На этот раз поездка была в составе двух активных членов уже упомянутого велосообщества, а также меня. Планировался этот маршрут (как и многие последующие) в качестве разведочного, дабы найти артефакты, коими богата земля израильская, ну, и покататься по красивым местам, так, чтобы здесь захотелось кататься еще кому-нибудь.
Так называемая «разведка боем», по нашему скромному мнению, увенчалась полным успехом. Маршрут получился интересный, совсем несложный, богатый на различные артефакты и красоты. И, что немаловажно, на нашем пути не встретился ни один велосипедист, нас не потревожила ни одна машина, и двадцать три километра мы проехал в полнейшей тишине, той, которой так не хватает в наших городах и весях.
Начали мы с места, где изначально располагался киббуц Саад. Дело в том, что вышеупомянутое поселение было основано в 1947 году, а в 1948, во время Войны за Независимость, жители киббуца в прямом смысле ушли под землю, скрываясь от атак арабов в тоннелях несколько месяцев. А потом перешли примерно на километр к востоку, где и стоит сейчас Саад, производящий четверть всей израильской морковки.
Хорошо различимые остатки поселения находятся в роще, изрезанной руслами пересыхающих речушек и ручьев. Здесь можно увидеть фундаменты, плиты, по-видимому прикрывавшие тоннели, и фрагменты стен зданий.
Отсюда мы отправились в киббуц Нахаль Оз, куда нас пустил сонный русскоязычный солдат, любезно открывший перед велопутешественниками ворота. Здесь мы обнаружили прекрасно сохранившееся укрепление с характерными прорезями для наблюдения и стрельбы, а также, вероятно, что-то вроде бункера, дверь в который была, к сожалению, заварена.
Продолжили мы наше путешествие вдоль полей, и, проехав совсем немного, наткнулись на башню, свидетельницу и непосредственную участницу жестоких боев, шедших здесь в 1948 году, со следами от пуль и даже от снарядов.
Сейчас это место превращается в мемориал, табличка на башне уже присутствует, а в планах, судя по табличкам, подвести к этому месту зеленую аллею в память о погибших местных поселенцах и солдатах, их защищавших. Отсюда же прекрасно просматривается Сектор Газа, к которому, после посещения башни (подняться на нее, к сожалению, нельзя), мы и начали приближаться.
После бескрайних полей с яркими подсолнухами, мы увидели памятную доску на дороге номер шесть, установленную в память о шести танкистах, погибших здесь в феврале 2012 года.
Отсюда мы начали приближаться к границе с Газой, намереваясь пройти по трассе Беери, однако, перед этим, кроме красивых пейзажей и встреченного армейского патруля из трех джипов, нас ждал еще один сюрприз.
Мы наткнулись на армейский пост, где оказались танк «Меркава 2″ и бмп, а солдаты радушно предложили нам сфотографироваться, и даже выдали шлем танкиста и помогли забраться на танк. После небольшой фотосессии и сбора трофеев в виде автоматных и пулеметных гильз разного калибра, мы отправились дальше.
Проехав совсем немного по в усмерть разбитой дороге, мы очутились у меморииала Анзак, установленного в память об австралийцах и новозеландцах, воевавших на стороне Британской империи и павших в бою. Мемориал представляет собой обзорную башню, с которой открывается вид на долину, где шли бои в 1917 году и где до сих пор видны остатки траншей.
А совсем немного погодя, мы увидели указатель, который сообщал, что справа располагаются серные шахты, а слева — серная фабрика. Исследование свое мы начаи с шахт — и не разочаровались.
Красивые, причудливой формы скалы, зеленоватые следы серы вкупе с запахом, — это явно практически не посещаемое, а потому очень привлекательное место. Любителям природных красот — посвящается!
А потом мы свернули налево, где обнаружили целый комплекс остатков серной фабрики, причем главное здание с табличкой на нем, сообщавшей, что постройки эти функционировали с 1933 года, сохранилось очень хорошо, осталась даже металлическая основа каких-то станков (мне кажется, что это основа ленты конвейера), проржавевшая, но по-прежнему крепкая.
Но главное скрывалось в нижнем зале. Здесь мы нашли колодец с металлическими остатками подъемных механизмов, дна которого мы не рассмотрели даже при вспышке фотоаппарата.
Бросили несколько камней и засекли время при помощи секундомера. Оказалось, что камень достигает дна колодца за 4,25 секунды!
После осмотрели здание, похожее на склад, с многочисленными следами от пуль на нем (навскидку, их было не менее 50!) и отправились дальше.
Впереди нас ждал самый старинный артефакт из виденных нами сегодня: две арки, под одной из которых находился глубочайший колодец, и что-то вроде бассейна (или поики для лошадей?), с сохранившимися остатками внутренней облицовки.
Колодец также оказался довольно глубоким, а неподалеку лежал прямоугольный камень, по поводу которого наши мнения разделились: кто-то считал его могильным, а кто-то — остатками фасада.
По поводу основного строения у нас возникло множество версий: от дома богатого римлянина, до персидского караван-сарая, и от мамелюкского оазиса до византийского колодца.
Несомненно одно: в подобном стиле на земле Израиля строили многие цивилизации и отдельные народы, а каменная кладка и великолепно сохранившийся колодец просто не могут остаться незамеченными.
Нам оставалось лишь преодолеть несколько синглов на утоптанной и укатанной дорожке в небольшом леске, выйти на трассу и спокойно вернуться по ней к машине.
Маршрут явно удался!
Проехали: 34 км, из них 23 — в тишине.