Первым королём объединённой Югославии был Александр Карагеоргиевич. Он родился в 1888 году и являлся сербом по национальности. В 1904 г. юный Александр окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге, и с чувством любви и признательности к России, вернулся на родину. Объединённой страной Александр правил не долго. В 1934 г. король выехал во Францию для ведения переговоров, где его настигла пуля убийцы.
В Сербии своего бывшего государя помнят и уважают. Один из городков в Рассинском округе в честь короля Александра носит название Александровац. Городок находится в стороне от оживлённых трасс, в 230 км. юго-восточнее Белграда, в котловине между горами Капаоник, Желин, Гоч и Ястребац, отчего по пути в этот городок я не переставал любоваться полями и склонами, засаженными по большей части виноградом.
Уровень жизни в этой местности не особенно высокий, но достойный, домики жителей чистые и нарядные, на улицах практически нет мусора. Но с другой стороны здесь до сих пор отапливают дровами, отчего во дворе каждого дома лежат сложенные штабелями поленья.
Каких-то особых достопримечательностей в Александроваце нет, однако здесь также существует свой пешеходный Арбат, который по мере удаления от центра превращается в обычную поселковую улицу, где ещё можно увидеть старые балканские домики.
Вторая мировая война по большому счёту обошла этот край стороной, но памятник павшим в 1941-1945 г. здесь тоже имеется. Сербский патриот с отобранным у немцев автоматом призывает народ на борьбу. Если у нас Первая мировая война менее почитаема нежели Великая Отечественная, то у сербов наоборот более значимой считается Балканская, которая далее перешла в Первую мировую. Памятники героям 1912-1918 г. установлены почти во всех сербских городках и посёлках.
Долина, в которой расположился Александровац и окружающие его деревни, носит название Александровацкая жупа. Впрочем, сами местные давно уже величают её просто Жупой. Тут нужно пояснить — жупой в Сербии называют местность, где выращивается виноград, но при этом жупой нельзя считать абсолютно любую лежащую между гор долину, где что-то где-то посажено, ибо жупа это самая благодатная долина.
Население Жупы примерно 28 тыс. человек (99% сербы), большая часть этих людей, так или иначе, связаны с выращиванием фруктов и с виноделием. Столица Жупы Александровац является своеобразной столицей виноградной лозы и вина в Сербии, причём местные соки и фрукты поставляются в нашу страну.
Осенью в один из дней в Александроваце проводится праздник урожая под названием – Жупска берба. На центральной площади жарят большую тушу поросёнка (такое кушанье называется печенье), можно попробовать местный мёд, варенье и другие сладости. Люди веселятся и танцуют, причём рядом из городского фонтана вместо воды начинает идти вино, дегустировать которое может абсолютно каждый в любом количестве.
Вино и виноделие главная изюминка Жупы. На окраине Александроваца существует целый музей, посвящённый местным виноградарям. В прежние годы там располагалась школа. С годами детей в городке становилось всё больше и больше, отчего школа переехала новое современное здание, а в старом решено было создать музей.
Какое-то время мы просто гуляем вокруг музея, ожидая директора, так как именно он рассказывает туристам о местных виноградарях и о культуре пития. Свободное время используем для изучения прилегающей территории.
Виноградники подступают прямо к городку, точнее, они его окружают со всех сторон. Здесь, рядом с музеем, также зеленеют виноградные плантации, где почва разрыхлена, каждая лоза аккуратно подрезана и закреплена к вбитому в землю черенку. Одним словом, порядок на плантациях идеальный. Если в прежние времена всё это делалось вручную, то теперь на помощь пришли современные технологии и автоматика.
Вскоре извиняясь за опоздание, появляется директор. С первого взгляда видно – это настоящий энтузиаст своего дела. Про виноград и про виноделие он знает абсолютно всё, и в планах у него организация туристическо-дегустационных туров по разным уголкам Жупы. Какое-то время директор увлечённо рассказывает на улице, приглашая далее в здание музея.
Заходим внутрь. У входа большая карта Жупы со всеми её посёлками, под ней музейная книга отзывов, где есть записи в том числе и на русском. Кабинет директора буквально увешан всевозможными грамотами и вырезками из газет. В бывшем школьном коридоре портреты знатных виноделов, старые фотографии, и конечно различные музейные экспонаты. Среди них всевозможные пилы и ножницы, гранёные стаканы, спиртомеры, деревянные молотки и пробки, коими закупоривались наполненные вином бочки.
