375 материалов по 261 объекту, 5 086 фотографий
- GPS
- Греция, Dionysiou Areopayitou, Athens
- 210-3214172
Акрополь. О добре и зле
Этот совет является частью дневника «Акрополь»
Акрополь является местом, которое стало эталоном высокой культуры, восхищения и подражания, благодарения и разорения.
Акрополь был и остаётся живым организмом, который воздействует на нас своим величием, своим торжеством, своей болью. Прожив судьбу, которая не может оставить человечество равнодушным.
Вот и я поддалась этой волшебной магией воздействия. В результате появилось несколько заметок об Акрополе. Акрополь
Но мне еще хочется рассказать о тех людях и эпохах, которые изменяли облик этого священного места. Несли добро или непоправимое зло.
Первые, кто разрушил все храмовые сооружения на Акрополе, были персы ещё в V веке до нашей эры. После победы над персами началось возрождение Акрополя и практически за 50 лет были сооружены все храмы, которые являлись достоянием греческой культуры и образцом мирового зодчества. (фотография из Интернета)
Это место чтили и почитали. Правители эллинистических государств посылали в Акрополь богатые приношения.
Александр Македонский в честь победы греков в войне с персами, посвятил в Парфенон золотые щиты. Его примеру следовали его преемники.
Но пришло опять зло. В середине II века до нашей эры Римская республика подчинила Грецию. Римский полководец Сулла в 87 году до нашей эры после взятия города занялся чем? Правильно, грабежом. И в Италию были отправлены высоко ценимые римлянами произведения греческого искусства. Грабить Грецию продолжали и позже, вывозя в Италию произведения искусства, хоть и чтили Афины как древний религиозный и культурный центр Средиземноморья.
После распада Римской империи на восточную и западную, Греция вошла в состав Восточной, Византийской империи. Уже не в Рим, а в Константинополь стали вывозиться из Афин памятники искусства. Туда были вывезены и там же погибли в пожаре шедевры Фидия — статуи Афины Промахос и Афины Парфенос.Фидий и Парфенон, который уже никто никогда не увидит
Период турецкого владычества был для Афин временем глубокого упадка. Турки не допускали европейцев в свои владения, и лишь немногие из них попадали в Грецию. В 1674 году маркиз де Нуантейль, французский посол в Турции, (фотография из Интернета)
добился разрешения для художников, находившихся в его свите, зарисовать античные памятники на Акрополе. Так возникли знаменитые рисунки скульптур Парфенона, известные под названием рисунков Каррея 1674 года.
22 рисунка оказались бесценны, так как они являются единственным свидетельством того, как выглядели фронтоны Парфенона до его разрушения при взрыве 1687 года. (фотография из Интернета)
Однако того, что уже было утрачено к тому времени, на них, разумеется, нет.
Пришло время оставить свой злой след в судьбе Акрополя и венецианцам, которые осадили турок на Акрополе. Осада была короткой — перебежчик сообщил венецианцам, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. Одного ядра было достаточно, чтобы взорвать Парфенон. Впрочем, когда через несколько дней венецианцы, под командованием Морозини взяли Акрополь, скульптуры западного фронтона Парфенона ещё держались на месте. Их то и решил увезти в Венецию Морозини в качестве трофея. Когда начали снимать фигуру Посейдона и коней его квадриги, все скульптуры рухнули вниз и разбились. Как в красивой греческой легенде — умру, но никому не достанусь!
Совсем недолго были здесь венецианцы, турки вернулись на Акрополь. Но былое величие Парфенона исчезло навсегда...
Продолжаю о "любителях" древностей, проникавших сюда несмотря на преграды, которые ставились турками. Их восхищение оставшимися после взрыва сокровищами, приводило к желанию завладеть ими. И они не брезговали никакими средствами. В 80- годах XVIII столетия французский посол в Турции предписывал своему агенту "похищать в Афинах и вокруг них все, что можно похитить'. И во Францию вывезли несколько рельефов Парфенона.
Успехи французов во много раз превзошел английский посол, лорд Эльджин. (фотография из Интернета)
Получив от турок разрешение взять с Акрополя "некоторые обломки камней с надписями и фигурами", он в начале XIX столетия десять лет подряд вывозил в Англию скульптуры фронтонов, метол и фриза Парфенона и других храмов. Теперь это одно из главных сокровищ Британского музея. (фотография из Интернета)
Как же я восхищалась красотой и воздушностью живого мрамора, когда посещала этот музей. Тогда не было чувства боли и варварства, которое я испытываю сейчас.
