Монастырь Ахтала стоит на краю ущелья реки Дебед у подножья горы Лалвар.
Рядом руины крепости Х века царства Ташир-Дзорагет, от которой осталась вертикальная стена
с остатками башен продолжающая отвесную скалу ущелья.
С трёх сторон монастырь и крепость окружены глубокими каньонами, а с северной равниной,
на которой династия Кюрикидов возвела мощную каменную стену. Вход в крепость охраняли
высокие башни, которые и сейчас ещё стоят в ожидании реставрации.
Ворота ведут во внутренний двор крепости, слева крепостная стена, к которой подойти нет
возможности — всё заросло бурьяном, выкошена трава только вдоль дорожки к церкви Святой
Богородицы — Сурб Аствацацин.
Справа однонефная (зальная) небольшая церковь Св. Василия и ещё руины жилых помещений,
трапезная, баня, погреб, хачкары.
По легенде, храм Св. Богородицы построен в эпоху царицы Тамары, в 1188 году, дочерью
Гургена II Мариам, на месте древней церкви первохристиан IV века.
В XII веке, князьями Закарянами во главе армяно-грузинского войска, была освобождена вся
территория северной Армении от турок-сельджуков. По дипломатическим соображениям один
из братьев Закарян — Закаре остался в лоне Армянской Апостольской Церкви, другой — Иване
принял православие.
Известно, что до этого, монастырь был миафизитским и принадлежал Армянской Древневосточной Церкви. После перехода покровителя обители, выдающегося политика времени
правления царицы Грузии Тамары — Иване Закаряна (Мхаргрдзели) в Православную Церковь
Византийского толка (грузинскую, греческую), монастырь стал халкидонитским.
На архитектуру и отделку церкви Св. Богородицы повлияли традиции грузинских православных
зодчих — огромные кресты на фасаде, узкие окна, от армянских камнерезов — декоративные
украшения и орнамент порталов и колонн.
Фрески украшающие главный храм монастыря написаны между 1205 и 1216 годами, значит им
800 лет! Сколько войн, осады, вандализма пришлось им вынести и остаться до наших дней!
В конхе представлена сидящая на троне Богородица с Младенцем, чьи лики были уничтожены
до камня ордами Тамерлана.
Ниже фигуры святителей, на других стенах — сцены из жизни Богородицы и Христа,
мученики, святые, среди них Св. Нина — крестительница Грузии.
Фрески Ахталы отражают слияние византийского, грузинского и армянского искусства,
а рисунок отличается точностью и изяществом, лики благородством и одухотворённой энергией.
Краски, несмотря на время, яркие и контрастные.
В сторонке у стен, я заметила пустые рамы иконостаса и несколько крупных запылённых,
написанных маслом икон. Неужели здесь раньше стоял иконостас? И зачем его убрали, для
реставрации? В храме из служителей никого не было, несколько туристов сидели любовались
фресками.
Вообще, в армянских храмах фресок не увидишь, изредка следы штукатурки или росписи,
здесь же в полной мере можно остаться надолго...
В 1205 году Иване Закарян умер и был погребён у входа в церковь, позже над его могилой была
построена усыпальница князей Закарянов.
За годы владения монастырём Закарянами, Пгндзаанк стал крупнейшим халкидонитским
монастырём и культурным центром северной Армении, но подчинялся по-прежнему епархии
Грузинской Православной Церкви — это подтверждают сохранившиеся рукописи от 1248 года.
Места эти богаты полезными ископаемыми, с глубокой древности здесь добывали серебро и
цветные металлы, в основном медь. Ахтала называлась тогда Пгндзаак и основная задача
крепости была охранять медные рудники, её называли Пхиндзаханк — "медный рудник".
Ещё грузинский царь Ираклий II привёз из Трапезунда греков для работы на месторождениях,
одно из которых, Алавердинское, те в скором времени выкупили.
В 1438 году впервые в церковных источниках упоминается деревня Ахтала, монастырь всё ещё
в подчинении Грузии. История монастырь не пощадила.
Купол церкви пострадал от мусульманских нашествий, а в 1781 году он окончательно рухнул
во время аварского нападения, отчего монастырь пришёл в запустение.
(Сейчас отверстие в потолке по-прежнему закрыто временной крышкой, правда, остеклённой,
для освещения зала. Каменный купол существует в проекте до наших дней.)
Наместник Михаил Воронцов посетив монастырь и увидев как разрушается сокровище,
приказал построить временный деревянный купол, чтобы сохранить старинные фрески.
Для возрождения монастыря, в 1801 году, император Александр I издал указ о передаче его
Греческой Православной Церкви Закавказья и греческой общине живущей в Армении и
занимающейся добычей серебра и меди. Греки назвали монастырь — Мерамани,
и совершают паломничество 20-21 сентября до сих пор. Греки подверглись гонениям, а после
революции репатриации.
В XIX веке храм перешёл под патронаж к дворянской семье Меликовых, их захоронения возле
алтаря храма.
После революции монахов разогнали и монастырь был закрыт.
Красота храма, руины, гордое величие крепости над ущельем, привлекла легенду армянского
кинематографа — Сергея Параджанова. Здесь он снимал сцены своего фильма "Цвет граната".