Чем-то родным и знакомым повеяло от одного из стендов. За стеклом лежала аккуратно исписанная карандашом тетрадка, чернильная ручка, запечатанный бумажный свиток, и старые очки, которые их обладатель, дабы не потерять, подвязывал верёвочкой. Здесь мне почему-то вспомнился мой дедушка — он обязательно надевал очки, дабы основательно вникнуть в какоё-либо важное дело.
Впрочем, немного поведаю о том, что рассказал нам директор.
Считается, что культуру виноградарства местному населению привили римляне — они вообще неохотно оставались там, где не было вина. До римлян в этой местности росли дубы, римляне их постепенно спилили, разбив на богатой удобрением почве виноградники.
По другим историческим и археологическим источникам, виноградарство и виноделие существуют здесь уже более 3 000 лет. Жупа как будто специально создана Господом для возделывания винограда – здесь примерно 220 солнечных дней в году.
До рождения Христа виноградную лозу обожествляли, правда, у разных народов живущее в ней божество называлось разному. У римлян Бахус покровитель виноградников, виноделия и вина. Его женой была богиня Либера. Она обитала в виноградной лозе, также помогая виноградарям и виноделам. Союз Бахуса и Либеры ассоциировался у людей с некой либеральной свободой даже с распущенностью.
С принятием христианства жизненные правила стали более строгими, и в качестве небесного покровителя виноделам был явлен Святой Великомученик Трифон.
Название Жупа впервые письменно появляется в 1196 г. в хартии монастыря Студеница, где записано, что великий жупан Стефан Неманя подарил монастырю виноградарские села в районе Жупа.
В средние века на Святой горе Афон три сербских монастыря: Хиландар, Студеница и Жича имели в Жупе свои виноградники и винодельни, которые обеспечивали их вином.
У сербского князя Лазаря в здешнем виноградарском поселке Крушевиц имелись винные погреба. В 1382 году Лазарь пригласил в Жупу монаха Дорофея, тот основал монастырь, и начал особенно мощно снабжать Сербию вином, причём в дом князя проложили даже винопровод.
В начале прошлого века консул Франции Деко посетил Жупу. Увидев виноградники, француз восхищенно воскликнул, что это вторая европейская Шампань, и климат её такой же, как в Бордо.
Вокруг Жупы горы, а дорог почти нет – это сыграло положительную роль во время войны, так как хорватские усташи сюда не дошли.
Бывшие школьные классы отданы под музейные экспозиции. В одном из залов массивные дубовые бочки. Не секрет, что от них зависит вкус и качество будущего вина. Некоторые бочки внутри обжигают огнём — хорошо обожженный дуб придает вину характерный аромат свежей хлебной корочки, карамели и обжаренного миндаля.
Если для многих красных вин несколько лет, проведенные в дубовой бочке, представляют собой обязательный технологический процесс (иначе их просто невозможно пить), то для многих белых даже 2-3 месяцв в дубе означают существенные перемены в их традиционных вкусах и ароматах, потерю свежести и фруктовости, которые в белом вине всегда ценились.
Производство правильной бочки целая наука. Вначале дубовые стволы распиливают под высоту будущих бочек, затем их разделывают на плашки нужной ширины и толщины. При этом вдоль эти поленья нужно именно расколоть, а не распилить — чтобы не повредить древесные волокна, иначе бочки будут протекать.
Во время полевых работ люди переселялись в поле, а так оные продолжались с ранней весны и до поздней осени, то можно сказать, что виноградари фактически на плантациях жили. В отдельной комнатке воссоздан быт виноградарей. Здесь и швейная машинка Зингер, и всевозможные трещотки от птиц, простенькие стулья, повидавший многое стол, сервант, ложки да чашки. Виноградари на плантациях делали первое вино и перегоняли первый самогон, здесь же и рожали детей и носили их с собой прямо в поле. Богатством такая жизнь вовсе не пахнет.
Вино было не только символом богатства, но и источником существования. Местное вино пили кельты-ратники, римские легионеры, византийские военачальники, сербские жупаны и цари, а также турецкие беги.
Директор рассказывает, как несколько лет назад сюда в музей приехал наш посол (почётный гражданин города Александровац). Ему всё рассказали, всё показали, после чего дипломат задал каверзный вопрос.
