лики башен, являющиеся не только эмблемой самого храма, но и всего Ангкора.
Мы фотографировали барельефы с женскими фигурами, являющимися небесными танцовщицами (апсарами). Позы и жесты этих танцовщиц были столь совершенно переданы, что казалось еще миг, и они пустятся в пляс на твоих глазах. Женские фигуры, вырезанные из камня, были столь искусно выполнены, что вызывали мысли о живых натурщицах, позировавших резчикам. Жаль, но лица у некоторых фигур были испорчены: отбиты или покарябаны. Почему, зачем?
При ярком солнечном свете фигуры, вытесанные на сером камне, выглядели особо рельефно. Невозможно было удержаться, чтобы не снимать одну фигуру за другой, и фотографии, действительно, вышли замечательно! Фотографировались мы и сами, сидя в проемах окон и дверей. Мимо нас проходила туристка, которая предложила снять нас всех вместе. Мы познакомились, она была из Южной Кореи. Сделав с ней несколько фотографий, мы обменялись электронными адресами и пожелали друг другу доброго пути.
Мы снимали лики на приближении, удивляясь выражению их лиц, неожиданно толстым носам и сочным, хорошо очерченным губам. Кажущиеся одинаковыми, они взирали на мир из-под полуприкрытых век, и их взгляд был сродни сфинксу: то ли смотрят на тебя, то ли вдаль светлую. Изгиб губ отражал то ухмылку, то смирение, то всепрощение.
За одним из поворотов мы обнаружили камбоджийцев в старинных национальных нарядах. Наверное, они позволяли за деньги фотографироваться рядом с собой, но нам этого было не надо. Единственное, что мы сделали — это общую фотографию и фотографию с близкого расстояния одной живой красавицы-апсары с фарфорно-кукольным личиком.
Открытый в джунглях затерянный средневековый город, Ангкор Том обладал великолепными храмами и дворцами, в т.ч. и самым большим в мире культовым сооружением, храмом Ангкор-Ват. Это единый комплекс богато украшенных храмов и дворцов, наиболее совершенный по сравнению с другими ансамблями ЮВА. Остатки Ангкора – более 100 древних храмов и 5 000 статуй – занимают площадь около 300 кв.км. Из огромного города-крепости Ангкор Том кхмерские короли управляли огромными территориями в дельте Меконга (современный Вьетнам) и большей частью территорий современного Лаоса и Таиланда. В годы своего наивысшего расцвета население Ангор Тома превышало 1 млн. человек, что впечатляет даже в наше время. Эпоха древнего Ангкора закончилась в 1431 году, когда город был завоеван и опустошен тайцами.
Ни одна другая страна не имеет ничего подобного Ангкору — памятника древнейшей кхмерской цивилизации, открытием которого мир обязан Его Величеству Случаю. Первое упоминание об Ангкоре в европейских источниках появилось после того, как в 1601 году испанский миссионер Марцелло Рибаденейро, блуждая по джунглям в поисках туземцев и язычников для обращения в христианскую религию, наткнулся на развалины гигантского каменного города. Традиции кхмеров не позволяли строить им каменные дома, поэтому миссионер предположил, что древний город был построен римлянами или Александром Македонским. Сами же кхмеры тоже не могли объяснить происхождение развалин. Таинственная находка не привлекла внимания просвещенной общественности, и вскоре о ней позабыли.
Бедная страна зарабатывает на своем единственном чуде: здесь нам везде предлагали услуги гида, обещали показать, куда пройти, что и где лучше увидеть. Делали камбоджийцы все это ненавязчиво, и быстро отставали.
Построенный храм венчают многочисленные башни, имеющие форму нераспустившегося цветка лотоса. Однако, у каждого свое впечатление от архитектурного изыска: кому-то башни напоминают обрезанный початок, кому-то – пшеничный колос… И вернусь еще раз к ликам – этаким местным сфинксам. В их взглядах сквозит вековая мудрость, знание прошлого – ведь они были свидетелями событий, происходивших здесь давным-давно, и кажется, что они могут предвидеть и будущее. Вот почему они смотрят на нас свысока, так как хорошо знают, что «есть только миг между прошлым и будущим!»
