Акрополь в Афинах – это все равно, что Красная площадь для Москвы. Сакральное место. Что в древности, что сейчас. В древности, конечно, этой «сакральности» было побольше, в основном из-за богов, которым посвящали на этой возвышенности те или иные храмы. Зато сегодня Акрополь – это наглядный символ величия исторического прошлого Греции. Вот где нужно проводить открытые уроки школьникам, давать клятвы новобранцам!.. Да, может быть, так оно и происходит. Ведь лучшего повода родину любить, чем гордость за её прошлое, еще не придумали!..
Но вы даже не пытайтесь прийти сюда без гида, если не хотите просто отметиться. Ничего не поймете и мало, что увидите. Каждое сооружение, древняя кладка или развалины здесь кое-что значат. Например, главный из уцелевших и восстановленных в какой-то степени храмов – Парфенон, посвященный древними греками богине Афине-девственнице. Кстати, её имя и легло в название столицы Греции. Интересно, что дату начала строительства Парфенона археологи установили по глиняным табличкам, на которых власти предоставляли гражданам Афин финансовые отчеты по расходам на храм – там ведь уже тогда была демократия, то есть власть народа. А строился он всего ничего по тем меркам – десять лет.
Не менее уникальной является архитектура Парфенона. Уже тогда строители вовсю использовали в проектировании оптические иллюзии, сознательно отклоняя от прямой оси несущие колонны. Строго говоря, в структуре храма нет ни одной прямой линии – ни в колоннаде, ни в основании. И именно поэтому они видятся и воспринимаются нами легкими, абсолютно прямолинейным и со всех сторон гармоничными. Древние архитекторы знали не только законы геометрии, но и несовершенства человеческого глаза, склонного к искажениям, как объектив фотоаппарата. Ими были рассчитаны правильные пропорции, изобретены основные элементы культовых сооружений, которые на многие века стали стандартами сначала в Римской империи, потом и всего мира. Вспомните, как выглядели горкомы партии и Дома культуры в каждом советском городке, и вы со мной согласитесь…
Кроме Парфенона в Акрополе еще много есть, на что посмотреть. Но самое значимое сооружение, на мой взгляд, это театр Диониса. Построенный в V пятом веке до нашей эры, затем многократно перестраиваемый, он до сих пор сохраняет свое величие. На его сцене в древности бесконечной чередой шли драмы и трагедии – сериалы того времени. Только представьте, что они значили для афинян, если театр Диониса вмещал семнадцать тысяч человек – ровно половину жителей древних Афин.
Но в отличие от других важных мест других столиц, в Акрополе сегодня нет ничего современного или сиюминутного. Никаким религиям, идеологиям или интересам Верхний город (так переводится его название) уже не служит. Даже греческим, кстати. Он пришел к нам из глубины тысячелетий, как подвиг и памятник всей человеческой цивилизации. Но мне все же кажется, что любого грека, глядящего на Акрополь, должно распирать от гордости. Как, например, меня, когда я прохожу в Москве мимо Василия Блаженного…
Анатолий Струнин
Афины