«Путь Бон»

Бон — национальная религия тибетцев. В настоящее время последователи бон в небольшом количестве проживают на территории бывшей тибетской провинции Кам, а также в Сиккиме и Бутане.

Научное изучение истории религии бон связано со значительными трудностями, главным образом ввиду отсутствия исторических источников. Как отмечает тибетолог Д. И. Бураев, единственный бонский текст, который в той или иной степени можно считать источником — это изданная в 1915 году С. Ч. Дасом бонская хроника «Rgyal rabs bon gyi a’byung gnas», составленная в конце XIV — начале XV веков и посвящённая изложению генеалогий монарших родов Тибета и Монголии, а также собственно истории бон. В начале XX века небольшая часть её была переведена на немецкий язык Б. Лауфером.

Согласно одному из тибетских преданий, учение бон пятнадцать-шестнадцать тысяч лет до н. э. было принесено из центральноазиатской страны Олмо Лунгринг пробуждённым Тонпа Шенрабом.

В Тибете учение бон первоначально обосновалось в государстве Шанг-Шунг (западный и северный Тибет). В дальнейшем его магические и шаманские обряды, по мнению некоторых западных исследователей, оказали влияние на буддийскую школу Ньингма. Другое мнение состоит в том, что буддизм оказал влияние на древние шаманские практики бон, в результате чего возник реформированный бон.

Последователи бона говорят о трёх «исторических формах» своего учения:

  1. Древнейший (шаманский) бон;
  2. Реформированный бон;
  3. «Вечный бон», или «бон Свастики» (gyung drung bon).
Наверх