Немногочисленные туристы не мешали нам вести съемку, и это было тоже одним из преимуществ сезона дождей. Можно только представить, что делается здесь в высокий туристический сезон. Мы ходили по коридорам, минуя дверные проемы, поднимаясь и спускаясь по лестницам, выходя за пределы храма и вновь заходя внутрь. Мы силились понять, как это было во времена создания Байона, который оставил потомках свою каменную летопись кхмерской империи. И все это время за нами отовсюду настороженно следили глаза, а лики с их джокондовской улыбкой снисходительно наблюдали за нашими потугами узнать тайну их знаний и мудрости. Каждая азиатская страна удивляет и поражает чем-то своим, единственным и неповторимым, но здесь среди каменной кладки, украшенной искусной резьбой, на тебя реально смотрела вечность.
Хотя на многих зданиях есть человеческие фигуры, хотя мы уже видели множество изображений сидящего, лежащего и стоящего Будд, мы не можем не содрогаться от столь явного взгляда, следующего за тобой со всех сторон. Башни поднимаются вверх, и выглядят как сооружение, составленное из серых кубиков, но вот твой взор фокусируется, и ты видишь, как из этой стены буквально «вырывается» лицо. Мы стоим молча, представляя, как выглядел этот храм в свои лучшие времена, когда не так явно видны пазлы его отдельных частей. Подумалось, что, когда мы покинем Байон, то человеческие лики переглянутся смиренно, и благословят нас своим теплым милосердным взглядом. Как обрабатывались впуклости и выпуклости в камне этих лиц? Почему их здесь столько, для чего? Тайны, мистика и загадки. А какие там резные изображения на стенах, какие красавицы танцуют, какие цветы окружают их! Сегодня стены храма чуть-чуть поросли мхом, создавая цветовую гамму из серого, белого и зеленого. Все вместе представляет совместный шедевр человека и природы. Нам жаль уходить отсюда, но мы еще не представляем всего объема, который хотим охватить.
Закончив осмотр Байона, мы поняли, что надо все же посмотреть предлагаемые путеводители. Около стоянки машин толклось множество книготорговцев, мы пересмотрели несколько книг, прежде чем сделали свой выбор и, поторговавшись, купили за 5 долларов книгу «Ancient Angkor» авторов Michael Freeman и Claude Jacques. Этот book guide (путеводитель) отпечатан на меловой бумаге и богато иллюстрирован цветными фотографиями, сами тексты (на английском языке) очень содержательны и информативны.
Следующим храмом будет — Бапуон — Руины храма Бапуон со следами реставрации. Часть 50
Продолжение следует...
- Адрес:
Angkor Thom, Сием Рип, Камбоджа
Дешёвый ✈️ по направлению Ангкор (столица государства кхмеров)
- 12 янв 2019, 00:25удалитьБайон, вне всякого сомнения, самый красивый храм Ангкора.
Полностью согласен. Девушка на фото тоже красотка! - 12 янв 2019, 00:31удалитьВам тоже понравилась? Рада, особенно после ваших рассказов про сайты знакомств...
Помнится, у меня двоюродный брат из Клайпеды в те времена плавал капитаном рыболовецкого судна, так вот он нам поведывал разные истории. Одна из них касалась того, как красивы азиатки. Мы тогда ничего не видели и не знали и страшно удивлялись его словам, как могут быть красивы эти узкоглазые? Мы никого не хотели обидеть, но в голове мешалась Венера Милосская, мадонны с картин Эрмитажа, а там-то все образцы и идеалы были европейского пошиба. А когда увидели в реалии женщин востока, то прям притихли со своей меркой красоты. Что там Венеры безрукие... - 12 янв 2019, 02:26удалитьДействительно, восточные красавицы очень-очень красавицы!
В Китае они даже подвигли меня "заняться живописью" Чжанцзяцзе. Сад нравов народности туцзя - 13 янв 2019, 20:31удалитьЯ еще до этого читала вашу статью, но и повторно ее прочитала с удовольствием.
Спасибо - 12 янв 2019, 02:19удалитьОчень понравился совет! Много полезной информации. А путеводитель такой тоже купили. Очень хорош!
- 14 янв 2019, 09:08удалитьТаня, спасибо за подробные рассказы о таком прекрасном месте!