О необходимости православного собора для города Верного (Алма-Ата, ныне Алматы) говорили ещё первые епископы Туркестанской епархии в конце 19 века.
Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименован в Свято-Вознесенский кафедральный собор) строился в 1904—1907 годах инженером А. П. Зенковым по проекту талантливого архитектора — Константина Аркадьевича Борисоглебского. Оригинальные конструкции высотного здания до 54 м., обеспечили надёжность сооружения во время землетрясения 1910 года. Оно было построено целиком из деревянных деталей, прошитых железными болтами.
Роспись иконостаса выполнялась художником Хлудовым Н. Г. Использовался собор в качестве культового учреждения до 1927 года.
С 1929 года использовался, как здание Центрального государственного музея Казахстана.
С 1985 года в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание в соборе разместился концертно-выставочный павильон.
Собор был возвращён Русской православной церкви правительством Республики Казахстан и после реставрационных работ в мае 1995 года в соборе были возобновлены православные службы.
На фото Аллея глав госсударств ведущая к православному Вознесенскому собору
«При грандиозной высоте,— писал Зенков о соборе, — он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева и работала, как гибкий брус». Землетрясение 1910 года, которое весь одноэтажный Верный (так город Алматы ранее назывался) превратило в развалины, словно обошло стороной творение Андрея Зенкова —"... второе по высоте деревянное здание в мире. Лишь погнувшийся крест напоминает о пережитом землетрясении."
Хотя практически все здания в городе были разрушены землетрясением в 1910году.
Вознесенский собор является одним из высочайших в мире деревянных зданий. Высшая точка колокольни – 54м. Вместительность собор– 2 тысячи человек.
Построенный на рубеже столетий в эпоху апогея расцвета эклектики, собор являет собой яркий пример Российской колониальной архитектуры начала 20 века. Грандиозность и, одновременно, изящество форм и пропорций здесь сплелись воедино, яркий декор фасадов плавно переходит в пространства интерьеров, наполненных светом и чистыми красками. "Имитация" везде и в конструкциях куполов, в пилястрах и фронтонах, в росписях и лепнине потолков, и даже в окраске нижнего яруса оштукатуренных стен, расписанных "под дуб "... Удивительное стремление к выдержанности стиля, наперекор всякому рационализму и привязанности к конструкционному материалу! Полнейшая иллюзия каменного здания...
В 2004 году началась реставрация собора, в результате которой воссоздан иконостас, выполнены росписи стен.
К намеченному летом 1995 года освящению Святейшим патриархом Всея Руси Алексием II были восстановлены алтарь, ризница, притвор, вентиляция, подняты на звонницу новые колокола. Сегодня полностью восстановлено функционирование собора в соответствии с канонами церкви.
Художественные росписи, цветные витражи, резной декор — все это украшает прекрасный Собор, а высота придает ему грандиозность!
Икона Святого Николая
Крещение.
Богослужения в Соборе совершаются ежедневно.
Представить себе Алмату без поразительного, фантастического Свято-Вознесенского кафедрального собора попросту невозможно. Он не может не покорить сердце всякого, кто видел его однажды. Люди, проходя мимо него, поднимают головы и улыбаются — до чего же всё-таки замечательно!
Будете в Алматы, обязательно посетите этот Собор!