— Я смотрю, все сербы мужчины и женщины высокие, а кровати в музее совсем короткие? Как же виноградари спали на таких кроватях?
— Всё очень просто, — ответил директор, откинув покрывало на задней части.
– Вот две дырки. Большие кровати в те времена не делали, поэтому они спинку выпиливали, и сюда ноги просовывали. На узких кроватях муж и жена плотнее прижимались друг к другу, поэтому в семьях и детей много было.
В самом большом зале выставка местных вин. Каждый винодел Жупы имеет свою торговую марку. Мастера вкуса часто собираются вместе, и дегустируют вина друг друга, причём никто заранее не знает, чьё вино они будут пить.
Здесь же на фотографии Добрица Цосич – известный в Сербии писатель и академик, какое-то время после Милошевича он был президентом республики Югославия. До создания музея Добрица учился в здешней школе. Под стеклом можно увидеть его оценки. Трояк по химии как высшее подтверждение честности местных виноделов – химичить в Жупе не учат.
Виноделие – одна из древнейших профессий. Превратить солнечную энергию в вино – это целое искусство и даже наука. Хранить продукт тоже нужно правильно – бутылку вина нельзя ставить, она должна лежать – иначе пробка подсыхает, и начинает пропускать воздух.
— Самое главное, вино нужно делать в спокойной обстановке. Крики, музыка и шум отпугивают благодать, — подытожил рассказ директор.
Думаю, если бы здание имело больше комнат, директор также заполнил бы их экспонатами.
Однако на посещении музея наше знакомство с Жупой не заканчивается. После этого нас везут на обед к местным виноделам. За городом асфальтовая дорога заканчивается.
Справа и слева мелькают засаженные различными культурами поля и виноградные плантации. О брошенной земле здешний народ представления не имеет. На одном из перекрёстков видим нужный нам указатель – Винска Куча Миныча. Поворачиваем туда, и вскоре выходим из автомобиля в обычной сербской деревне, и нас здесь уже ждут.Впрочем, хотя сама деревня и обычная, дом и приусадебная территория Минычей таковыми не являются. Дело в том, что несколько лет назад хозяин семейства решил принимать у себя туристов. Но как их к себе привлечь?
Миныч привёз домой большие дубовые бочки, и переделал их под гостиничные номера. Скажем честно, пространство не большое, но кровать вполне просторная, душ и туалет имеются. Уверен, Диоген жил в гораздо меньшей бочке.
Если гости приедут к Минычу, они могут вкусно поесть, хорошо выпить, и после, забыв про машину, можно лечь отдыхать в дубовой бочке. Стоит такой номер на сутки с завтраком — 30 евро. По словам старика Миныча, гости всегда видят прекрасные сны.
Виноделы Минычи обрабатывают несколько гектаров земли. Хозяйство у них крепкое.
Вино у Минычей тоже на уровне! До 1945 года семья имела в Белграде и в Македонии торговые лавки и рестораны. Если в музее я просто видел все эти винные марки, то теперь за обедом появилась возможность их попробовать, причём наливал нам сын хозяина в неограниченных количествах. Не поскупились Минычи и на всевозможные угощения и на мясные закуски. Нашлись и цыгане, которые исполнили для нас сербские и русские песни.
Как выяснилось, старику Минычу по поводу нашего приезда домочадцы разрешили выпить. Разговорившись, он рассказал, что несколько лет назад сюда к нему приезжала программа «Их нравы». Наши корреспонденты снимали сюжет про винодела и про его бочки.
Ещё, чуть позже, я узнал – около 100 лет назад жупенские виноделы организовали некое закрытое братство. В этом сообществе свой устав и свои скрытые правила. Старик разоткровенничался, и многое мне рассказал, но разоблачить жупенских масонов я не смог, ибо знания о тайном сообществе поступали ко мне вместе с вином….
Одним словом, друзья, Жупа – это вовсе не то, о чём вы вначале моего рассказа ухмыляясь, подумали. Жупа это настоящий рай, и рай этот создан не Богом, а людским трудом. Жупа довольно большая, она разделяется на верхнюю и нижнюю, и мне остаётся только завидовать тем, кто совершит трёх-четырёх и даже семидневный дегустационный тур в этот тихий и благодатный край Сербии.
В заключении хочу задать вопрос. Вот такие железные трубы в начале и в середине прошлого века стояли на местных виноградных плантациях, а теперь это музейный экспонат. Спрашивается, что это за труба? Для чего она была нужна?