1 мая, вторник
В этот день нам предстоял долгий переезд из По в Бандоль (650 км).
Бандоль – городок на лазурном побережье Франции. Он не обладает такой массовой известностью как Ницца или Канны, является гораздо более доступным по ценам, а к тому же о нем еще нет материалов на Турбине! Именно он был выбран в качестве места-остановки на ночь перед посадкой в Ницце на паром, направляющийся на Корсику.
Но о Бандоле и о Корсике – позже.
В этот день, уезжая из По я любовалась видами из окна машины. За окном пролетали поля и горные массивы Пиренеев, мерцая солнечными бликами на залитых солнцем заснеженных вершинах.
Планируя это путешествие мне, конечно же, очень хотелось провести побольше времени в Пиренеях и даже остановится где-либо в пиренейском заповеднике, хотя бы на один денек. Попробовать один из множества маршрутов хайкинга, которые так заманчиво описываются в путеводителях:
«Пиренеи – это место обитания многих диких животных, причем некоторые виды встречаются только здесь. Здесь много хищных птиц: грифов, бородачей и королевских орлов. Во многих горных водоемах обитает выхухоль.»
Вы когда нибудь видели выхухоля? На обложке одного из журналов National Geographic однажды была опубликована до боли смешная и уродская мордочка выхухоля с надписью : «только мать может любить такого». Так вот оказывается это чудо природы обитает в Пиренейских водоемах.
Но, все охватить за 14 дней не возможно и нам пришлось расставлять приоритеты. А, так как основополагающим пунктом назначения в этом путешествии была Корсика, то Пиренеи в этот раз пришлось пролететь мимо, довольствуясь видами красивейшей полу-испанской, полу-французской местности из окна машины.
Путеводители романтично рассказывают о том, что в этих краях на протяжении многих веков прятались еретики, а беженцы использовали этот маршрут для пересечения границ.
На сегодняшний день Пиренеи – последняя малозаселенная местность в Европе. Ну и конечно-же, как я уже упоминала в своем блоге, сюда меня заманила история басков и мне очень хотелось хотя бы одним глазком взглянуть на их уклад жизни и побывать в этой особенной атмосфере. Французские баски живут в основном в прибрежных городах – Байонне (столица баскской провинции), Биаррице и Сен-Жан-де-Люз.
Моя основная ассоциация с басками – компрачикосы. Я вообще, кажется, сначала узнала кто такие компрачикосы, а уже только в контексте о компрачикосах услышала, вернее прочитала о басках.
Собираясь в Францию и интересуясь всем, что с ней связано, я узнала о том, что в Англии и Испании XVII века существовало знаменитое сообщество бродяг, торгующих детьми. Такие люди, судя по исторической литературе, были совершенно характерной деталью картины нравственности общества того времени. Они оставили о себе память в уголовных кодексах Испании и Англии. «Скупщики детей» вели торговлю детьми – они покупали и продавали детей.
Для чего? Они делали из них уродов для забавы.
Эксплуатация детей являлось явлением обычным в те времена и самой распространенной забавой была «живая игрушка». Спрос, как известно, рождает предложение. Те люди, о которых я сейчас пишу как раз удовлетворяли этот спрос – они делали из человека игрушку пока он еще был мал и доставляли (продавали) уродцев ко двору для различного рода развлечений. Из этого промысла возникло настоящее искусство. «Существовали подлинные мастера этого дела. Из нормального человека делали уродца. Человеческое лицо превращали в харю. Останавливали рост. Перекраивали ребенка наново. Искусственная фабрикация уродов производилась по известным правилам. Это была целая наука. Представьте себе ортопедию на изнанку. Нормальный челлвеческий взор заменялся косоглазием. Гармония черт вытеснялась уродством.» (В.Гюго)
Вот такой продукт компрачикосы заказывали у специальных хирургов для дальнейшей перепродажи ребенка заинтересованным лицам.
Большинство испанских и фрацузских компрачикосов были басками, у них были свои законы и даже собственная присяга и особенные, известные только им, обычаи. Можно сказать, среди компрачикосов существовала своя кабалистика. Гюго пишет, что, если в наши дни (т.е. в его дни) кому-нибудь захотелось бы основательно познакомиться с компрачикосами, ему следовало бы съездить в Бискайю или в Галисию. Так как среди компрачикосов было много басков, поэтому здесь (в Пиренейских горах), еще до сих пор рассказывают о них легенды и даже пугают ими детей страшными сказками о торговцах изуродованными детьми.
Так о чем это я?
... Вроде о Пиренеях хотела написать, но снова и снова возвращаюсь к баскам.
Кажется, я уже знаю куда нам стоит поехать следующей весной.
Но это будет в следующем году, а сейчас дорога уносит нас в сторону лазурного побережья, в края шика и благополучия, подальше от басков и кмпрачикосов ... впереди нас ждет еще много интересного, ведь нам предстоят еще 10 незабываемых дней по-французски.