Многие российские СМИ предостерегают от посещения Сирии. И не только российские. Пока мы ехали (я и Катерина из Пензы), по турецким дорогам, из Стамбула автостопом на юго-восток, — каждый водитель, который слышал слово "Сирия", говорил, что там "Сирия ту-ту-ту", "тра-та-та", "Сирия бомба", "Всех там убивают", "Не едьте", и т.п.. Мы преодолели 1300 км до Шанлиурфы, слушая эти вести, — пока не узнали от одного водителя, что переход рядом (Акчакале) не работает, потом мы зашли в интернет и прочитали, что когда-то он работал, но на нём не выдавали виз, и в третьем месте что-то тоже узнали не радующее. Поэтому мы поехали чуть назад в Газиантеп и заночевали на въезде в Газиантеп в мечети.
Погранпереход между Газиантепом и Алеппо. Рядом с городком Килыс, в 8 км от него. Когда-то тут было весьма оживлено. А теперь... Машин на Сирию едет очень мало. На границе стоят огромной очередью грузовики сирийские, все с мешками с цементом. Мы были единственными туристами за некоторый период. Визы у нас не было — в Стамбуле не дают сирийских виз приезжим туристам, только людям с видом на жительство. Турки быстро выпустили нас. А вот начальники на сирийской границе удивились и не очень хотели нас пускать. Думали, что мы журналисты, или что с нами что-то будет, вовсе сказали — не пустим, если у вас нет контакта ТАМ. Пришлось сослаться на знакомую нам Анхар (она сейчас обитает в Дамаске). После звонка Анхар начальники подобрели, провели в комнату начальника, принесли чай, говорили по-английски, смотрели мои книги, ещё раз позвонили Анхар и вели с ней долгие арабские беседы. И попросили написать большую простаннную расписку по-английски, что я не журналист и т.д. Наконец поставили въездные штампы (за них было уплачено по 20 долларов, которые видимо пошли по карманам? квитанции и марок не было накленно) и пропустили. Было совсем немного людей на переходе, только человек 25 сирийцев.
Дорога была пустовата. Жителей в придорожье было немного. Казалось, что прекращены все строительные работы. Нас подобрала машина и привезла в первый городок. Большая часть лавок была закрыта. Было не очень много торговли. Были некоторые здания взорванные или сожженные, а именно — полицейское управление и что-то ещё непонятное. Были некоторые места ограждены солдатами и мешками с цементом, тем самым, который везли из Турции. Никто не стрелял и не проявлял плохого чувства.
Там, водители, опасаясь на автостоп, привезли нас на стоянку маршруток. Я стал менять деньги и поменял 5 долларов, как оказалось потом, по грабительскому прошлогоднему курсу. Там нас засунули в маршрутку и сразу отправили в Алеппо за наши деньги. Цены тут выявились очень небольшие. Позднее в Алеппо мы поменяли ещё долларов по реальному курсу 71,5, и вот что получается
1 сирийский фунт = 40 копеек
Проезд в городском автобусе = 5 лир (2 рубля)
40 км на маршрутке приграничной = 25 лир (10 рублей)
Фаляфиль большой = 25 лир (10 рублей)
килограмм клубники или фиников = 50 лир (20 рублей)
час интернета = 40 рублей (в центре Алеппо)
Алеппо выглядел похоже на обычное время, но все стройки почти тут заморожены, интуристов практически нет, вокруг Цитадели только местные. Всё очень вкусно и дёшево, и температура +25 или выше. Документов никто не проверяет, в полицию не тащат.
Сирийские граждане вылядят, как обычно, вполне дружелюбно. В Алеппо прибавилось мусора. Торговля в городе процветает — торгуют везде и всем, и мне кажется, что ещё больше, чем обычно. Цены очень низкие. А вот вдоль трассы видно, что в стране какое-то беспокойство. Дома с окнами в сторону шоссе теперь, кажется, не очень престижны. Многие окна закрыты, некоторые дома даже брошены, видны некие развалины и остатки сооружений. Недалеко от Алеппо видели плохо замаскированный полигон с танками и вертолётами. Кажется, что они могут действовать. Но при нас ничего не произошло за сегодня, и на КПП на въезде в город ничего не осматривали — даже не заглянули в маршрутку. Зато в интернет-кафе поксерили паспорт.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.