Посреди обычного жилого квартала Александрии находится еще один памятник древности. Колонна Помпея — массивное сооружение высотой 30 м из розового асуанского гранита. Обхват у основания 9 м.
Существует несколько версий происхождения этого памятника древности, до сих пор ученые не пришли к единому мнению, которая же из этих версий верна. Поэтому предлагаю ознакомиться с самыми популярными, и выбрать для себя наиболее симпатичную.
Колонну Помпея можно по праву назвать единственным памятником древности (возведена в III в. до н.э.) в Александрии. До сих пор неизвестно почему ее назвали именно так, ведь с прославленным полководцем она не имеет ничего общего.
На основании колонны Помпея были найдены надписи на греческом языке, из которых следует, что это подобие триумфальной арки. В конце III в. ее установил египетский префект Помпей (Публий) в честь императора Диоклетиана после победы над Ахиллеем. По другой версии, ее установил император Феодосий I после «победы христианства в Египте».
Некоторые легенды о происхождении колонны Помпея также связаны с Диоклетианом. Согласно одной из них император выступил на усмирение христиан, разрушающих языческие храмы, и поклялся остановиться, только когда ноги его коня утонут в крови по колено. Когда он проезжал мимо скотобойни, ноги коня провалились в яму с бычьей кровью. Обещание Диоклетиан исполнил, а благодарные жители на развалинах Серапеума построили новый храм.
По другой легенде в Александрии начался бунт и только после десятитимесячной осады император Диоклетиан взял город. Увидев, что жители голодают, он приказал раздать им хлеб. В благодарность за избавление от голода префект Помпей повелел воздвигнуть эту колонну. Некоторые предполагают, что этот столб был одной из колонн Серапиума, а пьедестал сооружен из плит разрушенных египетских храмов.*
Скорее всего, мы так и не узнаем правды о происхождении Колонны Помпея. Но увидеть знаменитый памятник было любопытно.
На небольшом холме, окруженном развалинами и археологическими раскопками, возвышается знаменитая колонна в окружении сфинксов. У подножия холма, небольшой музей под открытым небом. Все экспонаты этого музея найдены здесь же.
А если постараться, то среди остатков древних храмов можно найти и место, где располагался Серапиум ( храм греко-египетского бога мудрости Серапия покровителя Александрия).
Существовало верование, что Апис является живым воплощением бога Серапия и ему поклонялись как самому богу. Священного быка содержали в персональном дворце с примыкающим обширным парком, кормили отборным зерном и поили ключевой водой, купали в теплых ваннах. Работать Апису приходилось только при вступлении на трон нового фараона. Быка запрягали в ярмо, и фараон выезжал на нем в поле. Там он проводил плугом несколько борозд на освящаемом жрецами поле. После смерти Аписа его труп бальзамировали, помещали в огромный гроб-саркофаг и с большими почестями хоронили. Археологами найдено несколько захоронений быков на территории Египта.
Саркофаги были сделаны из отполированных плит красного и черного гранита. Длина этих гробов была 4 метра, ширина более 2, а высота свыше 3 метров. Вес каждого из них составлял 65 тонн. Взамен старого Аписа жрецы подбирали нового быка, придирчиво осматривая сотни, а то и тысячи животных. Кандидат в божество должен был отвечать тридцати анкетным требованиям. Главными из них были: бык должен быть черным, с белым треугольником на лбу (символ Солнца во мраке Вселенной), на спине изображение орла, на хвосте двойные полосы, а под языком изображение жука. Если по истечении двадцати пяти лет бык не умирал естественной смертью, жрецы уводили его из дворца и тайно топили. А затем объявляли, что бог прекратил свое земное существование в теле старого Аписа и вселился в молодого быка. А покойнику, как и обычно, устраивали торжественные похороны.*
Вот, одно из таких захоронений я и искала у себя под ногами вблизи колонны. Конечно, никаких гигантских саркофагов там уже давно нет, с тех пор, как храм Серапиум разнесли по камушкам «миролюбивые» христиане, искореняющие всех языческих богов. Но подземелье цело, и о его былой значимости напоминает скульптура быка Аписа.
Продолжение следует…