Для людей моего поколения Владимир Высоцкий вошёл в жизнь с появлением магнитофонов.
Я первый раз услышала его голос, когда в 1964 году упросила родителей купить мне на день рождения кассетный магнитофон "Комета".
Одной из первых записей, которую мне удалось переписать, была запись блатных песен. Среди них мне сразу запомнилась песня: "У тебя глаза — как нож". Но, я тогда не знала, кто автор этих песен, и даже стеснялась этой записи. Помню, подписала кассету "б. песни". Потом у меня появилась запись Окуджавы и запись Визбора. Здесь я уже знала авторов. А фамилию "Высоцкий" я в то время не знала.
И только в январе 1966 году я и узнала и увидела Высоцкого. Я тогда училась в 9 классе. Моя школьная подруга пригласила меня на концерт бардов (тогда они назывались самодеятельные авторы) в клуб МГУ. Там выступали М. Анчаров, А. Васильев, Б. Вахнюк, Ю. Визбор, Б. Хмельницкий, А. Загот. (тогда мне эти имена ничего не говорили — это я сейчас нашла в интернете).
И среди них был молодой 28-летний Высоцкий. Помню, он, невысокий и худой, вышел в объёмном вязаном белом свитере и вдруг запел "У тебя глаза — как нож", добавив, при этом, что это — пародия на блатные песни. Так я узнала, кто автор моей любимой плёнки.
А потом были походы на Таганку. В десятом классе мы так увлеклись "Таганкой", что готовы были месяц по вечерам ездить отмечаться в списке, чтобы купить билет на спектакль любимого театра. Впервые я увидела Высоцкого-актёра в главной роли в спектакле "Жизнь Галилея". Начинался спектакль сценой, где Высоцкий делал стойку на голове.
В то время мне удалось посмотреть все спектакли, где играл Высоцкий. Это :"Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Послушайте", "Павшие и живые", "10 дней, которые потрясли мир", "Пугачёв". После спектаклей мы стояли у выхода из театра и дожидались, когда из дверей выйдет наш кумир, чтобы ещё раз посмотреть на него...
К сожалению, спектакль "Гамлет", где Высоцкий сыграл свою самую знаменитую роль, мне уже не удалось посмотреть. Билеты на него достать было намного сложнее, да и у меня не было времени — я сидела с маленькой дочкой.
Конечно, и роли Высоцкого в кино не прошли мимо меня. Фильм Говорухина "Вертикаль", вышедший в 1967 году, знаменит благодаря песням, написанным и спетым Высоцким. "Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал"- эта романтика была так созвучна нашей юности!
А "Место встречи изменить нельзя" — итоговая работа Владимира Высоцкого! Я думаю, нет тех, кто не посмотрел этот знаменитый сериал. Персонажа Высоцкого — Глеба Жеглова — знает каждый.
А магнитофонные записи его новых песен я старалась не пропустить ни одной. До сих пор помню их наизусть, как, думаю, и многие люди моего поколения.
Хочу упомянуть и о встрече с Высоцким, которая, к сожалению, не состоялась. Он должен был приехать в наш Институт теоретической и экспериментальной физики.
Были развешены объявления в институте и мы с нетерпением ждали дня его концерта. Но, в назначенный день к нам приехали другие артисты Таганки. (честно говоря, сейчас боюсь ошибиться, если назову их фамилии). Ходили слухи, что в наш закрытый институт Высоцкого просто не захотели пускать.
Когда Высоцкий умер, я очень хотела пойти с ним проститься. Но, было лето, жарко, а я была беременна...
И в заключение хочу привести слова песни Булата Окуджавы
О Володе Высоцком
Марине Владимировне Поляковой
О Володе Высоцком я песню придумать решил:
вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил...
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам по его по горячим.
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
ну, а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
но дрожала рука, и мотив со стихом не сходился...
Белый аист московский на белое небо взлетел,
черный аист московский на черную землю спустился.
1980