О чём я жалею после посещения подмосковной усадьбы Абрамцево? Только о том, что собственно экспозиция полностью осталась неосвоенной. А посмотреть тут есть на что, музей-заповедник хранит множество работ знаменитейших фамилий в русском искусстве. Но то была поездка ознакомительная, по причине жары больше "гулятельной" направленности, так что ...разведка произведена, желание более детально ознакомиться появилось. А всем рекомендую запланировать побольше времени на визит сюда и не только полюбоваться атмосферными пейзажами, вдохновлявшими цвет отечественной живописи и литературы, но и подробно ознакомиться с результатами их непосредственных трудов, а заодно и с ещё массой интересного сопутствующего.
Это место уже многие годы служит источником вдохновения известным русским художникам и литераторам. Впрочем, попадая туда, сразу понимаешь, что это действительно так — очень живописное место! До революции усадьба была частным владением, а своё рождение как музей она получила в 1918 году, когда после национализации тогдашняя владелица получила Охранную грамоту Наркомпроса. Изменившийся статус усадьбы не изменил её сути. В 20 веке здесь жили и работали художники И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев, а также многие другие представители творческих профессий. А началось всё в 1843 году, когда писатель Сергей Аксаков приобрёл имение Абрамцево у прежних владельцев. И сюда стали приезжать его именитые друзья, среди которых были Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев. Многие идеи произведений русской классической литературы возникли именно тут. В 1870 году усадьба снова меняет хозяина, которым становится весьма состоятельный железнодорожный промышленник Савва Мамонтов. Миллионер был известен любовью к искусству, поэтому при нём в усадьбе постоянно гостят и работают В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, И. Е. Репин, И. С. Остроухов, В. А. Серов, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и ещё многие другие известные актёры, музыканты и художники. И ныне усадьба продолжает служить искусству и носит статус государственного учреждения. Теперь это Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево. Центральное здание имения — усадебный дом был построен в конце 18 века, со сменой хозяев расширялся и достраивался. Это старейшая постройка усадьбы и один из немногих сохранившихся до наших дней памятников русского деревянного классицизма. В мезонине, выходящем окнами в сад, был рабочий кабинет Сергея, а потом и Ивана Аксаковых. А ещё именно в этой комнате любил останавливаться Николай Гоголь. Неподалёку от главного дома расположена кухня.Она соединялась с усадебным домом крытым переходом, который не сохранился. Кухня была построена на месте старой аксаковской, но первоначально служила жилым помещением — пока шёл ремонт основного дома. А после использовалась по прямому назначению. Сейчас здесь находится экспозиция произведений русского народного искусства. Примечательно, что экспонаты собирались участниками Мамонтовского художественного кружка, а после коллекция дополнялась уже в 20 веке. Сразу за кухней обнаруживается замечательный "теремок" — мастерская. Строение — яркий пример псевдорусского стиля (направление архитектурной эклектики), популярного во второй половине 19 века. Мастерская была построена по проекту Виктора Гартмана и, кстати, является единственной сохранившейся деревянной постройкой авторства этого архитектора. Мастерскую отличает тщательно продуманное естественное освещение. Надо сказать, что современники , в том числе и хозяин Савва Мамонтов, да и художник Васнецов были, мягко говоря, не в восторге от получившегося творения. Посреди этого деревянного великолепия обнаруживается некий экспонат под стеклом. Это скамья, даже керамический диван. И на первый взгляд кажется даже, что он будто диссонирует с окружающим пейзажем. Но приглядишься и уже всё ощущается в гармонии. Но это не просто красивый элемент декорации сада. Это работа Михаила Врубеля, более того, считается, что скамья — лучшее его произведение из керамики. Её не привезли сюда, а выполнили на месте — в мамонтовской мастерской, которую создали специально с целью возрождения традиций русской майолики. Считается, что художественная мастерская призвана была возобновить ручное гончарное искусство и способствовать восстановлению разрушенных изразцовых домовых печей. Хочется ещё отметить, что вид от скамьи запечатлён на картине Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Признаюсь, хотя я это полотно люблю, но "натуру" не узнала:) Пока вы ещё не ушли дальше гулять по парку, оглядитесь вокруг. Симпатичные клёны и берёзы, которые наверняка дивно хороши по осени, ничто иное как "Римская роща", заложенная тут в 1873 году в память о каникулах, проведённых Мамонтовыми в Риме, где они познакомились с художником Поленовым, скульптором Антакольским и историком искусства Праховым, что положило начало Мамонтовскому художественному кружку. Будете гулять, обратите внимание на кормушки для птиц. Они тут все какие-то необыкновенные. Вот эта буквально при входе, у людской, где ныне расположен сувенирный магазин. Отдельно хочется сказать о парковых аллеях — неизменно уютные, живописные и оборудованные удобными дорожками. Притом, они дендрологически разнообразны — есть лиственные, хвойные и смешанные. В парке мы обнаружили занятную сосну — кора её походила на панцирь черепахи или чешую. Условно напротив кухни, с противоположного торца усадебного дома находится ещё одно очень интересное здание — баня-теремок. Построена она по эскизу архитектора Ивана Ропета в конце 19 века. Своё название получила из-за обилия резных элементов в декоре. При Мамонтовых использовалась по назначению, позже стала гостевым флигелем, а ещё позднее была хранилищем фондов музея. Ныне здесь экспозиция предметов деревянного зодчества. На самом деле на территории усадьбы есть ещё несколько интересных построек — церковь, васнецовская избушка, поленовская дача... Но нам не хватило времени дойти до них, мы его, увы, не рассчитали. Зато всё-таки увидели самый настоящий жертвенник, дошедший до нас из глубины времён. Савва Мамонтов привёз скульптуру из Харьковской губернии. Идола создали в 12 (13) веке, в ту пору такого рода статуи были непременным атрибутом погребальных обрядов. В опущенных руках Каменной бабы (так называется статуя) находился ритуальный сосуд для жертвоприношений. Территория усадьбы не только очень зелена, но и наполнена водоёмами. Здесь протекает неширокая река Воря (приток Клязьмы), обладающая симпатичными берегами. А ещё тут много живописных прудов. До Нижнего мы успели дойти. Очень советую пройтись по деревянным мостикам и пофотографироваться на память, все так делают:) Хотя, для фотосессий здесь натура богатая практически везде. Вход в парк стоит 60 рублей в этом сезоне, выставки недорогие и оплачиваются за каждую конкретно в зависимости от ваших предпочтений. Можно купить общий билет с правом посещения любой экспозиции, но в таком случае лучше приезжать с утра — очень увлекательно здесь! Резюмируя, скажу, что я в полном восторге!17 материалов по 2 объектам, 542 фотографии
Дешёвый ✈️ по направлению Абрамцево