В Византийском музее, путеводной нитью, прослеживается развитие и становление новой
христианской веры, от робких символов до драгоценных икон.
Древние катакомбы на греческих островах и материковые пещеры до наших дней сохранили
рисунки с знаковыми и символическими сюжетами: рыбка, птица с оливковой веткой,
виноградная лоза, крест в виде монограммы Христа, крест на мраморе пантеона.
Затем сакральный смысл вкладывается в аллегорическое скульптурное изображение Христа,
как юношу с овечкой на плечах — "Добрый Пастырь".
Эта скульптура, знак принадлежности к новой вере, найдена в Коринфе, IV век.
Эта тема была очень популярна в создании саркофагов, предметов обстановки домов и быта.
Мозаика "Христос — Добрый Пастырь" с овечками у ног украшает мавзолей Галы Плацидии
в Равенне, V век.
С первой половины IV века началось возведение церквей, хотя, отшельнические и пещерные
храмы параллельно сохранялись.
Фрагмент мраморного парапета, с монограммой Христа в венке лавровых листьев, подчеркивает триумфальное шествие христианства.
Необыкновенно прекрасна мраморная плита с рельефом Рождества. IV-V век.
Изображение креста — символа веры обнаружены на различных предметах керамики
и металла.
Фрагменты мозаичных полов V века из базилик и жилых домов, обнаруженных при раскопках,
сочетают древнегреческую и христианскую традиции. Декоративные элементы из венков
плюща и лавра, а также розеток и крестов подчеркивают смешение стилей. V век.
Крест присутствует в орнаментах колонн из афинской базилики V века.
Большой зал музея посвящен христианам Египта — коптам, этот термин от греческого слова
"египетский" на арабском языке.
Коптское искусство появилось в первые века христианства и продолжилось после исламского
завоевания Египта (642 г.).
Храмы христиан получали форму креста, а башни и купола сообщали им энергетический
взлет и ощущение связи с Богом через молитву.
Первые христиане не знали икон, но Ветхий и Новый заветы уже несли зачатки образности,
ставшей позднее иконами.
Все древние христианские изображения до VI века представляют собой исключительно
мозаики и фрески.
Например, отлично сохранившийся образ Спасителя на мозаике "Преображение Господне",
в апсиде храма монастыря Св. Екатерины на Синае. Мозаика была выполнена византийскими
мастерами в первой половине VI века.
Число икон VI-VII веков написанных на доске очень незначительно, почти все были утрачены в иконоборческую эпоху.
Наиболее ранние иконы служат в монастыре Св.Екатерины на Синае, основанном в IV веке.
Считается, что первая икона была создана в Константинополе не ранее V века, и это образ Христа-Пантократора, которую в середине VI века направил в дар монастырю император Юстиниан.
К драгоценным иконам Синая относятся: "Распятие" VII в.,
"Богоматерь с Младенцем и Св. мученики" VI в.,
"Апостол Петр" VI в.
. "Бога не видел никто никогда" — так сказано в Писании,
поэтому в VIII веке разгорелись иконоборческие споры, первым воинственным актом которых,
стало уничтожение иконы Спаса над вратами в императорский дворец Константинополя.
Это привело к кровопролитию и вражде.
Седьмой Вселенский Собор (Никея, 787г.) и Константинопольский Собор (843г.) в защиту
иконопочитания, окончательно подтвердили позиции христианства.
Икона стала зримым постижением Евангельского откровения.
После официального признания икон настала необходимость художественного
выражения новой религии, во славу Бога и в честь мучеников за веру.
В Византийском музее собрано большое количество древних византийских икон.
Старинный список с синайской Первоиконы с образом Христа-Пантократора,
и более поздние иконы XII-XV вв.
Уникальные иконы XVII в.,
среди них, "Избиение младенцев",
и даже целый ажурный иконостас из церкви.
В коллекции икон музея с изображением Богородицы, меня очень интересовал образ
"Гликофилуссы", в переводе с греческого — "Сладкое лобзание" или "Сладкоцелующая".
Этот иконографический образ Богородицы принадлежит к так называемым "ожившим иконам",
получившим распространение в XI-XII вв.
К этому периоду (1080-1130гг.) относится и чудотворный образ Богоматери "Киккотиссы",
получившим название "Взыграние Младенца", по необычной для икон позе Христа.
Младенец, еще не отклонившийся от Богородицы, развернулся к молящемуся,
как бы играя, на поддерживающей Его материнской руке.
Этот образ есть в монастыре Киккос на Кипре и на Синае.
У нас — это икона Божьей Матери Яхромская.
Изображение Богородицы, прижимающей к щеке Младенца, известно, как "Умиление",
к которым относятся иконы: Владимирская,
Донская,
Фёдоровская,
Ярославская, Корсунская, Почаевская и еще несколько — наиболее распространенные.
Богородица и Младенец прильнули друг к другу. Он обнимает ручкой Её за шею.
В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея.
Богородица является символом человеческой души находящейся в близком общении
с Богом, а не только, как Мать ласкающая Сына.
Умиление — "Елеуса", Милостивая — этим эпитетом в Византии величали Богородицу и Её
иконы. Это наиболее тонкий и лиричный из всех типов иконописания общения
Божьей Матери с Сыном.
В греческом варианте — Богородица Гликофилуса и икона "Сладкое лобзание".
Наконец-то, я увидела Её!
Не знаю, что творилось в моей душе, но на глазах выступили слёзы, нет, брызнули!
Это были минуты большого счастья, радости и восторга от исполнения заветного желания
увидеть Её своими глазами, молиться о сокровенном перед Её образом!
Эта икона совершенно оригинальная, выделяющаяся из сюжета канона.
Маленький Христос двумя ручками обнимает Маму, щечкой прижимается к Её щеке,
ласкается и хочет поцеловать. В позе Младенца скрыта бездна любви и нежности,
доверия и ласки, которые открываются только верующим сердцам.
Ничего не может быть дороже для матери, чем первое выражение любви своего родного
сыночка — объятия нежных ручек и ощущения трепетного тельца у себя на груди.