375 материалов по 261 объекту, 5 086 фотографий
- GPS
- Греция, Dionysiou Areopayitou, Athens
- 210-3214172
Последний из великих храмов Акрополя — Эрехтейон
Этот совет является частью дневника «Акрополь»
В месте, где по преданию жил и захоронен царь Эрехтей между 421 и 406 гг. до н.э. был возведён храм Эрехтейон. (фотография из Интернета)
Именно здесь и произошел судьбоносный для афинян спор богини Афины и бога Посейдона за покровительство над городом. Победителем стала Афина, дав своё имя городу. Об этом написано в Сказ об оливе и Афине
А вот и легенда ..
Эрехтей был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина. Вот здесь мне не совсем понятно, но Афина передала младенца в закрытом ларце дочерям первого царя Аттики, Кекропа, строго запретив открывать ларец. И что вы думаете, женское природное любопытство взяло вверх и две дочери не устояли от соблазна открыть ларец. В том ларце увидев младенца, которого охраняли две змеи, от страха бросились вниз со скалы Акрополя и разбились. Третья же дочь, послушная Афине, получила святилище на самом Акрополе, близ храма Афины. А Эрихтоний стал царем Афин.
Вернусь к самому храму. Его осмотром я и завершаю прогулку по Акрополю. Если Парфенон считался в глазах современников правителя Перикла и его потомков воплощением славы и могущества их города Фидий и Парфенон, который уже никто никогда не увидит
то главным местом культа богини Афины, где хранилась её древняя статуя, выполненная из дерева священной оливы, был другой храм Акрополя — Эрехтейон.
Этот храм считается совершенно уникальным памятником, не имеющим аналогии в греческой архитектуре. Небольшой по размерам он объединил несколько святилищ: Афины, Посейдона и двух афинских царей -Эрехтея и Кекропа. И именно здесь проводились культовые поклонения богам.
Для меня этот храм явился архитектурной загадкой. Невозможно сложить о нем целое представление, пока не обойдешь его со всех сторон. И с каждой стороны он предстает совершенно иным. Неровности скалы Акрополя отразились и на строении. Все части храма разные по высоте и по своему оформлению. Восточный портик здания подпирают шесть ионических колон,
северный – четыре.
Западная сторона, как и в античные времена хранит память об оливе
Но главная достопримечательность Эрехтейона, благодаря чему он стал всемирно известен и узнаваем — это южный портик, где вместо колонн установлены статуи девушек, поддерживающих перекрытие- кариатиды.
На ровной глади стены портик кариатид выделяется очень четко и выразителен в своем совершенстве. Спокойно стоят эти величавые и сильные фигуры. В их позах, в гордо поднятых головах, лицах, обрамленных ниспадающими на плечи волосами, не ощущается тяжести их вечного труда. Они естественны и грациозны. (фотография из Интернета)
Спокойно стоят, опираясь на одну ногу и слегка согнув другую. У кариатид не сохранились руки, и не было известно как они были выполнены до недавнего времени. Теперь, благодаря копиям кариатид, найденным в 1952 году на вилле императора Адриана в Тиволи, около Рима, стало известно, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиалу — сосуд для возлияний при жертвоприношениях. Головы статуй увенчаны орнаментом, в котором своеобразно слились дорические и ионические элементы.
Кого изображали юные девы и почему их фигаруми украшен портик Эрехтейона?
Может быть это были аррефоры? — девочки 7-11 лет, избиравшиеся из лучших афинских семей на один год для служения Афине. Они принимали участие в изготовлении священного пеплоса, в который ежегодно в праздник Панафиней одевали древнюю статую Афины. Участвовали они и в таинственных обрядах, связанных с её культом.
Была у этого храма ещё одна особенность — уникальный скульптурный декор. Мраморное кружево рельефного фриза опоясывало всё здание. Сейчас фриз находится в Музее Акрополя. Беломраморные фигуры, изображавшие эпизоды из мифов об Эрехтее и других античных героев были выполнены отдельно и затем прикреплены к фону из сине-черного мраморовидного известняка. Все это великолепие было дополнено богатой позолотой и раскраской орнаментов и капителий колонн.
Это ли не чудо!
В настоящее время на Акрополе установлены копии, а оригинальные скульптуры находятся в Лувре, Музее Акрополя (фотография из Интернета) и Британском музее.
Это мраморное безмолвие пережило и язычество и христианизацию. Во времена османов здесь находился гарем султана. Это архитектурное творение столько вынесло, что имеет право заявить о вечных ценностях и непостоянстве этого мира.
Последние лучи заходящего солнца нежно касаются мрамора и опускаются вниз по колоннам. Время расстования с Акрополем,
местом, которое стало эталоном высокой культуры, восхищения и подражания, благодарения и разорения. Но об этом в следующий раз...
- Адрес:
Dionysiou Areopayitou, Athens
- Телефон:
210-3214172
Дешёвый ✈️ по направлению Афины
- 13 июл 2020, 20:09удалитьНе совсем девичье дело вроде бы — держать на себе тяжести, да еще и на голове. Кажется для этих целей скорее подошли бы Атланты, которые в моем городе поддерживают портик любимого мной Эрмитажа.
Но вот ведь какая штука — восхищаются этими юными особами уже много веков, и совершенно справедливо!
Спасибо за рассказ - 13 июл 2020, 22:23удалитьСпасибо! Кариатиды часто использовались в античной греческой архитектуре, но здесь они не подражания прекрасны!
Соглашусь, не женское это дело....