Монастыри Армении...
Века и тысячелетия, выдающиеся христианские храмы, восхищают и вдохновляют людей. Собор Св. Петра в Ватикане и Айя-София в Стамбуле. Храм Василия Блаженного и Собор Парижской Богоматери. Барселонская Саграда Фамилиа, Дуомо в Милане, Кельнский собор...
Всем известные центры христианства. А знаете ли вы, что Армения, первая в мире страна, принявшая христианство, как государственную религию. И случилось это еще в III веке. А первые монастыри, некоторые армянские князья начали строить намного раньше. В веке I -м!
А так как любая, даже средневековая стройка, несомненно требовала проекта, сметы, финансирования, получается, что армяне уверовали в Христа еще при его жизни !
Монастыри Армении...
Наверняка, это словосочетание вызовет мгновенную ассоциацию.
Даже у тех, кому пока не повезло. У кого еще не было возможности прикоснуться к гордым стенам, веками хранящим величайшие духовные святыни и реликвии.
Недавно, мне, хоть и неожиданно, но посчастливилось, посетить два самых известных монастыря северной Армении — Ахпат и Санаин.
Немного предыстории. В декабре прошлого года, летал с друзьями в Грузию. Летал по делу.
По нужному, архиважному. Женил друга, а заодно, и выдавал замуж сестру.
Кстати, ничего грузинского у молодоженов нет. Ни с какой стороны.
По крайней мере, до поездки, точно не было.
Просто в Израиле, институт светского брака отсутствует, хотя государством и признается.
Поэтому те, кто не желает заморачиваться с раввинами и банкетными залами, регестрируют отношения за границей. Обычно это Кипр, Италия, Болгария...
Катя решила соригинальничать. А почему, собственно нет?
Грузия не далеко, удобных авиарейсов много.
Все вполне цивилизовано и, спасибо Саакашвили, европеизировано.
Нет, серьезно... Не знаю, каким он был премьером, у самих грузинов мнения о нем диаметральные. Но в стране практически нет бюрократии...
Вернее, вообще нет. И коррупции... Даже менты не берут взяток...
А вдобавок к этим чудесам невиданным, оказалось, что у жениха есть близкий друг, выросший в Тбилиси. А у того — друзья детства, а у тех, в свою очередь...
Короче, кто знает, тот понимает. Писать о Грузии, я пока не в состоянии.
При любом воспоминании, наступает легкое алкогольное опьянение, и начинаешь физически ощущать, как катастрофически низок, уровень хинкали в крови...
Да их и нет почти, воспоминаний, как и вообще, сколько-нибудь внятных мыслей.
Все забивается одной единственной — надо срочно поехать туда еще.
Но все таки, в один из дней, мы решились сделать перерыв в застольях.
И воспользовавшись небольшой паузой между тостами, сбежали. На сутки.
У друга моего друга, есть друг, а у того отец армянин, который согласился отвезти нас в Армению, к монастырям Ахпат и Санаин, о которых я много слышал и мечтал увидеть.
Ахпатский монастырь, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, расположен на небольшом, окруженном ущельями плато, километрах в 15-и, от города Алаверди.
Монастырь основан одним из первых армянских царей из династии Багратидов, Ашотом III. Страшно сказать, в 976 году! За тысячу, с небольшим хвостиком лет, монастырь видел и персов, и турков сельджуков и даже монголов.
Хотя, не исключено, наибольший ущерб монастырю, нанесен как раз хвостиком.
За несколько последних десятилетий, вместе с. независимостью от коммунистов, в эти места пришла еще и независимость от работы, занятости, и ...надежды.
Но это, в сельской Армении, почти повсеместно...
Сам монастырь, кстати, сохранился намного лучше окрестностей...
По легенде, название Ахпат произошло от фразы "ах, пат" ( пат по армянски стена ).
Приписывают фразу, старику зодчему, который возвращаясь домой, после строительства соседнего монастыря, неожиданно увидел работу своего блудного сына, в тайне от отца взявшего шабашку, и начавшего сооружать крепостную стену вокруг деревни.
Восхитившись ах, какой стеной, старик тут же помирился с сыном.
А деревня получила название Ахпат.
Ну, легенда, прямо скажем незатейливая, но с другой стороны — почему нет.
Ах, пат. По такому же принципу, не исключено, назван город Ухта, и почти наверняка — вобла.
Странно, что считаясь действующим, Ахпат абсолютно безлюден — ни монахов, ни туристов. Только минут через 15 подошла очень милая бабулька, которая на ломаном русском и провела нам экскурсию.
А вот предыдущую тысячу лет, было повеселее.
Монастырь играл важную роль в истории страны.
В Ахпате были рукоположены в католикосов несколько епископов.
Здесь находятся усыпальницы армянских царей из династии Багратидов и князей Закарян.