12 фигур с фронтонов Парфенона, 15 метол, 56 плит фриза, кариатиды из южного портика Эрехтейона и другое.
Это великое греческое наследие стало первым, с чем познакомились европейцы. Познакомились, присвоили и вот уже несколько десятилетий тянется вопрос о возвращении мрамора, украшавшем некогда Акрополь.
Но вернёмся к английскому послу.
Акрополю был нанесён непоправимый ущерб, справедливо вызывавший негодование передовых людей того времени.
Известна фраза лорда Байрона, по поводу действий лорда Эльджина, шотландца по происхождению, — "чего не сделали готы, сделали скотты, т.е. шотландцы. Байрон осуждающе отразил это "воровство" и в поэме "Курс Минервы". Байрон, кстати, участвовал в освободительном движении за независимость Греции и является национальным героем. Все свои средства от продажи имущества в Англии были отданы им на правое дело повстанческого движения. В Греции он и умер в возрасте 36 лет от лихорадки. (фотография из Интернета)
Относительно подлого британского лорда можно добавить: он не был единственным в своем стремлении подарить родине (ну, и себе, любимому) модной в ту пору античности. Сначала нехитрым – покупая у турок фрагменты скульптурного декора Парфенона, уже валявшиеся на земле, – грабежом занимались богатые европейские путешественники. Это, кстати, сподвигло временных хозяев Греции на увеличение количества объектов продажи путем сбивания частей фигур с храма. Затем вывозом мраморов стали промышлять официальные лица. Алгоритм действий был один: получить у султана фирман, разрешавший вывоз хоть чего-нибудь, а затем правильно определить, кому из турецких чиновников дать взятку-бакшиш в Афинах и вывозить уже всё, что получится. Как это свойственно человеческому роду.
Многие музеи мира в своих коллекциях имеют эти разрозненные части — в Париже, Ватикане, Мюнхене, Палермо, Копенгагене..
После того как Греция отвоевала свою независимость в конце XIX века, началась скурпулезная работа по восстановлению Акрополя. Были ликвидированы все поздние сооружения Акрополя, отстроен храм Ники,
провели реконструкцию Пропилей,
созданы копии скульптур. Оригиналы скульптур поместили на хранение в музеи, один из которых разместили у подножия скалы.
Добро возвращается и в разные годы свои акропольские древности вернули на родину Музей Гетти, Музеи Ватикана и даже частный коллекционер из Швеции.
В 2006 году Музей Гейдельберга вернул Греции небольшой фрагмент фриза.
Сейчас, приходя на эту священную для афинян скалу, где каждый камень, каждый обломок мрамора хранит многовековую историю, память о расцветах и разрушениях, о поражениях и победах, память о великих воинах и жестоких завоевателях — не спешите уходить не воздав богам благодарности за честь быть причастным к этой истории, находясь здесь и оставляя часть своей души.
- Адрес:
Dionysiou Areopayitou, Athens
- Телефон:
210-3214172
Дешёвый ✈️ по направлению Афины
- 14 июл 2020, 23:52удалитьБоль, какая боль...
Спасибо за реконструкцию первого фото с названиями.
Цитата — "Алгоритм действий был один: получить у султана фирман, разрешавший вывоз хоть чего-нибудь, а затем правильно определить, кому из турецких чиновников дать взятку-бакшиш в Афинах и вывозить уже всё, что получится. Как это свойственно человеческому роду".
Увы, мало из каких мировых музеев обходился без такого грабежа, когда ничем не гнушаются. Примеры есть и в наше время, взять хотя бы Сирию, где под видом уничтожения ценностей, которые демонстративно бьются, на самом деле грабятся бесценные экспозиции и вывозятся за рубеж... - 24 июл 2020, 23:16удалитьИстория подобна океану в котором идут бесконечные волны, то большие то маленькие, то штиль, то буря. Это трудно заметить на коротком отрезке, а вот на примере Акрополя четко видно
- 25 июл 2020, 13:35удалитьКрасивое и точное сравнение! Только настроение океана — это удел богов, а созидать и разрушать — рук и души человеческой!