Вот это, усыпальница княжеского рода Уканянц. Начало XIII века. Три поминальные часовни с мемориальными стеллами — хачкарами.
В монастыре много лет жил, и был похоронен, великий армянский поэт Саят-Нова.
И пусть его имя и творчество не известны в большом мире, в Армении он очень почитаем.
И не только в Армении. Именем Саят-Новы, назван один из кратеров Меркурия.
Творившего в 17-м веке Саят-Нову, называли величайшим из ашугов.
Ашуги были очень популярны в Иране и Закавказье. Они странствовали по многочисленным царствам и ханствам, аккомпанируя себе, пели о том, что видели вокруг.
Но их не назовешь армянскими акынами, или персидскими менестрелями.
Это были и философы и проповедники, а при необходимости и солдаты...
На любом корпоративном пиру того времени, они занимали самые почетные места. Самых знаменитых ашугов, приглашали к себе владыки. Саят-Нова был любимцем грузинского царя Ираклия, при дворе которого прожил в почете и славе с десяток лет.
Но потом, ашуг вроде бы выбрал себе "неправильную" музу, то есть, влюбился не в ту женщину и навлек на себя гнев суверена. Ираклий принудил Саят-Нову постричься в монахи и отправил в Ахпатский монастырь.
Во все времена, прекрасные дамы, сначала вдохновляли творцов, а потом заставляли страдать... Сюжет знакомый... Ну а, шо делать? Без них, много не натворишь...
Как там, у Вайнеров, Петя Ручечник жаловался Глебу Жеглову: " Кабы мне по моей работе бабы не нужны были, сроду бы с ними..." Впрочем, вернусь к монастырю.
Самая старая постройка монастыря — церковь Сурб Ншан (Святого Знамения), построенная в 10-м веке, на деньги царицы Хосравануш, жены Ашота III.
А строил ее знаменитый армянский зодчий Трдат.
Он судя по всему, и в самом деле был гениальным строителем. Кроме Ахпата, участвовал в возведении Санаина, храмов Звартноца, и даже реставрировал купол Айя-Софии в Константиниполе.
Но Трдат, не величайший из армянских зодчих...
Он всего лишь, вдумайтесь — чуть ли не единственный, чьё имя осталось известно потомкам.
Меня это "цепляет". Тысячи мастеров, из поколения в поколение, создавали шедевры, не сознавая этого, не озаботившись оставить автографы.
Они не возводили "чудеса света", которыми через века будут восхищаться потомки.
Они просто строили. Как учили отцы и деды. Просто делали свою работу.
Так, как ее и должны делать мужчины. Честь и хвала.
На одной из стен Сурб Ншан сохранилось скульптурное изображение сыновей Ашота и Хосравануш — Смбата и Кюрике.
Любопытно, что один царевич в христианской митре, другой, в мусульманской чалме, а в руках они оба держат храм.
Если верить специалистам, а с моими познаниями в архитектуре, я вынужден верить любому, кто знает как правильно употреблять слова типа: амфипростиль, баптистерий, капитель...
Так вот, если верить специалистам, то некоторые архитектурные решения, применявшиеся Трдатом при строительстве Сурб Ншан, были вполне новаторскими.
И позднее, широко применялись в средневековом армянском строительстве.
Использование камней со множеством оттенков, пересекающиеся арки и опоры перекрытия, делящие внутреннее пространство на секторы...
В XI веке, в Ахпате открылась знаменитая на всю Армению школа, где преподавали грамматику, философию, риторику, музыку. Было достроено книгохранилище, трапезная.
В 12-м веке возвели трехярусную колокольню с ротондой-звонницей.
Ротонда состоит из семи колонн, несущих на себе семигранные арки.
Это одна из двух, самых древних колоколен в Армении. Другая — в соседнем Санаине.
Монастырь Ахпат, в отличиии от своего собрата, расположенного всего в нескольких километрах Санаина Монастыри Армении. Санаин. Тот, который старше, не выстроен с геометрической строгостью.
Он, скорее, несколько хаотичен.
Но эта хаотичность, не суматошно-безалаберная. Она, каким-то, совершенно непостижимым образом, только подчеркивает гордое достоинство тысячелетних монастырских стен.
Гордость. Достоинство. Наследие. Вера.
Здесь эти слова наполнены особым смыслом. Настоящим. Правильным.
В таком месте как Ахпат...
Это ведь знакомо, правда — попадаешь туда, где виды, ну просто "ва-а-а-у".
Начинаешь щелкать фотоаппаратом. Проходишь несколько метров, а там — "ва-а-а-у-у-у" — еще лучший ракурс. А если еще пару метров вперед? А теперь влево...
Но в таком месте как Ахпат...
Наступает момент, когда хочется спрятать камеру, молча закурить.
И попробовать сделать неподвластное технике — увидеть и записать всю картину целиком.
Навсегда. На подкорку.
Продолжение: Монастыри Армении. Санаин. Тот, который старше